Сборник внеклассных мероприятий по дисциплине "Физика"
Оценка 5

Сборник внеклассных мероприятий по дисциплине "Физика"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
физика
Взрослым
10.01.2017
Сборник внеклассных мероприятий по дисциплине "Физика"
Сборник предназначен для проведения внеклассных мероприятий по дисциплине "Физика".В нем представлены мероприятия,проведенные в различных формах.Например,таких как,физический турнир,игра,интеллектуальный марафон,физические состязания и другие. Данные внеклассные мероприятия посвящены различным темам,но все они направлены на развитие у студентов творческого мышления,коммуникативных способностей,пополнению своего словарного запаса.
сборник внекла мероприят по физике.doc

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЕРХНЕОЗЕРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

Рассмотрено на заседании цикловой

комиссии общеобразовательных дисциплин и

дисциплин специальности «Информационные

системы»  (по отраслям)

Протокол №10 от  5.06.2014

Председатель комиссии:

________________ ___Е.К. Казьменко

 

Утверждаю:

Зам. директора по учебной

работе:_______Апевалова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

Сборник

внеклассных мероприятий по

дисциплине «Физика»

 

 

Преподаватель: Казьменко Е.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Верхнеозерский,

2013-2014 уч.год

В сборнике представлен опыт работы по организации и проведению внеклассных мероприятий по дисциплине «Физика», а так же авторские методические разработки, сценарии.

 


Оглавление

 

Введение                                      

1.                 Особенности и задачи внеклассных занятий

2.                 Содержание и формы внеклассной работы по физике

2.1            Игра-конкурс «С физикой и в шутку, и всерьез»

2.2            Конкурс «Из жизни театральной»

2.3            Физический турнир

2.4            Физический калейдоскоп

2.5            Интеллектуальная игра «Знатоки»

2.6            Веселый урок «Электронное строение атома»

3.                 Заключение

              Список  литературы

Приложение 1. С физикой и в шутку и всерьез (сценарий)

Приложение 2. Из жизни театральной (сценарий)

     Приложение 3. Физический турнир (сценарий)

     Приложение 4. Физический калейдоскоп (сценарий)

     Приложение 5. Интеллектуальная игра «Знатоки» (сценарий)

     Приложение 6. Веселый урок «Электронное строение атома»

      (сценарий)

 

 


 

 

 

 

 

4

5

6

6

7

7

8

9

9

11

12

13

19

25

31

37

54

 

                  


Развитие творческого потенциала студентов через внекласные мероприятия по физике (из опыта работы).

Казьменко Е.К., преподователь

физики ГОБУ СПО ВО

«Верхнеозёрский сельскохо-

зяйственный техникум»

 

Введение

 

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес студентов к физике. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения и воспитания для нынешнего контингента студентов: ведь у молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому работа со студентами, базирующаяся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Это и побуждает меня искать новые формы и методы работы. Считаю, одним из эффективных путей воспитания у студентов интереса к дисциплине, является внеклассная работа. Как бы ни были хорошо организованы учебные занятия по физике, каким бы удачным ни было их содержание, ограничиваться только ими нельзя. Эти занятия ориентированы, прежде всего на усвоение основного минимума общеобразовательных знаний. А в жизни столько любопытного, физическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, так много разных вопросов интересует молодежь, что вместить все это в содержимое уроков невозможно. Развернуть рамки учебной программы, показать студентам мир во всем его многообразии помогает внеклассная работа, и что, пожалуй, не менее важно, она открывает широкий простор для самой разной инициативы, самостоятельности и творчества студентов; к тому же внеклассная работа- средство разумной организации досуга, приобщения к полезным делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ

Внеклассные занятия - давний вид учебной работы. Традиционно при их организации основное внимание уделялось содержанию материала, а через него на первое место почти неизменно выдвигались обучающие функции мероприятий. Сегодня, в связи с глобальными изменениями в России, происходит переоценка ценностей и на первый план ставится достижение определенных, для каждого случая своих воспитательных целей (направлены на формирование личности) и целей развивающих (ориентированы на подготовку студентов к трудовой деятельности). Этот факт - принципиальной важности и его нужно постоянно иметь в виду. Вследствие этого каждое внеклассное занятие и мероприятие стремлюсь строить так, чтобы внести вклад и в воспитание, и в развитие, и в обучение студентов. Как компонент физического образования внеклассная работа решает три комплекса задач: воспитательные, образовательные и развивающие. Это означает следующее:

Во - первых, внеклассная работа способствует воспитанию студентов: становлению их идейно-политических убеждений, чувства патриотизма и интернационализма, ответственности перед Родиной, коллективизма; выработке активной жизненной позиции; понимания проблем, стоящих перед человечеством, страной и каждым ее гражданином в период преобразования в России, готовности участвовать в их разрешении; формированию диалектико-материалистического мировоззрения; выработке четких нравственных критериев и принципов, соответствующих самым высоким гуманистическим, человеческим идеалам, воспитанию умения трудиться, понимать значение трудовой деятельности; развитию эстетических взглядов; пониманию прекрасного в жизни, желания его постичь, беречь и преумножать.

