XVII Всероссийского конкурса для педагогов и обучающихся
«Духовно-нравственное воспитание»
Программа факультативного курса для 9–х классов
«Этика и нравственность будущего семьянина»
Автор: А.Т. Никулица
г. Пушкино, 2020 г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………….……..…….3
Основные особенности программы……………………………………..………..8
Календарно-тематический план программы…………………………….……...12
Содержание занятий………..……………….…………………………….………15
Список использованной литературы…………………………….……………...28
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для педагогов образовательных учреждений общего среднего образования, осуществляющих нравственно-эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое образование детей.
Также данный труд может послужить дополнительным материалом внеклассной работы педагога, в рамках осуществления нравственно-воспитательной и просветительской формы работы на занятиях, предназначенных для подобного рода работы. Программа частично может быть использована преподавателями МХК, литературы, истории, и других гуманитарных дисциплин.
Работа раскрывает особенности исторически сложившихся в России традиций нравственного воспитания. Содержит подробный анализ системы ценностей и установок духовных приоритетов Русского народа, семейных ценностей, устройства иерархии в семейной жизни. Соответственно способствует формированию духовно-нравственных понятий в сознании десятиклассников касательно культуры воспитания в себе ценностей, без которых невозможно чувствовать себя полноценным гражданином своей страны.
Совершенно очевидно, что система ценностей в современном Российском обществе заметно деградировала, впитав в себя весь негатив и неизменность, порочность того, что на сегодняшний день не имеет чётких критериев нравственности. Заметно увеличилось число разводов, уменьшилось количество заключаемых браков, и заметно увеличилось численность тех, кто предпочитает так называемые «гражданские браки», не предполагающие акта государственной регистрации и венчания. Не менее важной проблемой на сегодняшний день является проблема ранних половых связей подростков, случайных интимных контактов, развязный характер поведения в обществе. Ни для кого не сереет, что современная молодёжная субкультура, пропагандируемая через СМИ, западные молодёжные сериалы, компьютерные игры, современную мультипликационную продукцию зарубежного производства ничего общего не имеет с многовековой этногенетической природой ценностей исторически сложившейся в процессе социокультурного развития России. Русская культура всегда была хранительницей сокровенной, глубоко религиозной, целомудренной модели воспитания. Семья считалась главной ценностью человеческого общества. На сегодняшний день очевидна необходимость трансформации нравственных приоритетов подрастающего поколения, пробуждении в сознании ценностей, заложенных в системе исторического развития России на протяжении многих поколений. Правительство России, Православная церковь на сегодняшний день успешно апробировали курс религиозных дисциплин «Основы Православной культуры». Примечательно, что те регионы, в которых шёл эксперимент по преподаванию данного курса воочию убедились в эффективности и нужности подобной нравственно-просветительской работы. Однако в настоящее время курс ОПК преподаётся только в начальной школе. Подростковый период развития, нуждается во внедрении нравственных корректив.
Современные учёные считают, что для профилактики пагубного образа жизни необходимо о ценностях семейной жизни говорить с учащимися старших классов, начиная с 14-15 летнего возраста, а это как раз девятый класс. Основная задача в данном случае - передать опыт нравственного воспитания прошлых лет, для того чтобы учащийся видел чем отличается образ девушки, молодого человека России с развитыми качествами добра, милосердия, сострадания, любви от гламурных лиц современных журналов, лишающих человека всякой морали и ценностей. При этом форма работы педагога не должна напоминать, нравоучение, чтение морали, а представлять собой сравнительный анализ сопоставления различных примеров, образное содержание которых помогло в сознании подростка сформировать чёткую матрицу представлений, способствующая развитию потребности в праведном, нравственно обоснованном образе жизни. Главная цель настоящего труда – объяснить молодёжи, что истинная ценность любви – это ответственность, бесконечное самопожертвование ради своего ближнего, целомудренность и чистота.
Сведения об апробировании программы:
Данная программа была разработана в 2012 г. и фрагментально была апробирована автором в различных образовательных учреждениях Ставропольского края. Применение программы выявило ее безусловную актуальность и востребованность. Занятия проводились в 9-х классах двух общеобразовательных школ г. Ессентуки - №№ 1 и 5.
Из образовательных технологий были применены «урок – дискуссия» и «урок – беседа». Ограниченность в использовании технологий обуславливалась двумя факторами:
1. Техническое оснащение образовательных учреждений препятствовало реализации всех учебных компонентов программы.
2. Многоконфессиональный состав учащихся Северо-Кавказского региона не позволял внедрять полный тематический курс в виду выполнения норм толерантного отношения к религиозным ценностям учащихся из нехристианских семей.
