Сборник "Секреты общения"
Оценка 4.6

Сборник "Секреты общения"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
05.05.2017
Сборник "Секреты общения"
В методическом комплексе представлены разработки занятий направленные на формирование коммуникативной культуры младших школьников. Предлагаемый педагогический опыт апробирован в процессе проведения воспитательских занятий. Использование данных материалов направлено на активизацию адаптационных возможностей детей с недостатками в развитии, помогает самоопределиться в выборе жизненной траектории. Данное пособие предназначено воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования учреждений VIII вида
секреты общения.docx
Управление образования администрации Мариинского района   казенное   специальное   Муниципальное     (коррекционное) общеобразовательное   учреждение  для    обучающихся,    воспитанников   с ограниченными       возможностями здоровья «Специальная   (коррекционная) общеобразовательная     школа – интернат   VIII вида»                                          (методический комплекс) «СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ»                                                                                                            Автор – составитель:                                                                       Картавая Лариса Васильевна Мариинск  2014 Автор   –   составитель:   Л.В.   Картавая     –     воспитатель   Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,   воспитанников   с   ограниченными   возможностями   здоровья. «Специальная   (коррекционная)   общеобразовательная   школа   –   интернат VIII»вида» город Мариинск.       В   методическом   комплексе   представлены   разработки   занятий направленные   на   формирование   коммуникативной   культуры   младших школьников.        Предлагаемый педагогический опыт апробирован в процессе проведения воспитательских занятий. Использование данных материалов направлено на активизацию адаптационных возможностей детей с недостатками в развитии, помогает самоопределиться в выборе жизненной траектории.   Данное пособие предназначено воспитателям, учителям начальных  классов, педагогам дополнительного образования учреждений VIII вида Содержание: Пояснительная записка …………………………………………………………..3 Тема: «Секреты общения»……………………………………………………….5 Тема: «Мы дружбою сильны»…….…………………………………………… 12 Тема:  «Идем в гости»…………………………………………………………..17 Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?».……………………………….23 Тема: «Можно и не ссориться»……………………………………………….. 27 Список литературы …………………………...………………………………..33 Пояснительная записка Общение является одним из основных видов деятельности в школьном  В   общении   с   взрослыми   ребенок   усваивает   исторический возрасте. социальный опыт, а, вступая в контакты с ровесниками, обогащает его, не только приобретает качественно новые знания, но и формирует адекватное представление   о   себе,   начинает   осознавать   себя   как   субъект   в   системе социальных отношений.  В коррекционные школы попадают дети с низкой коммуникативностью  и ослабленными адаптационными процессами. В первую очередь это связано с низким   развитием   речи   у   этих   детей,   с   недоразвитием   их   эмоционально­ волевой сферы. Ведь речь у детей с интеллектуальным дефектом появляется значительно позже и характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов.   Из­за   нарушений   речевых   высказываний   нет   качественной коммуникативной   функции,   нет   полноценного   навыка   общения.   Все   это сказывается   и   на   всех   других   видах   деятельности.   Ребенок   становится некоммуникабельным,   замкнутым,   у   него   снижается   и   так   низкая познавательная   активность,   в   речи   использует   стандартные,   известные речевые   конструкции,   часто   проявление   агрессивности   при   решении конфликтных   ситуаций.   Нарушения   общения   не   способствуют   успешной социальной   адаптации.   Ребенок   плохо   проявляет   самостоятельность   при общении,   с   трудом   устанавливает   контакты   с   людьми,   неуверен   в   себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий. Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений младших школьников с проблемами в развитии, об обучении их приемам общения.  В   результате   целенаправленного,   систематического   коррекционного   происходит воздействия   исчезают   коммуникативные   трудности, формирование   необходимых   умений   и   навыков   у   детей   с   проблемами   в развитии.   Это   позволит   им   более   успешно   реализовать   свой   потенциал, социализироваться в обществе.  Цель  –   создать   условия   для     формирования   коммуникативных   навыков воспитанников. Задачи:   –   формирование коммуникативной культуры воспитанников;   –   повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование навыков   общения   (умения   слушать,   высказывать   свою   точку   зрения, приходить   к   компромиссному   решению,   аргументировать   и   неагрессивно отстаивать свою позицию); –   выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость. Данный  материал может быть полезен педагогам коррекционных школ ­ интернатов, учителям, осуществляющим воспитательную работу с младшими школьниками. Тема: «Секреты общения». Цель: –   формирование основных способов общения: речи, мимики, жестов. Задачи: – познакомить с правилами общения;   – развивать стремление быть внимательным к окружающим людям;   –   воспитывать добрые взаимоотношения между детьми в группе. Оборудование:  видеоклип   песни   «Позвони   мне,   позвони!»,  карточки   с заданиями, таблички – советы, рисунок солнышко, магниты. Ход занятия: 1. Орг. момент. Звучит фрагмент песни «Позвони мне, позвони!»  –  Ребята, вы догадались, чему будет посвящено наше занятие? Кто знает, что такое общение? – Общением можно назвать простой обмен новостями между людьми. Ведь по тому, что тебе рассказывает человек и как он это делает, о чём он волнуется, чем   интересуется,   можно   многое   понять   о   его   внутреннем   мире   и   о   его характере.   Общение   между   людьми   происходит   постоянно,   но,   конечно, всегда по – разному. Это может быть задушевная беседа двух друзей, или шумная игра во дворе, или совместное выполнение домашнего задания, или разговор по телефону. В магазине, на улице, в классе, в театре – везде, где есть хотя бы ещё один человек, мы вступаем в общение. Общаясь с самыми разными людьми, мы накапливаем опыт общения.  – Сегодня на занятии я открою вам пять секретов общения, которые помогут вам найти друзей, научат правильно общаться. 2.Основная часть   – Кто знает,  как, одним словом можно назвать правила общения в обществе? Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка Но не только в дневнике, У людей на языке… Очень просто жить культурно Все прекрасно, И хорошая отметка, Люди живут все вместе, в одном обществе. И чтобы друг с другом было  Что не дурно. удобно   и   радостно   жить,   учиться,   работать,   отдыхать,   каждому   надо соблюдать правила, называемые этикетом. I.   НАЗЫВАЙ   СОБЕСЕДНИКА   ПО   ИМЕНИ,   И   ОН   БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ТЕБЕ ТАК ЖЕ! – Ребята, кто из вас скажет, кого мы называем «собеседником»? –  СОБЕСЕДНИК   –   человек, вступающий с вами в разговор. Собеседник может быть один, а так же их может быть несколько. Это новое слово, его мы поместим в колонку новых слов. – Каждый из вас любит, когда к нему обращаются по имени и обижается на прозвище. – А как бы вы хотели, чтобы вас называли? – Ребята, а можно ли, к взрослому человеку обращаться на «ты» и по имени? – Конечно же, нет! А как мы должны обращаться к старшим, если они не родственники? – Мы должны обращаться по имени и отчеству. – Давайте же повторим первое правило и запомним его. –   Чаще   всего   наше   общение   происходит   с   помощью   речи:   мы   что   –   то рассказываем, объясняем, отвечаем, друг другу, то есть разговариваем. Речь – это важнейший инструмент общения. Но важно не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем. – Перейдём ко второму секрету. II. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН К ТЕМ, КТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ, И ЛЮДИ т БУДУТ УВАЖАТЬ ТЕБЯ!  – С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть, обидеть и утешить. к Необходимо всегда думать, прежде чем что – то говорить. – Сейчас я буду зачитывать строки из сказок. Задание: Назвать имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко, Не печалься, ступай себе с Богом! Будет твоя старуха царицей.  Не золотое – а  простое.(Ряба) Это всё пустяки, (Рыбка) Ребята,   давайте   жить   дружно! Дело то житейское. (Карлсон) –   Быть   внимательным   к   людям,   это   значит   не   быть   безразличным   к   ним. (Леопольд) Старайтесь не обижать окружающих вас людей ни делом, ни словом. Слово, порой,   ранит   больнее.   Прослушайте   стихотворение   Душана   Родовича «Друзья».  Если плачет кто–то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Это, дети, сделать надо – Плохо плакать одному. –   Оказывается,   что   при   разговоре   мы   понимаем   не   только   речь,   но   и выражение   лица,   позу   и   жесты   собеседника,   то   есть   его   мимику   и пантомимику. МИМИКА – это различные выражения лица. ПАНТОМИМИКА – разнообразные позы и жесты. Задание:   Каждый   из   вас   возьмёт   карточку   с   заданием   и   изобразит указанное   выражение   лица   и   покажет   жест.   Все   остальные   будут угадывать, что это означает. На карточках:  Поздороваться Согласиться     Остановить машину Попросить разрешения на уроке Не согласиться –   Ребёнок   не   умеющий   говорить,   сжимает   и   разжимает   вытянутую   ручку. Попрощаться ( ДАЙ !)  – Опытные путешественники знают, что одни и те же жесты в разных странах могут иметь разные и даже противоположные смыслы. Известный пример: мы, когда соглашаемся, киваем головой вверх– в низ, а в Болгарии то же самое движение обозначает , наоборот , несогласие. В  нашей   стране,  поднимая   плечи,  мы   показываем,  что   не   знаем   ответа   на вопрос   и   растеряны.   В   Италии   или   Испании   этим   жестом   можно   обидеть собеседника: там это обозначает не приставай, отстань. – Ребята! В какой стране вы бы не были, обязательно улыбайтесь собеседнику и у вас станет больше друзей! III. УМЕЙ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ДРУГОГО, И ТЫ УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО!  –   В   разговоре   нельзя   перебивать   собеседника.   Того,   кто   постоянно вмешивается, мешает общению, называют невоспитанным человеком. – Бывают ситуации, когда необходимо спросить что­то очень важное. Как поступить в таком случае? – Необходимо попросить разрешения. – Какие слова вам для этого понадобятся? – Извините, можно я вас перебью.  Общаясь с людьми важно, с какой интонацией они говорят с тобой. ИНТОНАЦИЯ – это изменение (повышение или понижение) тона речи. Задание:   Детям   предлагается   повторить   с   разной   интонацией предложение (радостно, зло, задумчиво, с обидой); «Я получил три!» IV. БУДЬ ВЕЖЛИВ, И У ТЕБЯ БУДЕТ МНОГО ДРУЗЕЙ! – Каждый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи   определённых   слов.   