SCAMPER
Перед применением методики необходимо чётко поставить задачу:
определить проблему, которая требует решения, или идею, которая должна быть разработана.
Нужно поразмыслить о том, как и чем можно заменить часть имеющейся проблемы, сервиса или процесса; людей, схемы действий, эмоции и т.д., что уже само по себе нередко приводит к появлению новых идей. Вопросы:
• Как и чем можно заменить составляющие части?
• Как и чем можно заменить имеющиеся правила?
• Как и чем можно заменить форму?
• Как и чем можно заменить запах, звук, поверхность, цвет?
• Как и кем можно заменить участников процесса?
• Можно ли изменить название?
• Можно ли заменить одну часть другой?
• Можно ли применить данную идею в новом направлении?
• Можно ли изменить свои ощущения, связанные с этим? Можно ли изменить своё отношение к этому?
Попытайтесь понять, можно ли скомбинировать несколько частей поставленной проблемы для её решения или усиления взаимодействия этих частей. Креативное мышление и генерация идей предполагают именно сочетание уже имеющихся, но изначально не связанных друг с другом частей проблемы или замысла для создания того, чего ещё нет.
Вопросы:
• Можно ли скомбинировать несколько замыслов или их частей и как?
• Можно ли скомбинировать результаты каждого замысла или их частей и как?
• Можно ли скомбинировать поставленную задачу с чем-то другим?
• Что может быть скомбинировано, чтобы расширилась область применения?
• Какие части (материалы, товары, услуги) могут быть скомбинированы?
• Можно ли скомбинировать различные способности для достижения результата?
Задумайтесь о том, как с помощью уже имеющихся идей и способов решить новые задачи? Вполне вероятно, что это и будет нужным решением. Здесь важно руководствоваться тем, что все новые идеи состоят из частей уже существующих.
Вопросы:
• Существуют ли аналоги, и на что это может быть похоже?
• Сталкивался ли я уже с чем-то подобным?
• Что ещё можно извлечь из этой ситуации?
• Чем из уже существующего я могу воспользоваться, чтобы решить эту проблему?
• Могу ли я скопировать кого-то и чьи идеи я могу использовать для себя?
• Какие уже существующие идеи я могу адаптировать под себя?
• Может ли моя концепция быть представлена в другим контексте?
• Есть ли в других областях идеи, которые можно было бы применить?
Поищите возможные способы расширения или модификации имеющихся идей. Таким образом можно добиться не только трансформации существующих вариантов решения проблемы, но и суметь увидеть её под новым ракурсом, а также увеличить эффективность своих действий.
Вопросы:
• Что и как можно модифицировать?
• Какие идеи можно расширить и как?
• Как и что можно сделать с большей эффективностью?
• Можно ли это легко повторить?
• Можно ли придать имеющимся идеям и концепциям дополнительную ценность?
Есть ли у имеющейся на данный момент идеи другие области применения? Есть ли среди того, что вы использовали ранее, что-то, при помощи чего вы могли бы решить настоящую проблему? Во многих случаях всего лишь одним способом можно решить несколько задач.
Нужно лишь увидеть эту возможность.
Вопросы:
• Как ещё это можно использовать?
• Может ли это быть применено не только к тому, что планировалось, но и к чему-либо другому?
• Как данную идею мог бы использовать ребёнок или пожилой человек?
• Можно ли применить имеющуюся идею, модифицировав её?
• Как бы я оценил эту идею, если бы узнал её только сейчас?
Представьте, что случится, если некоторые из частей вашей нынешней идеи или концепции будут устранены или минимизированы с целью её дальнейшей разработки? Попробуйте избавиться от нескольких составляющих, варьируйте компоненты, переставляйте слагаемые местами – это поможет вам сузить круг проблем и перейти от общего к частному.
Вопросы:
• Можно ли упростить эту проблему?
• Что можно удалить из контекста без существенных изменений?
• Какое условие не является обязательным?
• Можно ли сделать исключение из правил?
• Можно ли и нужно ли разделять проблему на несколько частей?
• Можно ли придать этому меньший объём?
Задумайтесь над тем, есть ли возможность действовать в обратном порядке, изменить последовательность действий, что для этого нужно сделать и как это будет выглядеть? В некоторых ситуациях это позволяет быстро найти решение проблемы и способствует появлению новых идей.
Вопросы:
• Какой порядок будет наиболее оптимальным?
• Являются ли отдельные части взаимозаменяемыми?
• Может ли быть иная последовательность действий?
• Можно ли поменять местами причину и следствие?
• Можно ли поменять местами положительные и отрицательные аспекты?
• Что будет, если рассмотреть проблему в обратном порядке?
• Что будет, если я буду действовать от обратного?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.