3. Уровень психологической и личностной готовности учащихся данного региона не позволял реализовать программу в полном объеме. В прилагаемой версии программы были внесены изменения по расширению объема используемых технологий, соответствующих образовательным стандартам 2-го поколения. Так, в частности, в новой версии программы были добавлены технологии «проектно-творческой деятельности», «Технологии театральных постановок», «Информационно-коммуникативных технологий», «Технологии групповой психологической работы» (автор имеет психологическое образование).
Цель работы – сформировать в сознании учащихся чёткую систему представлений относительно исторически и культурно сложившихся нравственных аспектов семейной жизни.
Задачи:
1. Представить концепцию нравственных стандартов воспитания морально-этического облика личности в дореволюционной России.
2. Дать представление о сложности выбора нравственных приоритетов в современной России
3. Развить потребность в работе над самосовершенствованием с целью самореализации в социальном отношении.
Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации учебно-воспитательных и образовательных задач данной программы:
1. Технологии проблемного обучения (постановка проблемы, применение словестных, визуальных методов работы, направленных на раскрытие темы, данной программы). Проведение дискуссий, семинаров, конференций.
2. Проектно-творческая работа, направленная на разработку учащимися коллективных проектов, тематика которых определяется подростками самостоятельно в рамках общего направления программы «Семья основа общества, как необходимо работать над своим самосовершенствованием для того чтобы соответствовать нравственным требованиям современного российского семьянина».
3. Технологии ассоциативного анализа, психологических тестирований, анкетирований, направленных на психологическое самоисследование, личностное саморазвитие, повышение коммуникативных через ролевые игры.
4. Театральные постановки отдельных самостоятельно разработанных учащимися мини сценок, отражающих модели различных семейных ситуаций, социальных конфликтов, позитивных и негативных сторон межличностных отношений в молодежной среде.
5. Постановки различных самодеятельных спектаклей, основанных на литературных сюжетах отечественных писателей, произведения которых отражают проблемы социальных отношений в семье.
6. Применение информационно-коммуникативных технологий, позволяющих сделать занятие максимально содержательным, интересным, и познавательным для учащихся. Применение ИКТ технологий позволяет применять видео и аудио записи различных научных, религиозных деятелей, проводить онлайн конференции путем приобщения школьников из других регионов в целях массовой дискуссии, обмена опытом, творческими наработками и т.д., проводить сложные занятия путем комбинированного использования фрагментов художественных фильмов, сцен из театральных спектаклей, репродукций живописи, музыки, цитат из литературных произведений.
Данный труд опирается на работы следующих учёных:
1. Философов Н.А. Бердяева, П. Флоренского, физиологов Б.М. Теплова, И.И. Павлова, психоаналитиков К.Г. Юнга, Г.А. Шичко, В.Г. Жданова, психологов А. Маслоу, М.В. Гамезо, Л.М. Орлова, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, И.Я. Медведевой, И.Я. Рейковского, педагогов Т.Л. Шишовой, В.В. Медушевского.
2. Педагогов нравственного и духовно-нравственного воспитания И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, Г.П. Разумихиной, Т.И. Юферевой, Н.А. Монахова, Протоиерея Илья Шугаева, Протоиерея Максима Козлова. Специалистов в области медицинского знания Доктора Медицинских Наук, иеромонаха Анатолия Берестова, клинического психолога К.В. Зорина и других.
Основные особенности данной программы
1. Данная программа предполагает реализацию целостного подхода в рассмотрении основных аспектов духовно-нравственного воспитания будущего семьянина. Реализуется для учащихся 9-х классов.
2. Программа имеет научное обоснование и рассматривает систему нравственного становления личности с трёх позиций:
· Научно – педагогической;
· Социальной;
· Духовной.
3. Программа рассчитана на календарный учебный год с графиком учебных занятий 1-2 раза в неделю в течение 34 часов.
4. Работа имеет образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую направленность.
5. В состав программы включен материал художественного содержания с целью моделирования в сознании учащегося системы социальных стандартов, опираясь на которые выстраивается мировоззренческая позиция взглядов подростков, формируется система ценностей.
6. Программа содержит исторический анализ форм нравственного воспитания России в разные временные периоды.
7. Основная тематическая направленность программы заключается в систематизации представлений касательно основных норм закономерного морально-этического, духовного, социального развития личности, с учётом её индивидуальных взглядов, социально-психологических и иных особенностей.
Для реализации данной программы используются следующие средства материально технического обеспечения:
- компакт диски с записями произведений П.И. Чайковского (избранные произведения симфонической классики);
- репродукции картин произведений русской живописи (эпоха критического реализма);
- избранные произведения А.С. Пушкина.