Их   называют  «добрыми» (или  «волшебными») словами. Ими мы постоянно пользуемся, они помогают нам строить добрые отношения с окружающими нас людьми. К ним относятся слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения за причинённые неудобства, за нанесённую обиду. «Какие вежливые слова вы знаете?» Задание: Дети читают   стихи  на карточках. – ЗДРАВСТВУЙ, тётушка Сорока! Ты куда летишь?  – Поешь овса из корыта,  – Далёко!  С новостями на хвосте ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!  – Спасибо!– Лошадка сказала,­ Нужно мне успеть везде! Но этого мне очень мало! – Слонёнок, ты на хвост мне сел! – ПРОСТИ, Мартышка, не хотел!  Слонёнок долго извинялся, Ну а потом… с хвоста поднялся. – Эй, ПРИВЕТ, соседка­Мышь! Может, в гости пригласишь?  – Извини, голубчик­Кот,  Очень узкий в норку вход! – Хочешь, Белка, на тележке Подвезём твои орешки? – Ну конечно же, СПАСИБО ! Вы мне очень помогли бы ! – БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ! И БУДЬТЕ  ДОБРЫ! Дом наш покрасьте, друзья­маляры! – Мы с удовольствием выкрасим  дом, Только вот кисти и краски найдём! Так набегался Щенок, Прямо валится он с ног! Засыпает и бормочет: – Всем, всем, всем СПОКОЙНОЙ  НОЧИ! – Куда, Козлёнок, держишь путь? – А… всё равно! Куда –нибудь! – Тогда СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! Скорей куда  – нибудь прийти! Подарили Хрюшке  Пряники и сушки. Рада Хрюшка:– Хрю – хрю –  хрю! Вас, друзья, БЛАГОДАРЮ! – Какие волшебные слова вы  услышали? V. УМЕЙ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО! С. Маршак «Ежели вы вежливы» Трещать, как две сороки. Ежели вы вежливы Ежели вы вежливы  И к совести не глухи, В автобусе вы место Уступите старухе. Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. Ежели вы вежливы. То, сидя на уроке, Поможете вы маме И помощь ей окажите Без просьбы– то есть сами. Ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. Ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Не будете с товарищем  Дети на табличках читают советы  по этикету. 1табличка  Пред сильным не робея. На площадке для детей много всяческих затей Но песком бросаться не годится, братцы,  А еще ругаться, драться и пинаться. На плохое здесь запрет  налагает ЭТИКЕТ. 2 табличка Если кто плохое слово произнес – не повторяй, Ты его не слышал словно  – ЭТИКЕТ не забывай! 3 табличка Ты не трус, но первым  драку начинать не торопись. Слабых защищай, однако За девчонок заступись.  4 табличка Чтоб не грохнуться случайно на пол в час ученья Ты на стуле не качайся! Это не качели. 5 табличка  За столом сидишь в столовой, Не кричи, не ёрзай друг, Не размахивай руками, Словно ты гоняешь мух. 6 табличка Взял без спроса вещь чужую Иль поел чужих конфет, Невоспитанность такую запрещает этикет.  Физминутка На болоте жабы жили. И друг с другом так дружили. Начинали вновь игру. Сесть и встать Прыгали они по кочкам, Спали вместе тёмной ночкой. И два прыжка. Вместе весело всегда. А проснувшись поутру, 3. Закрепление.  Игра: «Магазин вежливых слов» На   полках   в   магазине   стояли   вежливые   слова   благодарности   (спасибо, благодарю,   пожалуйста),   приветствия   (здравствуйте,   добрый   день,   доброе утро,   добрый   вечер),   извинения   (извините,   простите,   жаль),   прощания   (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам. Таблички: «Слова благодарности», «Слова приветствия», «Слова извинения», «Слова прощания» Упражнение   «Маски».  Дети   разбиваются   на   пары   и   каждому   участнику предлагается: выразить с помощью мимики горе, боль, страх, радость. Другой участник   должен   определить,   что   выражает   лицо   партнера.   Затем   дети меняются ролями. 4.Итог занятия Поднимите   руку   те,   кто   хочет   добиться       успехов   в   общении   со   всеми, завести много друзей. Посмотрите на доску, (солнышко). Каким мы любим наше солнышко? – Светлым, ярким, тёплым. – Люди говорят, приветливым. Я бы очень хотела, чтобы и вы относились друг к другу приветливо и бережно. Тема: «Мы дружбою сильны». Цель: –  формирование представлений о  дружбе  и бережном отношении друг к другу. Задачи: – показать какими качествами должен обладать настоящий друг;   – развивать стремление быть терпимым в обществе людей;   –   воспитывать добрые взаимоотношения между детьми в группе. Оборудование: видеоклип песни  «Мир похож на цветной луг», солнышко с лучиками, пословицы в конвертах, чистые листочки, карандаши, магниты. Ход занятия: 1. Орг. момент. Звучит песня о дружбе. («Мир похож на цветной луг»).  Давайте отложим дела «на потом», О дружбе расскажем, о дружбе споём. Пусть искорка дружбы , что вместе зажжём,  Подарит нам радость, согреет теплом!   –       Наше   сегодняшнее   занятие   посвящёно   дружбе.   Мы   постараемся раскрыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить. Пожалуй, каждый из вас мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому   – то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого   – то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы назвать другом. В любом случае настоящий друг никому не помешает. 2.   Основная часть  Дружба  –   близкие   отношения,   основанные   на   взаимном   доверии. Друг  –   человек,   который   связан   с   кем­нибудь   дружбой.  (С.И.   