Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"
Оценка 4.7

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Оценка 4.7
Раздаточные материалы
doc
русская литература +1
Взрослым
03.04.2018
Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"
Особенность пособия в том, что оно направленно на развитие не только письменной речи учащихся, но и устной. Упражнения, включенные в данный сборник, направлены на усвоение учащимися всех норм литературного языка: орфоэпических, лексических, грамматических и др. А также упражнения направлены на развитие речевой техники. Предлагаемый материал поможет преподавателю организовать увлекательную работу по развитию устной речи учащихся на уроках русского языка и литературы.Особенность пособия в том, что оно направленно на развитие не только письменной речи учащихся, но и устной. Упражнения, включенные в данный сборник, направлены на усвоение учащимися всех норм литературного языка: орфоэпических, лексических, грамматических и др. А также упражнения направлены на развитие речевой техники. Предлагаемый материал поможет преподавателю организовать увлекательную работу по развитию устной речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
сборник упражнений на коммуникативную тему.doc
Сборник упражнений, направленный на формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы: Методическое пособие для преподавателей. Доминирующую   позицию   в   методике   преподавания   русского   языка   Предлагаемое занимает   коммуникативно­ориентированный   подход. методическое   пособие   адресовано   в   первую   очередь   учителям­филологам, организующим   работу   по   формированию   грамотности   и   четкости   речи   у учащихся.  Особенность пособия в том, что оно направленно на развитие не только письменной речи учащихся, но и устной. Упражнения, включенные в данный сборник, направлены на усвоение учащимися всех норм литературного языка: орфоэпических,   лексических,   грамматических     и   др.   А   также   упражнения направлены  на  развитие  речевой   техники.  Предлагаемый  материал  поможет преподавателю организовать увлекательную работу по развитию устной речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Упражнения могут быть включены в развивающие пятиминутки, в школьные и классовые викторины, в игровые ситуации на уроке, могут быть использованы на всех этапах  урока, в интеграции   уроков   развития   речи   с   уроками   литературы,   также   возможны множество других вариантов включения упражнений в свою педагогическую деятельность. Предлагаемые задания развивают дикцию детей, интонационные способности,   повышают   грамотность,   выразительность   речи,   устраняет несложные   речевые   дефекты.   В   методическом   пособии   материал структурирован, что также удобно для его использования. В нем пять видов упражнений,   направленных   на   формирование   разных   литературных   норм   и речевой техники. Пояснительная записка Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – обогащение словарного запаса путем развития орфоэпической правильности   речи   детей.   Совершенствование   произносительно­слуховой   развитие культуры   учащихся, выразительности   речи,   повышение   культуры   живого   слова   способствует   формирование   хорошей   дикции, формированию коммуникативной компетенции школьников. К сожалению, в современной   школе   не   изжита   привычка   изучать   язык   в   письменном   виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. Мы говорим о том, что   правильное   произношение   –   постоянная   хозяйка   нашей   речи,   но   на практике оно остается лишь редкой гостьей в речи людей.  В Федеральном компоненте государственного стандарта одной из целей, которые  реализуются   в  курсе  изучения  русского   языка,  является:   освоение богатства   словаря   и   грамматического   строя   русского   языка,   а   также   его литературных норм, то есть формирование коммуникативной компетенции.  Коммуникативная   компетенция   –   одна   из   важнейших   характеристик языковой личности. На практике, учащиеся, оканчивающие школу, не всегда в должной   мере   владеют   навыками   коммуникации.   Основные   причины: недостаточное   привлечение   возможностей   различных   средств   обучения   в работу по формированию коммуникативных умений; отсутствие в обучении ситуаций,   стимулирующих   речевую   активность   школьников,   позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.  