КГУ « Средняя школа №6» Старкова Ирина Павловна
Новые подходы преподавания в обучении.
Актуальность « программы курсов повышения квалификации педагогических
работников Республики Казахстан обусловлена целями и задачами
Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на
20112020 гг, ведущие приоритеты которой, в свою очередь, сопоставимы с
современными целями и системами ценностей, характерными для таких
прогрессивных стран,лидирующих в области образования, как Финляндия,
Сингапур, Великобритания.Сущность ведущих целей настоящей программы
заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи уважения к культуре
своей страны на основе на основе духовных, культурных и моральных
ценностей, которые важны и специфически для каждой страны и , что не
менее принципиально: в обучении молодых людей критическому мышлению,
позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуациях,
развивать необходимые навыки и адекватное понимание различного рода
явлений и ситуаций, что придаст им уверенность и обеспечит успешность в
стремительно меняющемся мире.
В настоящее время не подлежит оспариванию утверждение о том, что именно
личность учителя играет решающую роль в реализации поставленных целей.
Результаты мировых исследований в области образования подтверждают тот
факт, что. Учителя, обладающие соответствующими профессиональными
качествами, необходимыми компетенциями и концептуальным пониманием
процессов преподавания и обучения, способны качественно изменить
образование молодежи.
На шестом Всемирном конгрессе Интернационала образования, состоявшемся
2226 июля 2011 года в Кейптауне, его участниками, более 80% из числа
которых были учителя и преподаватели со всего мира, было официально
заявлено. Что именно сегодня, как никогда очевидна необходимость
инвестирования в образование, поскольку капиталовложения в человеческий
фактор через образование является ключом в непрерывное экономическое
развитие будущего.
Следует особо подчеркнуть, что в Программе, в синкретичной взаимосвязи и
взаимозависимости рассматриваются процессы воспитания и обучения на
основе концепции Джудит Харрис согласно которой, « воспитание» является
многоаспектным феноменом, подвергающимся влиянию родительского опыта
родственников и сверстников. Влиянию таких факторов, как средства
массовой информации, рыночные условия, социально= экономический статус
и многое другое.
Настоящая Программа, направленная на развитие учителя, соответствует
целям стратегических планов развития казахстанского образования, демонстрируя пример взаимной интеграции достоверных результатов
современных научных исследований и передового опыта преподавания.
Основная задача Программы:
помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их
педагогическую практику.
Ожидаемый результат: сформированность у учеников навыков обучения
тому, как обучаться и, как следствие, становление их независимыми,
самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными
личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими
компетентность в цифровых технологиях.
Приоритеты Программы направлены на подготовку:
1. Учителей, которые являются направляющими, влияющими,
проявляющих заботу и активно, с энтузиазмом занимающихся
преподаванием и изучением.
2. Учителей, которые осознают, что каждый ученик думает и знает, как
выстраивать понимание предмета; конструируют знания и практический
опыт в контексте этих знаний; имеют профессиональные знания и понимание
их содержания для обеспечения обратной связи таким образом, чтобы
каждый ученик прогрессировал по уровням образовательной программы.
3. Учителей, которые знают цели обучения и критерии успешности урока,
знают, в какой степени они соответствуют этим критериям со своими
учениками, и знают, что делать далее для устранения пробела между
имеющимися знаниями и осознанными учениками эталонами успешности: «
Куда двигаться дальше?», « Как действовать?», « Что делать далее?».
4. Учителей, которые могут развиваться от единственной идеи до множества
идей, синтезировать и затем пополнять и углублять их таким
образом, чтобы ученики могли выстраивать и восстанавливать эти идеи. Это –
не есть передача уже готовых знаний или идей, а построение учениками
этих знаний и идей, что является принципиальным.
Основное содержание Программы представлено в контексте семи
модулей, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи:
Семь модулей:
1.Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5. Обучение талантливых и одаренных учеников.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
учеников.
7. Управление и лидерство в обучении. Понимание обучения лежит в основе «Новых подходов в преподавании и
обучении», изложенных в настоящей Программе. Дети являются активными
обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из
личных исследований и социального взаимодействия. Педагогические
подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога»
(Mercer, 1995, Alexander, 2008)и метасознание, или «Обучение тому, как
учиться» (Flavell, 1976, Vygotsky, 1978), служат в качестве важных
современных интерпретаций социоконструктивистских идей. Несмотря на то
что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, также можно считать
новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через
диалог» и «Обучение тому, как обучаться» мы рассматриваем в рамках
именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с
социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе
диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между
учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое
собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или метасознание,
направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии
ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем
продолжить обучение самостоятельно.