Ожегов «Словарь русского языка») Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили» М. Садовский Если б капли не дружили, Как тогда бы лужи жили? Как бы реки потекли? Где бы плыли корабли? Если б ноты не дружили, Как бы песню мы сложили? Как бы птицам распевать? Как бы солнышку вставать? Если б люди не дружили, Как бы мы на свете жили? Ведь без дружбы с давних лет Ничего на свете нет! – В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни? –  Задумаемся   над   тем,  что   дружба   нужна   и  детям,  и   взрослым   в   разных жизненных ситуациях. – Какого друга можно назвать настоящим?   – А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему. Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда­то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Я упал и весь промок ­ – Я думаю, что каждый убедился, что нужно воспитать в себе много качеств, Больше к другу не влечёт. чтобы быть НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ. Народная мудрость в пословицах.   –   Вы,   ребята   слышали   и   знаете,   что   в   пословицах   заключается   народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах…  – Поможете мне их собрать? – Я предлагаю вам поработать в группах. –  У вас на столах лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её и объяснит.  •     1­я группа «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» •     2­я группа «Нет друга – ищи, а нашёл –береги» •     3­я группа «Старый друг лучше новых двух»   –   А вот эту пословицу вы мне подскажете сами, когда послушаете басню Ивана Андреевича Крылова. «Чиж и голубь».  Чижа захлопнула злодейка – западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль,  – говорит,  –  средь бела дня  Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело». Ан смотришь, тут же сам запутался В силок. И дело! Впредь чужой беде не смейся, Голубок.  – Так какая пословица подходит? «Друг познаётся в беде».  Физминутка «Дружба» Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, – Вот молодцы, как дружно  выполнили физминутку. Завертелись, завертелись и  остановились. 3.  Закрепление  Качества для настоящего друга. (Открывается доска с нарисованным солнцем, в центре написано дружба.)       – Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера. –        Сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду предлагать качества характера человека,   а   вы   должны   внимательно   слушать,  если   предлагаемые   качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами. –  В   ходе   игры   из   положительных   качеств   настоящего   друга   мы   будем составлять солнышко, у него нет лучиков, лучики лежат на столе. 1. честность  •     ложь 2. доброта 3. верность  •     предательство  •     драчливость  5. справедливость  •     задиристость;  •     грубость  4. взаимовыручка  Сказочный ералаш. ( По опорным словам нужно угадать сказку и ответить на вопросы) 6. ответственность 7.сострадание. 1. Снег,   разбойница,   ворон,   стекло,   зеркало,   роза,   дружба.   («Снежная королева»).   Кто   в   этой   сказке   оказался   настоящем   другом   (Герда), почему?  2. Жук, жаба,     полевая мышь, ласточка, эльф («Дюймовочка»). Каких героев этой сказки можно назвать настоящими друзьями, и по каким поступкам это видно? 3. Трава, братья,  крапива, кольцо, терпение. («Дикие  лебеди»).  Какими поступками героиня этой сказки доказала что она настоящий и верный друг?  4. Итог:  – Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы.  Всё в мире существует по правилам и законам, есть законы и для дружбы. Вот некоторые из них.  ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ (прикрепляются на доске) 1.  Помогай другу в беде.  2.  Умей с другом разделить радость.  3.  Не смейся над недостатками друга.        4.  Останови друга, если он делает что­то плохое.       5.  Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.  6.  Не обманывай друга.        7. Не зазнавайся.       8.Умей признать свои ошибки, помириться с другом.  9.Не предавай своего друга.  10.Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе   – Вы согласны с этими законами? (ответы детей)  – Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями. – Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем и скажем друг другу слова   известного   героя,   добрейшего   и   терпеливейшего   кота   Леопольда: – Ребята, давайте жить дружно! Тема:  «Идем в гости» Цель: Формирование умений приглашать в гости и принимать гостей. Задачи:  Познакомить с традициями разных народов встречать гостей;   Развивать навыки общения в быту;  Воспитывать    уважение к людям и доброжелательное отношение друг к другу; Оборудование: видеоклип песни  «Эй, Вы там наверху», правила для гостей и хозяев, магниты. Ход занятия: 1. Орг. момент. Звучит музыка (А.Пугачева) «Эй, Вы там наверху».  – Как вы думаете, ребята, для чего мы ходим в гости? Принимаем гостей?  На это есть много причин. Очень приятно, когда, увидев тебя, люди радуются и   улыбаются.   Встречаются   для   того,   чтобы   обсудить   важное   событие, обменяться   информацией,   узнать   новости,   поделиться   рецептом   вкусного пирога. А может быть просто для того, чтобы почувствовать, что ты кому­то нужен, и ты не одинок.    – Сегодня на занятии мы будем учиться встречать и принимать гостей, и узнаем о  национальных традициях гостеприимства разных народов. 2.