- фрагменты лекций таких православных миссионеров, как Е.А. Авдеенко (фрагмент лекции – фильма «Начало»);
- видео-лекции православного пастыря-миссионера Ильи Шугаева;
- фрагменты художественного фильма по одноименной повести А.С. Пушкина «Метель», художественного фильма «Герой нашего времени», фрагменты фильма режиссёра Адама Шенкмана «Спеши любить», фрагментов музыкальных спектаклей «Кармен», «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» и т.д.
Использование художественного материала в занятиях предусматривается с целью эмоциональной драматургии. Музыкальное сопровождение осуществляется по усмотрению педагога во время выполнения самостоятельных письменных работ учащихся, а также при демонстрации презентационного материала. Использование материалов русской живописи в сочетании с классической музыкой (выбор картин на усмотрение учителя) осуществляется для того, чтобы сопоставить критерии истинной женской красоты, чистоты скромности с современными эстетическими форматами стереотипов красоты, демонстрируемых на обложках гламурных журналов. Предполагается проведение сравнительных характеристик между изображениями женского образа в полотнах XIX века c современным лицом гламурного типа, лишённого всякой одухотворённости.
Применение данной методики может быть только по отношению к той категории учащихся, которые имеют социальную готовность вести конструктивный диалог на данную тему. В зависимости от социальной подготовленности, педагог разрабатывает такую презентацию, содержание которой отражало бы сравнительный анализ нравственных качеств красоты, и в то же время была понятна учащимся. В каждом отдельном случае подбор художественного материала и музыки должен быть индивидуальным.
Важно показать разницу между эстетическими формами женской красоты прошлого, запечатлённой искусством живописи и сегодняшней нравственно искажённой совершенно бездуховной моделью суррогата, не имеющего никакого отношения к понятию любви, милосердию, и материнству.
Такой подход поможет избежать лишнего многословия со стороны учителя и даст конкретные эмоционально-образные представления, опираясь на которые подростки смогут сделать свои выводы о тех принципах «красоты», которые так навязчиво предлагают принять на вооружение современному молодому поколению.
Средства ТСО - наличие видеоаппаратуры в классе (актовом зале), Интернета, необходимой аппаратуры для проведения вебинаров, онлайн конференций.
Результатом достижения цели в данной программе считается соответствие нравственных качеств учащихся 9-х классов к требованиям личностных качеств выпускника в соответствии с ФГОС.
Согласно требованиям образовательных стандартов учащийся, прошедший курс обучения по предлагаемой программе факультативного курса должен обладать следующими качествами:
1. Уважительное отношение к базовым национальным ценностям, религиозным традициям, культуре, социальным установкам морально-этических требований гражданина РФ.
2. Иметь представления о нравственных основах и ценностях человека, готовящегося к построению семейных отношений, где семья – единственно возможная форма близких отношений между людьми разного пола.
3. Понимание поэтапной системы самосовершенствования (школа – общение дружба, институт влюбленность – построение отношений – выпускник вуза – готовый семьянин), по которой личность самостоятельно духовно и нравственно развиваясь готовит себя к предстающему вступлению в брак.
4. Пониманию и принятию традиционно сложившейся системы построения супружеских отношений в которой существуют государственный и церковный брак. Правильному адекватному осознанному пониманию, и отторжению современных установок молодежи в отношении «гражданского брака» как несостоятельной формы безответственных отношений неприемлемых ни на государственном ни на церковном уровне.
5. Пониманию и уважению к культурно - исторически сложившимся традициям построению иерархии в семье. Умению видеть обязанность супруга в основных социальных ролях мужчины в семье - «глава семьи», «супруг», «отец». Видеть существенные отличия в понимании основных представлений о функции главы семьи и его отличия от ошибочно ложных представлений, сложившихся в семьях, где «глава семьи» нередко ведет себя как «абсолютный властелин», «тиран», подрывая моральный климат в семейной жизни, формируя психологически неприемлемую среду для семейной жизни.
6. Иметь представление о правильном понимании роли женщины в семье в таких социальных ролях как «супруга», «хранительница семейного очага», «мать».
7. Иметь социальную и физическую потребность в здоровом образе жизни, духовном росте, интеллектуальном саморазвитии.
8. Учащийся, прошедший курс обучения по программе, должен иметь активную гражданскую позицию, уметь обоснованно и аргументированно высказать отношение к социально-психологическим, нравственным проблемам сегодняшнего общества, объективно обосновать видимые (на данном возрастном уровне) причины распадов браков, ухудшении моральных показателей жизни общества, умение проводить несложные социальные опросы, исследования по вопросам благополучия семьи и брака в различных социальных слоях общества.