Во-вторых, внеклассная работа имеет образовательное значение: направлена на углубление и расширение системы научных знаний о физической науки и применения знаний на практике во всех сферах производства, медицине и быту, роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

В-третьих, для решения развивающего комплекса задач, она ориентирована на выработку совокупности интеллектуальных умений и практических навыков, которые пригодятся каждому в дальнейшем на любом его трудовом посту, на развитие потребности к самообразованию и умений осуществлять его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ  И  ФОРМЫ  ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЫ

  ПО ФИЗИКЕ

Всю совокупность внеклассных занятий по их содержанию можно разделить на две группы. К первой относятся так называемые учебные, из-за особых обстоятельств проводимые во внеурочное время. Они тесно связаны с уроками и направлены на то, чтобы все студенты овладевали программным минимумом знаний, умений и навыков, что чрезвычайно важно для осуществления всеобщего среднего образования. Их участниками, как правило, бывают отсутствующие и пропустившие занятия (особенно лабораторные работы) студенты, а также хорошо успевающие студенты, получившие задание от преподавателя подготовить к одному из уроков сообщение, реферат или желание обсудить какой-либо вопрос физики, решить задачу повышенной трудности и прочее. Основной формой занятий в этой группе служит консультация (чаще всего индивидуальная, реже групповая).  К этой же группе внеклассных занятий относятся дополнительная работа в кабинете физики (выполнение пропущенных или неоконченных практических заданий, подготовка демонстраций к сообщениям), а также учебные экскурсии, не предусмотренные программой.

Ко второй (основной) группе внеклассных занятий относятся такие, содержание которых хотя и связано с уроками, но выходит за рамки программы, расширяя и углубляя знания и умения студентов по физике и технике. Основная цель этих занятий — расширение кругозора студентов, развитие их творческих способностей, интереса к физическим и техническим знаниям, творчеству. Формы этой группы внеклассных занятий весьма разнообразны: физические кружки. Вечера физики, конференции, олимпиады; конкурсы, Недели (декады) физики,  изготовление приборов, смотр творческих работ.

По охвату студентов внеклассные мероприятия подразделяются на индивидуальные, групповые и массовые.

Типичный пример групповых занятий (с постоянным составом студентов) - заседания физического кружка, а массовых - тематические вечера, недели физики, конкурсы и др.

 

 

2.1 ИГРА-КОНКУРС: «С ФИЗИКОЙ – И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ»

 

 Игра проводится в рамках НЕДЕЛИ ФИЗИКИ как соревнование команд -знатоков физики. Целью игры является проверка знаний студентов, их сообразительности, находчивости. Задания конкурса - несложные, учитывается контингент студентов.

Организация такой игры дает положительные результаты: она актуализирует знания студентов, расширяет их кругозор, повышает интерес к предмету, вызывает массу чувств, проявляет личные качества студентов - творческое мышление смекалку, находчивость, артистизм, развивает коммуникативные способности. Жюри определяет победителей, проводится награждение команд-победителей.

 

2.2  КОНКУРС «ИЗ ЖИЗНИ ТЕАТРАЛЬНОЙ»

Кто в детстве не мечтал стать актером?  Актерские способности имеют многие.

Только у некоторых они развиты, а у некоторых «сладко спят». Ведь согласитесь очень здорово, когда человек обладает артистическими способностям!»,

С кем всегда интересно? У кого хорошая память и развито воображение? У кого потрясающая фантазия и развито чувство юмора? Кто найдет выход из любой ситуации? Кто никогда не унывает? Кто отличается жизнелюбием, азартом? Конечно, речь идет о человеке с развитыми актерскими способностями.

Наш выпускник техникума как никогда, должен быть знающим и любящим свое дело, быть хорошо и всесторонне развитым, умеющим ориентироваться в жизни в современных условиях- условиях рыночной экономики.

Только тогда он сумеет найти себя в жизни, не растеряет высоких человеческих качеств и быть полезным обществу.