Основная часть  «Национальные традиции гостеприимства разных народов». Окружение любого человека  – это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме:    –     разговоры   по   телефону;   обмен   письмами;   кратковременные   визиты   и просто случайные встречи на улице; И   все   же   из   всех   видов   общения   наиболее   приятный   связан   с гостеприимством, веками складывались его национальные традиции. Давно   известен   такой   обычай   (у   «Горцев»)   –     если   гость   окажется   в кавказском селении, в доме «Горца» и похвалит какую­то вещь, то, как бы ни была она дорога хозяину, его честь («Горца») не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот откажется от подарка. У Японцев  не принято принимать гостей дома. Но если все­таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений. И как бы ни извинялся перед гостем хозяин – это будет самым лучшим приемом гостя. В Средней Азии гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. Поскольку большая его часть накрыта виноградником или плюшем и является своеобразной импровизацией летнего дома.  А в Турецких  семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного   своего   назначения   выполняет   роль   своеобразного   клуба.   Там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы. Англичане,  не   станут   заботиться   об   обилии   угощения,   они   ограничатся только самым малым. Англичане  считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно поесть и попить, но и чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение и дружбу. Полезные советы (Вредные советы Г.Остера) (Задание:  – «Объяснить что в этих советах неправильного и вредного и как по – настоящему, нужно поступить в данной ситуации?») Если ты пришел к знакомым  –  Отвернись и на вопросы Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «Спасибо» Никому не говори. Ни на чьи не отвечай,  И тогда никто не скажет  Про тебя, что ты болтун. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома  –   Пригодиться самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Девчонок надо никогда Нигде не замечать И не давать проходу им Нигде и никогда. Им надо ножки подставлять, Ошибки гостя и хозяина. Пугать из – за угла... Если к папе или маме Тетя взрослая пришла И ведет кокой – то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!» Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Соревнование (кто больше найдет ошибок). После соревнований Антон сказал Жене: – «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов   в   пять.   Я   тебе   марки   свои   покажу   и   конструктор   новый.   Диски послушаем».  –  Ладно,  –ответил Женя,  – Приду. Часов в восемь Антон уже перестал ждать товарища. Он набрал в таз теплой воды, собирался выстирать носки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока   Антон   вытирал   мыльные   руки,   шел   к   двери,   кто­то   несколько   раз, подолгу отчаянно нажимал кнопку звонка.  – Привет,  –  сказал Женя,  –  это Я! Он зашел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся. А у вас ничего.  Подходяще. – Это что?  – и он схватил модель парусника с письменного стола. Это отцу подарили, на память. Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? Женя нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Антон взглянул  испуганно, но ничего не  сказал.  А  гость  в  это время  уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки   и   пробуя   каждый   цвет   на   полуисписанном   листе   бумаги,   который лежал на столе. Потом Женя отправился бродить по комнатам. Сколько стоит?  А это где покупали? Поминутно   спрашивал   он,   трогая   хрустальную   вазу,   картинку   на   стене, веселого глиняного барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился. Чего барахло всякое в доме держите? На лице Жени ясно выразилось презрение к вкусам хозяина. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Женя ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик. Антон в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.  – Ты колбасы нарежь, Антон.   –  А это селедка, что ли?  И селедку давай, я знаешь, как соленое люблю.  Наевшись и напившись вдоволь чаю, Женя взялся за кепку. –    Ну,  я   пошел.   Пока.   Завтра   еще   приду.  А   марки   твои   я   взял,   мне   они понравились, и ножик перочинный взял. И гремя сапогами, он помчался по лестнице. А как бы вы, ребята, отнеслись к такому гостю? (Дети называют ошибки гостя и хозяина.) (Основные   ошибки   гостя:   он   не   поблагодарил   за   приглашение,   опоздал, слишком   настойчиво   звонил,   прошел   в   верхней   одежде   в   комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения,   взял   без   разрешения   ножик   и   марки,   решил   снова   без приглашения   прийти,   шумел   на   лестнице.   Есть   и   другие   более   мелкие ошибки. Были ошибки и в поведении хозяина.) Давайте вместе выведем правила для гостеприимных хозяев. (правила прикрепляются на доске) 1. Хорошее настроение, радость, улыбка  – самое главное при встрече гостей. 2. Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким. 3. Общаясь с гостями,  не  старайтесь говорить громче  их, кто говорит,  не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее. 4. Умей слушать собеседника, тем приятнее ему будет разговаривать с тобой. 5. Если гость совершит какую – нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это. 6.   За   стол   хозяева   садятся   первыми,   но   не   должны   начинать   есть   раньше гостей. 7.Любое   блюдо   –     конфеты,   пирожные,   надо   вначале   предложить   всем,   а потом уже взять себе. 8. Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их. 9.Принимая у себя друзей, продумай программу игр и развлечений. 10.Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь. 11. Попрощайся с гостем и поблагодари его за приход.  А теперь правила для гостей, (дети читают по очереди). 1.   Приходи   в   гости   по   приглашению   и   без   опозданий.   Прийти   раньше намеченного еще хуже, чем опоздать. 2.  