Для   полноценного   общения   человек   должен   располагать   следующими умениями: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения; уметь грамотно   спланировать   свою   речь;   выбрать   содержание   общения;   найти адекватные  языковые  средства  для  передачи  мысли  и  обеспечить  обратную связь. На уроках русского языка редко выделяется достаточное внимание на 2 развитие перечисленных умений и навыков, при этом во многих школах уроки речи и культуры общения исключили совсем. Представленный   сборник   упражнений   направлен   на   формирование   не только   письменной   речи   учащихся,   но   и   устной,   тем   самым   способствует решению проблемы связанную с недостаточным развитием правильности речи. В нём объединены упражнения из различных учебных пособий и представлены в   комплексе.   Это   способствует   удобному   использованию   упражнений   на уроках,   помогает   учителю­словеснику   в   поиске   необходимых   средств   для формирования   перечисленных   выше   умений   и   навыков.   Данное   пособие ориентировано на учащихся средней школы (5­11 класс), задания представлены с учетом возрастных особенностей учащихся и интересны для каждого класса. Применение сборника возможно при работе с любой программой по русскому языку, сборник является дополнительным пособием.  Цель   данного   сборника:  создание   условий   для   формирования   и развития   общеучебных   коммуникативных   навыков   и   умений   у   учащихся общеобразовательной школы. Данный сборник интересен тем, что включает в себя все виды работы по развитию   грамотности   речи,   а   также   речевой   техники   учащихся,   в   нём скомплектованы   упражнения   из   различных   пособий   и   личного   опыта. Упражнения,   включенные   в   пособие,   направлены   на   формирование коммуникативных умений и навыков учащихся. Представленные упражнения преподаватель включает в урок по своему усмотрению (в виде пятиминутки, формирования   нового   понятия,   закрепления   материала,   дополнительного домашнего   задания,   составления   конкретного   урока   по   развитию   речи, интегрированного   урока   развития   речи   и   литературы   и   множество   других вариантов их использования).  Как   показывает,   практика   у   учащихся   наблюдается   значительное улучшение   дикции,   грамотности   речи,   правильности   речи,   интонационных навыков и других речевых умений. 3 Содержание 1. Упражнения,   направленные   на   овладение   нормами   литературного языка……………………………………………………………………………...6 2. Упражнения,   направленные   на   обогащение   речи   учащихся   лексическими средствами……………………………………………………………………….9 3. Упражнения,   направленные   на   развитие   дикции,   артикуляции ……………………………………………………………………………………..9 4. Упражнения   для   развития   правильного   речевого   дыхания  (упражнения питания голоса)………………………………………………………………….12 5. Упражнения,   направленные   на   формирование   интонационных   умений учащихся………………………………………………………………………...13 6. Список литературы……………………………………………………………..16 4 Упражнение, направленные на овладение нормами литературного языка Задание 1 Расставь ударение в словах: некролог ходатайство оптовый  христианин ракушка черпать сливовый щавель столяр  эксперт торты  языковой (барьер) яслей  языковая (колбаса) Задание 2 Как правильно прочитать эти слова: договОр или дОговор каталОг или кат Ало г кулинАрия или кулинарИя столЯр или стОляр щавЕль или щАвель Августовский или августОвский слИвовый или сливОвый балОванный или бАлованный украИнский илиукрАйнский красИвее или красивЕе? Задание 3 Прочитай   по   карточке   слова,   учитывая   мягкое   и   твердое произношение согласного: Твердо: адекватный Мягко: академия 5 бартер бизнес детектив индекс компьютер  коттедж  лазер Задание 4 берет дебаты дебют демократия демисезонный кофе муза  Одесса Прочитай слова, вспомнив орфоэпические нормы: Орхидея,   сонет,   стресс,   тезис,   патент,   пресса,   термин,   тембр,   темп, фанера, шинель, эпидемия, фонетика, тест, тенор, кашне, депо. Задание 5 Найдите нарушение лексических норм литературного языка в таких примерах: в своей автобиографии свободная вакансия военная оккупация смелый риск проливной ливень уникальный феномен родные пенаты Задание 6 Вспомните,   что   такое   паронимы.   Составьте   словосочетания   из данных слов, вдумываясь в лексическое значение слова. Концертный (абонемент, абонент).  (Безответная, безответственная) покорность. (Вдох, вздох) сожаления. (Зрительные, зрительские) аплодисменты. 6 (Непроницательный, непроницаемый) исследователь. (Предоставить, представить) к награде. (Искусно, искусственно) рисовать. (Героические, геройские) усилия.  (Драматический, драматичный) кружок. Задание 7 В предложениях найдите ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему значении. 1)   Чтобы   быть   грамотным   и   с   большим   жаргоном   слов,   надо   много читать. 2) Он попытался высказать свое замечание в корректорской форме. 3) Большое значение в моей жизни сыграл этот человек. 