Критическое мышление рассматривается на протяжении всей Программы
двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие
критического мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны,
и Программа направлена на развитие обоих процессов. Критическое
мышление по отношению к учащимся понимается как способность
синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности
и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в
отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое
мышление преподавателей включает в себя способность критически
оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки
новых подходов.
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для
обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и
обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися,
конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя,
так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того,
чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их.
Последние исследовательские работы дали импульс значительному развитию
в нашем понимании процесса формативной оценки и возможности ее
использования для поддержания преподавания и обучения. Данная Программа
рассматривает идеи, разработанные в этих трудах, а также стратегии
преподавания и обучения, в основу которых заложены данные идеи. Для
учителей и детей важно знать, чего они пытаются достичь, что требует понимания критериев достижения. В этой связи Программа рассматривает
также и подходы к критериальному оцениванию.
По завершении Программы учителя будут компетентны в цифровых
технологиях и эффективном использовании ИКТ в преподавании. Таким
образом, они станут уверенными и критичными пользователями
информационных технологий для работы, отдыха и общения. В основе таких
навыков лежит знание об информационнокоммуникационных технологиях,
использование их для извлечения, оценки, хранения, воспроизводства,
представления и обмена информацией, а также ее передача для участия в
совместной работе в сети Интернет.
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности
учащихся и развить их в ходе образования. В настоящее время проводится
ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ,
которые выявляют и поощряют высокие достижения в системеобразования.
Однако существует мнение, что такие конкурсные структуры не являются
единственным способом развития талантов и способностей, реализации
потенциала всех детей. Более инклюзивный подход будет использован для
развития обучения талантливых и одаренных детей в рамках настоящей
Программы. Исследования и размышления по выявлению талантливых и
одаренных учеников лежат в основе инклюзивного подхода к развитию
преподавания для таких детей. Эта тема включает в себя идеи в отношении
понимания потребностей учеников, идеи по расширению учебных программ,
которые содействуют обогащенному обучению всех детей и выбору
дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей
удовлетворению данных потребностей всех учащихся.
Данный модуль тесно связан с предыдущей темой обучения талантливых и
одаренных детей, поскольку оба модуля касаются дифференцированного
обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся. Однако
данный модуль касается вопросов тех этапов развития детей, которые
определяют степень доступности обучения и взаимосвязан с модулем «Новые
подходы в преподавании и обучении». Например, уровни метасознания,
которые наблюдаются у детей разных возрастов, стратегии для поощрения
конструктивистского диалога, адекватные возрасту детей, соответствуют
детям разных возрастов. Аналогично существует связь и с другими модулями,
к примеру – «Оценивание для обучения и оценивание обучения», при
изучении ответственности за самооценку в разном возрасте. Будет также
рассмотрена реализация стратегий эффективного обучения и преподавания в
разновозрастных классах, поскольку данная проблема иногда встречается в
отдельных сельских регионах Казахстана.
Данный модуль основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и
изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне, они
должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных
классах. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критической оценки,
изменения и переоценки практики и политики. Лидерство рассматривается
как изменения, вводимые учителем на протяжении всей Программы. В этой
связи лидерство учителя в Программе определено отдельным модулем, с
целью содействия фокусированию на нем внимания на разных уровнях.
Подход к лидерству, адаптированный в данном модуле, особенно на Уровне 3,
основан на принципе «Работы по развитию лидерства учителя» (проект
Кембриджского университета), в контексте которого учителя изменяются в
ходе размышлений о своей практике в аспекте идей, рассматриваемых в
Программе. Они выявляют, исследуют, оценивают и развивают отдельные
моменты собственной практики в соответствии с названными идеями. Данный
модуль зависит от способности учителей критически мылить и в этой связи,
тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению».
Современная практика и результаты исследований показывают, что
традиционная методика преподавания, основанная на трансляции готовых
знаний, не может обеспечить эффективное интегрирование новых знаний – в
имеющиеся, и следовательно, в данной ситуации имеет место только
механически запоминающееся, поверхностное обучение.
Новые подходы в преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный
на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами развития
знаний, идей, навыков учеников. Подобные задачи разрабатывается таким
образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность
продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению
отдельные предположения, скорректировать убеждения и сформировать
новое понимание.
Сборник классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию.1-4 классы
Сборник классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию.1-4 классы
Сборник классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию.1-4 классы
Сборник классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию.1-4 классы
Сборник классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию.1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.