Если  вы   пришли   с  цветами,  то,  пожалуйста,  не   забудьте  снять   обертку заранее (пусть даже самую нарядную) и вручить их «живьем». 3.   Когда   тебя   проводят   в   комнату,   то   вначале     следует   поздороваться   с женщинами, а потом с мужчинами. 4. Веди себя сдержанно и скромно. Не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах. Не следует много и громко говорить, смеяться без повода. Ни к чему впадать и в другую крайность. 5. Помни, что если кто – то из других гостей тебе не приятен, не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома. 6. Ешь то, чем угощают, не крути носом. Но при этом будь бдительным, чтобы хозяева не положили тебе в тарелку то, что ты просто не переносишь. 7. Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным и не накладывай в тарелку самую большую порцию. 8. Не будь ломакой! Если ты умеешь петь или играть, то не отказывайся, когда   тебя   об   этом   просят.   Постарайся   доставить   удовольствие присутствующим. 9. Постарайся избежать обсуждения гостей, которые уже ушли. Если тебе не понравилось в гостях или было скучно, то не рассказывай об этом другим. 10. Не следует напрашиваться в гости самим, а так же продлевать свой визит до бесконечности.  Физминутка  Мишка толстый, косолапый. В зоопарке машет лапой. Головой всем покивает. Целый день гостей смешит. То он сядет, то привстанет, 3.   Закрепление.«Изобрази   ситуацию».  (К   вам   пришли   гости     –   следуя правилам встретить гостей и проводить) 4. Итог занятия. Ну, а ночью сладко спит. – Что полезного Вы взяли для себя из данного мероприятия?   – С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей  так, чтобы  всем  было хорошо,  приятно, удобно. Нужно научиться  быть  хорошим   гостем  и  хорошим   хозяином.  Надеюсь,  что   наше занятие  вам в этом поможет. Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: –  Формирование понятий «плохо» и «хорошо».  Задачи: – учить анализировать и правильно оценивать свои поступки;   – развивать стремление быть внимательным к окружающим людям;   –   воспитывать добрые взаимоотношения между детьми в группе. Оборудование:  человечки   (плохо,   хорошо),   таблички   (хорошие   и   плохие поступки), магниты. Ход занятия: 1.Орг. момент.  Крошка сын к отцу  пришёл, И спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»  – Все вы помните это стихотворение?  – Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: «Что такое  хорошо?» и «Что такое плохо?»   – И сейчас мы вместе с вами попробуем разобраться, какие плохие поступки  встречаются нам в жизни, а какие хорошие. 2.Основная часть   Стихотворение: Владимир Новиков «Забыл» Молчат на ветках птицы.  Зима. И корма нет. Но очень долго длится  У Толика: обед.  Они гладят в окошко: Там на краю стола Оставил Толя крошки, Но вспомнил про дела. Он сделал все уроки, Он выучил стишок И в уличном потоке Помчался на каток. Он смелым и отважным С хоккейной клюшкой был. А вот о чём­то важном  Он всё – таки: забыл!  – Ребята, что забыл сделать Толик? (Покормить птиц) – Как поступил Толик, не покормив птичек за окном? (плохо) – Что должен был сделать Толик, чтобы про него сказали, что он поступил хорошо? (покормить птиц, а потом сесть за  выполнение уроков) В нашей жизни вокруг нас ходят два существа «Плохо» и «Хорошо».  (Вывешиваю человечков под такими названиями) – Ребята нам прочитают стихотворения, а мы попробуем отгадать плохо или  хорошо поступали герои этих стихотворений. В поезд входят три юнната «Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут!»   – Как поступили ребята? (плохо)  – В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим) (табличка   «НЕУВАЖЕНИЕ   К   СТАРШИМ»   прикрепляется   под   героем «Плохо» на доску) Петя ловко ловит рыбу, Может ловко мастерить, Только «Здравствуй» и «Спасибо» Не умеет говорить.   – (табличка «НЕВЕЖЛИВОСТЬ») Коля ссорится с друзьями, Вход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки. – (табличка «ОБИЖАЕТ ДРУЗЕЙ») Говорит лентяйке мать: – Убери свою кровать! – Я бы, мама, убрала, Только я ещё мала. – (табличка «ЛЕНЬ» ) Ситуация:  Мальчик –   сладкоежка очень любит мороженое. Он собирается идти гулять на улицу, зная, что там недалеко есть киоск, в котором можно купить   мороженое.   Он   подходит   к   маме,   папе,   бабушке   и   просит   у   них денежек на мороженое. На улице он покупает четыре порции мороженого и всё сразу съедает. На следующий день он не может разговаривать. У него  – ангина. – Хорошо или плохо поступил мальчик?  – А как, по –  вашему мнению, должен был поступить мальчик? – Какой мальчик? (жадный) – (табличка «ЖАДНОСТЬ») – А если бы мальчик всем раздал мороженое. Как бы он поступил? (хорошо) – Каким можно было бы тогда его назвать? (щедрым)  – Это хорошо? (да) (далее   под   героем   «ХОРОШО»   появляются   таблички   «Щедрость», «Уважение старших», «Вежливость», «Дружба», «Трудолюбие») – Мне интересно, а какие ещё хорошие и плохие поступки могут совершать люди? – Скажите, ребята, а вы какие хорошие поступки совершаете?   – Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?  – А бывало ли так, что вы поступали плохо?  – Как вы думаете, мы с вами должны стараться больше хороших поступков совершать или плохих?  – А почему? –   Конечно,   мы   должны   стараться   совершать   больше   хороших   поступков. Потому   что   добрые,   хорошие   поступки   облагораживают   людей.   