Сечения
В школьном учебнике на рисунках показаны разные по форме детали. Для выявления формы одной из них— сплошной (рис. 163 учебника) — потребовалось применить главный вид и сечения, поясняющие особенности поперечной формы де- тали в различных местах, для другой (рис. 164 учебника) — с выраженными внутренними очертаниями — необходим разрез. При изображении комбинированной детали, приведенной на рисунке 165 учебника, потребовалось применить и сечение, и разрез для выявления ее формы. С целью подчеркнуть преимущества разреза приведен рисунок 166 учебника, где сопоставляются вид и разрез детали.
Такой подход позволяет обратить внимание учащихся на общность, различия и преимущества новых способов
изображения, затем перейти к более подробному их рас- смотрению. Авторы данного пособия считают, что начинать изучение надо с сечений как более простого способа изображения.
Сначала определяется назначение сечений как способа выявления поперечной формы предмета. С помощью рисунков 167 и 168 учебника поясняется, что при этом становится возможным показать форму элементов деталей. Эта мысль доводится до сознания учащихся путем включения их в активную деятельность по усвоению нового материала. Для этого им предлагается определить соответствие приведенных четырех сечений разным частям детали по ее чертежу и ответ записать в рабочие тетради. Только после этого приводится определение того, что называется сечением. Этот пример показывает одну особенность подхода к сообщению нового материала в учебнике. Она состоит в том, что здесь и далее при изучении всей темы фор- мирование понятий начинается с создания наглядно-образных представлений у учащихся, и на этой основе осуществляется подход к созданию определений и существа изображений (табл. 12).
Следуя этому принципу, авторы учебника сочли нужным привести в нем рисунок 176. Необходимость связана с тем, что изучение сечений требует большого запаса представлений и технических понятий у учащихся.
Форма частей деталей, которые поясняются сечениями, весьма разнообразна. К ним относятся пазы, канавки, окна, отверстия, углубления различного профиля и т. п. Эти названия учащиеся часто слышат впервые, не знают, что означают новые для них слова, и не могут представить форму соответствующих элементов предметов. Поэтому одной из важнейших методических задач является создание у школьников запаса технических понятий и пространственных представлений. Для этого полезно при изучении сечений использовать плакат, подобный приведенному на рисунке 71, который поможет научить учащихся различать типичные и часто встречающиеся элементы технических деталей и правильно их называть.
Таблица 12
Деятельность учителя, связанная
с использованием учебника при изучении темы «Сечения»
Формируемые пред/ ставления, понятия и у учащихся |
Нагляд/ ная опора |
Направленность методических приемов обучения |
Общие сведения о сечениях и разрезах |
Рис. 163, 164, 165, 166 |
Формирование у учащихся интереса к изучению новых способов изображения и создание общих представле- ний об их особенностях |
Понятие о сечении как способе выявле- ния поперечной формы деталей и их элементов |
Рис. 167, 168 |
Формирование готовности учащихся различать форму предметов на основе сечений |
Определение поня- тия «сечение» и со- здание наглядно-об- разного представле- ния о способе его получения |
Рис. 169 |
Развитие и закрепление по- нятий об образовании и на- значении сечений |
Правила располо- жения и обозначе- ния сечений и их разделение на выне- сенное и наложенное |
Рис. 170, 171, 172 |
Пояснение правил графиче- ского оформления сечений, различно расположенных от- носительно вида детали |
Особенности выполнения сече- ний на чртежах |
Рис. 173, 174, 175, 176 |
Закрепление изученных правил чтения чертежей с сечениями, формирование приемов сравнения разных способов изображения и при- общение учащихся к техни- ко-технологическим сведе- ниям, имеющим отношение к изучению данной темы |
Умение применять все изученные пра- вила на практике |
Рис. 177 |
Оказание помощи учащимся при самостоятельном выпол- нении чертежей с примене- нием сечений |
Рис. 71. Элементы технических деталей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.