Проводимое внеклассное мероприятие «Из жизни театральной...» предусматривает сложную для студентов 1-го курса ролевую игру.

За два месяца до начала премьеры, студентам   трех групп было предложено самостоятельно составить сценарий, в котором необходимо было знания, умения, приобретенные на уроках физики, увязать с театральным искусством.

Настрой студентов на выступление в присутствии компетентного жюри и однокурсников заставляет их добросовестно изучать материал, работать с дополнительной литературой, что способствует расширению и углублению знаний студентов, их кругозора, развитию интереса к дисциплине. Кроме этого, проведение данного мероприятия поможет студентам в будущем преодолеть неуверенность, страх, развить ощущение вероятности достижения успехов в учебе.

 

2.3 ФИЗИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Игра проводится   как соревнование командных коллективов: « Астрономы» (ветеринарное отделение) и «Электромыши» (технико-экономическое отделение)

Физический турнир состоит из пяти туров:

I тур «Игра в слова»

II тур «Блиц-конкурс»

III тур «Задачи с подсказками»

IV тур "Устами студента"

V тур «Рекламный проект»

Целью игры является проверка  знаний и умений студентов, их сообразительности и находчивости. Одновременно, в игровой форме преподавателем решается и такая важная задача, как развитие у студентов интереса к физике как к науке о природе.

V тур Физического турнира «Рекламный проект» предусматривает соревнование двух команд. Студентам дается задание (по выбору, оно из предложенных)

ЗАДАНИЕ 1

Изобразить сущность явления, физического понятия, закона, не используя  физические термины и символы, например: III закон Ньютона, центр тяжести, резонанс, массу и т.д. с помощью рисунков.

ЗАДАНИЕ 2

Изобразить сущность явления, физического понятия, закона, используя физические термины и символы,  в стихотворной форме. Жюри определяет победителей и проводит награждение.

 

2.4 ФИЗИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Физический калейдоскоп проходит под девизом:

«Вокруг нас все интересно

Многое должны узнать

А для этого все вместе

Мы должны порассуждать!»

Цель проводимого мероприятия - ознакомить студентов с новейшей и интереснейшей информацией различных областей физики.

За месяц до проведения  мероприятия   преподаватель дает задание студентам в группах о подборе материала. Подготовленный материал рассматривается и под руководством преподавателя отбирается наиболее интереснейший, например: «Терминатор Трофимыч», «Кому это надо тушить звезды», «Самая капризная дама», «Уточненные американские программы изучения Марса», «Графен: вчера, сегодня, завтра»  и другие

Студенты выступают с сообщениями и презентациями перед однокурсниками. В результате проводимого мероприятия у студентов отрабатываются навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой по заданной теме; вырабатывается у студентов умение составлять и делать сообщения (доклады) по заданной теме и оформлять информационные стенды; развивается интерес к научной фантастике; развивается самостоятельность мышления студентов и способности критического анализа полученной информации на основе современных  данных.

Для повышения стимула студентов в работе с сообщениями (докладами), за их активность и самостоятельность в приобретении новых знаний преподаватель выставляет оценки в журнале.

Примечание: в качестве одного из примеров прилагается презентация по теме: «Графен: вчера, сегодня, завтра» 

 

 

2.5  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЗНАТОКИ»

Это мероприятие задумано как серия сменяющих друг друга раундов и таймаутов, каждый из которых предполагает, определенный характер вопросов и заданий для команд «знатоков» и «болельщиков». Вопросы подобраны несложные и такие, чтобы правильный ответ можно было получить логическими рассуждениями.

 

Были проведены конкурсы:

Разминка

«Физика и человек»

«Жизненные ситуации»

«В мир физических явлений и законов»

«Физика вокруг нас»

«Кто сообразительнее?»

«Физическая пауза – «Это интересно»

«Физики – волшебники»

«Какое крутое, какое сырое!»

«Игра в слова»

«Нобелевская премия»

Каждое соревнование предполагает победителей, а, следовательно и награды.

 В нашем случае – это отличная оценка по физике, сладкий приз команде – победителю – торт с надписью «Знатоки», сувениры остальным участникам.

 

 

2.6  ВЕСЕЛЫЙ УРОК «ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМА»

Целью нестандартного урока является знакомство студентов техникума в развлекательной форме с электронным строением атома. Мероприятие носит межпредметный  характер (физика, химия, литература). Особое внимание необходимо уделить оформлению аудитории. А именно, плакатам, призывающим студентов овладевать наукой:

« Никогда  не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь». 