Мир становится богаче, добрее и лучше. Мы с вами должны отличать «Хорошее» от «Плохого». Физминутка На горе стоит лесок круговые движения руками Он не низок не высок сесть, встать, руки вверх По тропинке два туриста Шли домой из далека ходьба на месте Говорят: «Такого свиста, мы не  Удивительная птица подает нам  голосок слышали пока». плечи поднять глаза и руки вверх, потянуться 3. Закрепление А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое «хорошо» и что такое  «плохо».  Выступление детей: 1. Если с другом разделил  Ты свои конфеты –   Хорошо ты поступил,  Каждый скажет это. 2. Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже! 3. Если подал ты при всех  Девочке пальтишко, Ты –  культурный человек,  Мировой мальчишка! 4. Если ты, как дикий зверь,  Сразу лезешь драться,  Не достоин ты, поверь, Человеком зваться! 5. Если ты пригрел кота,  Кормишь птичек в стужу, Это –   просто красота, Только так и нужно! 6. Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Хуже нет проступка. 7. Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг,  Назовут хорошим.  8. –  Ребята, список  «хорошего» и  «плохого»  можно  ещё  продолжать  и продолжать,     наша   жизнь   длинная   вы   ещё   узнаете   больше   таких моментов.   Но   я   предлагаю   дополнить   наш   набор   и   поиграть   в   игру «Сделай   правильный   выбор»   (ребята   выходят,   берут   табличку   и прикрепляют её в нужную группу на доску) 9. (обижать   животных,   везде   мусорить,   навестить   больного товарища, заботиться о родителях) 10.4. Итог занятия. 11.– О чём мы сегодня вели с вами беседу? 12.– Каких больше поступков мы должны стараться делать? 13. 14.Тема: «Можно и не ссориться». 15.Цель: –  Формирование умений сдерживать свои негативные эмоции. 16.  Задачи:  –   учить   детей   саморегуляции   и   анализу   в   критических ситуациях; 17.                – рассмотреть приемлемые способы снятия эмоционального раздражения; 18.                  –   воспитывать добрые взаимоотношения между детьми в группе. 19.Оборудование:  раздаточный материал, наглядность (тексты ситуаций, ребусы), мягкие игрушки, магниты. 20.Ход занятия: 1.Орг. момент.  21. 22. На партах розданы иллюстрации к стихотворению «Волчонок». 23. 24.–  Ребята,   рассмотрите,   пожалуйста,   ваши   картинки. – Кто на них изображён? Давайте им дадим имена.  (Например, заяц Степашка,   зайчиха   Анюта,   котёнок   Тишка,   волчонок   Даня) – Что произошло у зверей? (Ссора) 25.– Как вы это поняли? 26.–   Да,   правильно.   А   как   вы   думаете,   какие   чувства   испытывают   два зайчонка и котёнок? Чтобы разобраться в этом я приготовила для вас вот такие таблички, на которых написаны разные чувства. Давайте их прочитаем.  Радость,   горе,   разочарование,   веселье,   обида,   печаль, удовольствие. –   Так   какие   же   чувства   испытывают   Анюта,   Степашка   и   Тишка? – Вы правильно сказали. Это хорошие чувства? Вам самим нравится быть обиженными, разочарованными, печальными? 27.– Можно было Дане, Анюте, Степашке и Тишке не ссориться, а играть всем – Какие бы испытывали они чувства, играя вместе?   вместе? 28.– А вы ссоритесь со своими друзьями? 29.– В чём причина ваших ссор? 30.– Трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки? 31.– Как вы думаете, нужно ли этому учиться? (Нужно) 32.– Вот этим мы и займёмся на нашем занятии. 33. – Тема нашего занятия «Можно и не ссориться»  34.2.Основная часть  35. Разыгрывание ситуаций. 36. – У меня на столе лежат мягкие игрушки. Используя их, разыграйте ситуацию   и   придумайте   её   окончание.  (Дети   делятся   на   группы   и каждая получает своё задание) 37.  Ситуация 1.Мишка сделал крышу домика из капустного листа, а зайка не знал, что  это  крыша  и съел  её.  Проснулся  Миша,  а  зайка  крышу доедает… (придумайте окончание и доиграйте сами) 38.Ситуация 2.Подарил ёжик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала, а там сидела пчела, и она ужалила лисичку в нос… (придумайте окончание и доиграйте сами) 39.Ситуация   3.Слоненок   решил   помочь   белочке   полить   огород,   но   не заметил, что под листьями спит ёжик и облили его водой, а ёжик… (придумайте окончание и доиграйте сами) 40.После каждой ситуации разбор: 41.– Правильно поступил мишка (лисичка, ёжик)? 42.– А ещё как можно было поступить? 43.– Вот видите, вы можете сдерживать свои плохие эмоции. Постарайтесь и   в   реальной   жизни   не   забывать   про   это   умение. –   Помните,   что   в   критической   ситуации   (в   момент   ссоры)   нужно остановиться   хотя   бы   на   несколько   секунд,   т.е.   взять   ТАЙМ­АУТ, чтобы   за   эти   секунды   вы   смогли   подумать   о   ваших   дальнейших действиях, а не бросаться сразу в драку. 44.– Знаете ли вы что такое  «тайм аут»?  (Это небольшой по времени перерыв для того, чтобы человек мог снять напряжение, собраться с   силами.) –   Понятие  «тайм   аут»  часто   используют   в   спорте.   Например,   в баскетболе. 45. Тренер команды «Ласточка» взял минутный тайм аут. 46. Разгадывание ребусов 47.–   Ребята,   а   что   ещё   может   помочь   избежать   ссоры?   Знаете? ребусов. помощью     А   помогу   вам     с   – я 48.– Правильно, смех, шутка, юмор. Именно они ваши первые помощники в сложной   ситуации.   А   ещё,   чтобы   не   ссориться,   можно   каждому немножечко  в чём­нибудь уступить  товарищу.  Например,  если ссора произошла   из­за   понравившейся   обоим   ребятам   игрушки.   Можно договориться, что сейчас этой игрушкой играет один, а завтра или после обеда… играет другой. Или же можно…  49. Вот видите, вы можете сдерживать  свои плохие эмоции. Смех, шутка,   юмор.   Именно   они   ваши   первые   помощники   в   сложной   ситуации. Постарайтесь и в реальной жизни не забывать про это умение. А ещё снять эмоциональное   раздражение   помогут   следующие   упражнения:   (Работа   с таблицей «Способы снятия эмоционального раздражения»).  