4) Главную роль в моем воспитании   имела   школа.   5)   Его   душа   тяготила   к   поэзии.   6)   Длинные наблюдения за поведением животных привели меня к этим выводам. 7) Он усвоил свою профессию очень быстро. Задание 8 Прочитайте правильно: К 278+ 192; из 781 130;  от 426 ­ 318; от 329 ­ 58;  к 173 + 27;  из 925 ­ 675. Задание 9 Какую форму вы предпочитаете в следующих примерах? Почему? Ответ (двусмыслен ­ двусмысленнее); подросток (ответствен — ответственен);  солдат (мужествен — мужественен);  стан (величествен — величественен); танец (медлен ­ медленен). 7 Задание 10 Ответьте на вопросы:  Можно ли на деловую встречу одеть строгий костюм? (Костюм можно только надеть). Можно ли одержать поражение в споре? (Одержать можно победу, но потерпеть   поражение,   т.к.   это   устойчивые   сочетания).   Часто   вы   ездите   на автобусе.   Как   правильно   сказать:   выйти   или   сойти?   (Выйти   из   автобуса, трамвая, троллейбуса, сойти с автобуса) Упражнения, направленные на обогащение речи учащихся лексическими средствами (обогащение словарного запаса) Задание 1. По лексическому значению определить загадываемое слово:  Сильное воодушевление (энтузиазм);  Установленный порядок поведения (этикет);  Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям (гуманизм). Варианты определений могут быть разными, особенно интересно данное упражнение при изучении новых понятий, а также на этапе закрепления. Задание 2.  Подберите   предложения,   слова   из   песен,   в   которых   встречаются синонимы, антонимы. Упражнения, направленные на развитие дикции, артикуляции Задание 1  Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите   внимание   на   естественную   форму   губ.   Теперь   попробуйте   их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма,   как   спокойно   в   нижней   челюсти   лежит   язык.   У   корня   языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив 8 глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.  Задание 2 Для   активизации   языка.   Пошевелите   языком   из   стороны   в   сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро­быстро перемещайте его из угла в угол рта. Задание 3 Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как   будто   (беззвучно)   говорите:  да­да­да­да.   Хорошо,   в   этот   момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т­ Д, Т­Д, Т­Д. Задание 4 Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий,   как   "выброс"   воздуха   со   звуком   "ФУ"   (щеки   "опадают").   А   чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К­Г, К­Г, К­Г Задание 5 Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; 9 Стоял ноябрь уж у двора...                                    А. Пушкин  Задание 6 При   вялости   и   недостаточной   подвижности   губ   страдает   четкость   и ясность   произношения   многих   гласных   и   согласных   звуков.   Так,   для произнесения   звуков  у,   ю  требуется   вытянуть   губы   вперед   трубочкой,   для звуков  о, ё  округлить губы, а для звуков  с, з  растянуть губы в улыбке. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения: 1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.  6.   Поднимите   верхнюю   губу,   обнажив   верхние   зубы,   затем   опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.  Задание 7 Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах  ива, игра, утюг,   урок,   утиль,   окунь,   ослик,   юла,   юрист,   юг,   ёжик,   ёлка,   Ирина, институт,   инкубатор,   изумруд,   укрытие,   улитка,   удилище,   ощущение, окулист,   оборудование,   сок,   замок,   колесо,   шапка,   школа,   жук,   живот, сушки,   солнышко,   железо,   папка,   барабан,   веник,   велосипед,   фартук, фуфайка, кофта.  Задание 8 Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно   использовать   скороговорки,   которые   построены   на   сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и 10 каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.  Прохор и Пахом ехали верхом. Галка села на палку, палка ударила галку. От топота копыт пыль по полю летит. У быка бела губа была тупа. Водовоз вез воду из водопровода. У Фени фуфайка, у Фаи туфли. На семеро саней по семеро в сани уселись сами. Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь. Пришел Прокоп ­ кипел укроп. Ушел Прокоп ­ кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Мамаша Ромаше дала сыворотку из­под простокваши. Зажужжала пчела, дожужжалась паука. Упражнения для развития правильного речевого дыхания (упражнения питания голоса) Задание 1 Выберите   удобную   позу   (лежа,   сидя,   стоя),   положите   одну   руку   на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу   же   произведите   свободный,   плавный   выдох   (живот   и   нижняя   часть грудной клетки принимает прежнее положение). Задание 2 Произведите   короткий,   спокойный   вдох   через   нос,   задержите   на   2­3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.  