Арабская мудрость

 

«Среди всех наук для меня особую  прелесть всегда представляла физика».

Р.Пайерлс

«Физика – это наука понимать природу».

Э. Роджерс

«Чем ближе мы подходим к истине, тем больше обнаруживаем её неисчерпаемость».

С.И. Вавилов

 

В результате проведенного мероприятия у обучающихся повышается интерес к изучаемой  дисциплине; расширяется кругозор; развиваются творческие способности.

 


Заключение

 

Поэт когда-то сказал: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Я с ним согласна. Не только надо помогать талантам, но и выявлять их, создавать условия для их развития. Одной из форм выявления одаренности студентов являются внеклассные мероприятия. Поэтому, одной из задач учебно-воспитательного процесса – является выявление среди первокурсников самых активных и творческих.

Внеклассные мероприятия, рассматриваемые в сборнике, дают возможность применять стандартные задания в нестандартных ситуациях, использовать навыки логического и абстрактного мышления, умение обобщать и делать выводы, проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.


Список  литературы

 

1.     Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки.

     Ганичев Ю. //Воспитание школьников.- 2001.- №2

2.     Гоорис М.В. Неделя Физики//Физика.-2008.-№20.-с.13.

3.     Макарова Е.В. Метод проектов в учебном процессе//Специалист.-2011.№11.-с.24.

4.     Фещенко Т.С. Как обеспечить, проверить и оценить метапредметный результат при обучении физике: проблемы и решения //Физике в школе. – 2013.№5.-с.12-15.

5.     Формы воспитательной работы классного руководителя / под редакцией Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семенов. -М.: Школьная пресса, 2006.-112 с.

6.     Хроменюк Л.А. Управление инновационным процессом в среднем специальном учебном заведении./СПО.-2014.-№3. с.3-5.

7.     Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие.-2-е изд., перераб.-М.: Высшая школа, 2007.-639с.


Рецензия

на сборник внеклассных мероприятий по дисциплине «Физика».

 

Автор Е.К. Казьменко, преподаватель ГОБУ СПО ВО «Верхнеозерский

сельскохозяйственный техникум».

 

         Активизация мыслительной деятельности обучающихся была и остается ключевой проблемой образовательного процесса, объектом внимания педагогов, постоянно находящихся в поиске новых форм и методов подхода к решению данной задачи.

         В практической деятельности многих из них предпочтение отдается внеклассным мероприятиям – одной из форм активизации познавательной деятельности студентов.

         В работе представлен сборник внеклассных мероприятий по дисциплине «Физика».

         Содержание сборника соответствует требованиям по составлению частных методик по внеклассной деятельности. Анализ рекомендованных методов и форм проведения мероприятий, изучение иллюстративного, справочного  материала указывают на профессиональную компетентность, методическую грамотность, творческую устремленность преподавателя.

         Одним из положительных моментов является использование разнообразных форм при проведении внеклассных мероприятий, например, игра-конкурс, физический вечер, театральное представление и другие.

         Сборник интересен, может использоваться преподавателями-предметниками при проведении аналогичных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методист ГОБУ СПО ВО

«Верхнеозерский сельскохо-

зяйственный        техникум»                                       М.Н. Повалюхина 

 


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

В сборнике представлен опыт работы по организации и проведению внеклассных мероприятий по дисциплине «Физика», а так же авторские методические разработки, сценарии

В сборнике представлен опыт работы по организации и проведению внеклассных мероприятий по дисциплине «Физика», а так же авторские методические разработки, сценарии

Оглавление Введение 1

Оглавление Введение 1

Развитие творческого потенциала студентов через внекласные мероприятия по физике (из опыта работы)

Развитие творческого потенциала студентов через внекласные мероприятия по физике (из опыта работы)

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНЫХ

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНЫХ

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ

КОНКУРС «ИЗ ЖИЗНИ ТЕАТРАЛЬНОЙ»

КОНКУРС «ИЗ ЖИЗНИ ТЕАТРАЛЬНОЙ»

V тур Физического турнира «Рекламный проект» предусматривает соревнование двух команд

V тур Физического турнира «Рекламный проект» предусматривает соревнование двух команд

Вопросы подобраны несложные и такие, чтобы правильный ответ можно было получить логическими рассуждениями

Вопросы подобраны несложные и такие, чтобы правильный ответ можно было получить логическими рассуждениями

Заключение Поэт когда-то сказал: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»

Заключение Поэт когда-то сказал: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Рецензия на сборник внеклассных мероприятий по дисциплине «Физика»

Рецензия на сборник внеклассных мероприятий по дисциплине «Физика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017