50.  –   заняться   физической   разрядкой   при   помощи   спортивных   игр   или упражнений; 51.– скомкать и разорвать ненужную газету или бумагу; 52.– научиться медленно, вдыхать или выдыхать, считая до 10. 53.Физминутка 54.Я с утра сегодня встал. 55.С полки шар воздушный взял. 56.Начал дуть я и смотреть 57.Стал   мой   шарик   вдруг 58.Я всё дую – шар всё толще, 59.Дую – толще, дую – толще. 60.Вдруг услышал я хлопок. 61.Лопнул шарик, мой дружок. толстеть. 62.3. Закрепление: 63.Давайте послушаем рассказ Е. Пермяка «Самое страшное». 64.Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. 65.Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. 66.Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его  –  и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. 67.Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом   Мурзеем   поиграть,  а  кот   на  шкаф   забрался   и   недобрыми   зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится. 68.Решил Вова из – под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался. 69.Подошел,   было,   Вова   к   бабушке.   Обиженная   бабушка   даже   глаз   не подняла   на   внука.   Сидит   старенькая   в   уголке,   чулок   вяжет   да   слезинки утирает. 70.Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один – одинешенек! 71. – Почему Вова остался один на свете? 72. –  Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка? 73.Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши  Гнев на друга, может быть мгновенный,  Изливать, покуда не спеши.  Может, друг твой сам поторопился,  И тебя обидел невзначай,  Провинился друг, и повинился,  Ты ему греха не поминай. 74.4. Итог занятия. 75.  Что мы учились делать? (Останавливаться в сложных ситуациях.) 76. ­ Трудно ли это? 77. ­ Нужно ли этому учиться? 78. ­ Какое новое слово узнали? Что оно означает? 79. Совет 80. Попробуй вовремя остановиться, когда взаимоотношения с  близкими или друзьями накаляются до предела. Научись говорить  себе «СТОП!»­ и сможешь избежать многих неприятных ссор. 81. Игра «Цветик –  семицветик» (Взявшись за руки, дети водят хоровод  со словами) 82. Лети, лети лепесток 83. Через запад на Восток 84. Через Север, через Юг 85. Возвращайся, сделав круг. 86. Лишь коснёшься ты Земли, 87. Быть по­моему ВЕЛИ! 88. Вели, чтобы дети всей земли никогда не сорились. 89. ( Дети исполняют песню «Ты, да я, да мы с тобой».) 90.Список литературы  91.1. Агапова, И.А.Общество хороших манер [Текст]/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова// Волгоград.: изд – во Учитель., 2009. – 348 с. 92.2.Арушанова,   А.Г.   Развитие   речи   и   игры   [Текст]/А.Г.Арушанова// Дошкольное воспитание.  – 1995. – №7. – С.43. 93.3.   Арушанова,   А.Г.   Игра,   её   значение   в   развитии   речи [Текст]/А.Г.Арушанова // Дошкольное воспитание.  – 1986. – №3. – С.4. 94.4.Бесова, М.А.Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст]/ М.А. Бесова//Ярославль:   Академия   развития:   Академия   Холдинг.,2002.     – 240 с.  95.5.   Выготский,   Л.С.   Педагогическая   психология.  [Текст]/  Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова// М.: Педагогика  –  Пресс, 2009. – 360с. 96.6.Дик,Н.Ф.   Семейные   праздники   в   воспитании[Текст]/   Н.Ф.   Дик// Ростов н/Д.: изд – во «Юг»(РИО),1993. – 328с. 97.7.   Петровский,   В.   А.   Учимся   общаться   с   ребенком  [Текст]/ В.А.Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина// М.: Просвещение, 2008. – 258с.  98.8.Печерина, Г.М. Методические разработки уроков этики в начальной школе [Текст]/   Г.М. Печерина// Краснодар., 1992. –  246 с.  99.9.Побединская,   Л.   А.   Праздник   для   друзей   [Текст]/    Л.   А. Побединская// М., 2000. – 240 с. 100. 10.Соколова,   Н.Д.   Развитие   речевого   общения   умственно отсталых детей в игре[Текст]/ Н.Д Соколова  // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста  М., 1982. – 309с. 101. 11. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии  [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина//М.: Просвещение, 2005. – 248с. 102. 12.Храковская,   М.Г.(ред.)   Диагностика   и   коррекция   речевых нарушений 103. [Текст]/ М.Г Храковская // СПб.: 1997. – 367с. 104. 13.   Шипицына   Л.М.,   Защиринская   О.В.,   Воронова   А.П.и   др. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка,   навыков   общения   со   взрослыми   и   сверстниками  [Текст]/   // Шипицына   Л.М.,   Защиринская   О.В.,   Воронова   А.П.и   др.   СПб.:ЛОИУУ,1996. –  246с. 105. 14.Шмаков, С.А. Игры – шутки, игры – минутки  [Текст]/    С.А. Шмаков//М., 1993 .  – 240 с. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. СЕКРЕТЫ   ОБЩЕНИЯ   [текст]   методический   комплекс. Л.В.Картавая:   Муниципальное   казенное   специальное   (коррекционное) общеобразовательное   воспитанников   с   ограниченными   возможностями     для   обучающихся, здоровья   учреждение                 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». 2014г. – 34с. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. Технический редактор Л.В. Картавая 138. Оригинал   –   макет   подготовлен   на   компьютере     МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» г. Мариинска. Почтовый адрес: 652153 Кемеровская область , г. Мариинск , ул. Фурманова 13 Тел. 8(384­43) 5­40­91 139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155.

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"

Сборник "Секреты общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017