Задание 3 11 Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу  Задание 4 "Упражнение   Тарзана"   помимо   способа   развития   голоса   представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте  выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки   в   кулаки.   Громко   произносите   звуки   "ииииииииии"   и   одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.  Теперь проделайте это же упражнение со звуками: эээээээээээ аааааааааа оооооооооо ууууууууууу Задание 5 Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.  Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один   резкий   выдох,   сопровождаемый   звуком   "Ха­а".   Выдох   должен   быть полным,   а   звук   таким   громким,   как   это   только   возможно   (эхо   в   соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд. Упражнения, направленные на формирование интонационных умений учащихся Упражнения для работы над голосом Задание 1.  12 Упражнение «Стон», направленное на освобождение дыхательных путей. Представьте себе, что вам нездоровится… болит голова, горло… Вам надо обратить на себя внимание кого­то из близких, находящихся в той же комнате. Голосовые усилия, особенно связанное с физическим напряжением гортани. Причиняет боль. Привлеките свое внимание легким звуком, родившимся на самых   кончиках   губах:   «ммммммм…мм..мммммм».   немного   расслабьтесь физически,   пусть   ваш   стон   будет   похож   на   легкое   мычание.   Следите   за дыханием, пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ. Задание 2.  Упражнение   «Колокол»,   направленное   на   развитие   динамического диапазона   голоса.   Попробуйте   имитировать   голосом   звучание   большого колокола «бом­м­м! .. бом­м­м! .. бом­м­мм!». Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудении на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали в передней позиции, на губах.   А   теперь   перебросьте   звук   в   верхний   регистр   –   зазвонили   малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим­бим­бимммм… бим­бим­биммм». Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения. Объединение звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: «бамммм… бамммм… баммммм». Задание 3.  Упражнение   «Гамма».   Направленное   на   развитии   выносливости   и диапазона   голоса.   Необходимо   произнести   фразу   понижая   голос   «по ступеням». Для эффективности упражнения повторить несколько раз: Мой           друг                     Петя ……………………поймал ………………………………на 13 …………………………………….озере …………………………………………….большого  ………………………………………………………….карася. Задание 4.  Упражнение   «Глашатаи»,   направленное   на   развитие   полетности   звука. Возьмите текст глашатая из пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»: Слушайте – послушайте, Государевы люди. Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор!.. С красного двора в новые сени, На частные ступени. В дубовые двери,  В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить. Задание 5.  Упражнение «Пробка» для разминки речевого аппарата. Плотно сожмите губы,   даже   чуть   натяните   их   края   на   зубы,   чуть   прикусив   их.   Воздухом, находящимся в полости рта, (не делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя. Упражнения,   направленные   на   формирование   правильного   темпа   и ритма речи. Задание 6. Произнесите   данные   предложения   с   правильной   интонацией:   Скорей бежим в лес! Он идёт медленно, нога за ногу заплетается. Ползёт как черепаха. Какой долгий пасмурный день сегодня. Задание 7. 14 Выразительное чтение басен и стихотворений. Упражнения,   направленные   на   развитие   умения   расстановки логического ударения. Задание 8.  Сравните   два   предложения,   расставьте   логическое   ударение.   Как изменился смысл предложения? Простить, нельзя сослать в Сибирь. Простить нельзя, сослать в Сибирь. Он же ребёнок.                Он жеребёнок. 15 Список литературы 1. Архарова,   Д.И.   Речь   и   культура   общения/   Практическая   риторика:   5­9 классы. Книга для учителя. – Екатеринбург: Сокат, 2001. ­ 416 с. 2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. – Ростов­на­Дону: Феникс, 1995. – 576 с. 3. Методика   преподавания   русского   языка   в   школе/   М.Т.   Баранов,   Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская. Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2000. – 368 с. 16

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"

Сборник упражнений" Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018