Календарно-тематический план программы
№ п/п |
Тема занятия |
Теория (часов) |
Практика (часов) |
Вид занятий |
1 |
Вводное занятие «Дружба, семья любовь» |
0,5 |
0,5 |
Вводно-ознакомительное |
2 |
Особенности нравственного воспитания в дореволюционной России |
0,5 |
0,5 |
Урок-беседа |
3 |
Ценности общества сегодняшней России и России 19 века |
0,5 |
0,5 |
Урок-семинар |
4 |
Роль семейного воспитания в системе формирования ценностей. |
0,5 |
0,5 |
Урок-лекция |
5 |
Что именно зависит от меня, и какой именно может быть мой выбор в многообразии ценностей этого мира |
0,5 |
0,5 |
Урок-конференция |
6 |
Что означают понятия – «Скромность», «Стыдливость» и «Смирение» |
0,5 |
0,5 |
Урок-беседа |
7 |
Как я должен вести себя в общественных местах: на дискотеках, в клубах. Какой должна быть моя одежда? |
0,5 |
0,5 |
Презентация творческих проектов учащихся |
8 |
Почему не следует копировать одежду и манеру поведения героев обложек гламурных журналов, кино, клипов, рекламных плакатов |
0,5 |
0,5 |
Урок-семинар |
9 |
Что происходит с личностью, когда она утрачивает чувство стыдливости, стеснительности, и что означает понятие «Вульгарная манера поведения», «Развязность» |
0,5 |
0,5 |
Урок- дискуссия Презентация видео материалов фильма Е.А. Авдеенко «Начало», фрагментов видео курса «Семейное счастье» Священника Ильи Шугаева |
10 |
Понятие о семье и браке. Задачи личности в системе самоподготовки на пути вступления в брак |
0,5 |
0,5 |
Урок-конференция |
11 |
Что такое «Гражданский брак» |
0,5 |
0,5 |
Урок-дискуссия |
12 |
Чем опасен для будущего семьянина просмотр западных сериалов, журналов(особенно американских), западной мультипликационной продукции |
0,5 |
0,5 |
Урок-беседа с элементами театральных постановок (заранее подготовленных учащимися) |
13 |
Что такое - ответственность в браке, и почему именно она определяет основные критерии чувства любви» |
0,5 |
0,5 |
Урок- дискуссия Просмотр фрагментально фильма «Спеши Любить» |
14 |
Что означает словосочетание «Золотой телец», и может ли смысл любви заключаться в материальных ценностях? |
0,5 |
0,5 |
Урок – семинар |
15 |
Почему девушкам необходимо скромно одеваться, и чем опасен «Вызывающий» внешний вид |
0,5 |
0,5 |
Обобщающее занятие |
16 |
Что такое милосердие, сострадание, вера, надежда и любовь в Христианском понимании |
0,5 |
0,5 |
Урок-конференция |
17 |
Любовь - это вечность, а не гламурная страсть. |
0,5 |
0,5 |
Урок – путешествие, виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Просмотр фрагментально спектаклей «Лебединое озеро», оперы «Кармен», фильма «Ромео и Джульетта» |
18 |
Сегодня я могу общаться, мечтать, дружить, размышляя о многом………. |
0,5 |
0,5 |
Защита проектов, проведение социологических опросов в школе |
19 |
Как я представляю себе мою будущую семью? (творческая работа) |
- |
1 |
Творческая работа Контрольно-аналитическое занятие |
20 |
У меня ещё много времени, но каждый день я обязан работать над собой |
0,5 |
0,5 |
Урок- семинар |
21 |
Мужчина- это защита, женщина – доброта, нежность, гармония |
0,5 |
0,5 |
Урок-беседа Просмотр видео лекции Ильи Шугаева «Семейное счастье» |
22 |
Я – будущая мать, что я должна знать, о вреде пьянства, курении, наркотиках. |
0,5 |
0,5 |
Урок – семинар |
23 |
Моё понимание нравственности (творческая работа) |
- |
1 |
Демонстрация театральных постановок учащихся |
24 |
Крепкая дружба- залог ответственности и в любви |
0,5 |
0,5 |
Урок-дискуссия |
25 |
Если я буду добрым и отзывчивым человеком, обязательно встречу хорошего спутника в жизни |
0,5 |
0,5 |
Урок-исследование |
26 |
Каждый день я слышу о разводах. Откуда их такое количество? |
0,5 |
0,5 |
Урок-конференция |
27 |
Что означает «Целомудрие» и почему его важно сохранять |
0,5 |
0,5 |
Урок – дискуссия (просмотр видео лекции Ильи Шугаева «Семейное счастье» |
28 |
Что изучает наука «Волновая генетика»? |
0,5 |
0,5 |
Урок- семинар |
29 |
Один раз и на всю жизнь. Что может быть прочнее и надёжнее? |
0,5 |
0,5 |
Урок – дискуссия |
30 |
Если не ты то, кто своим примером поможет другим не сбиться с пути. Нашёл дорогу сам, помоги другу! |
0,5 |
0,5 |
Урок- защита проектов учащихся |
31 |
Я знаю, что выбор у меня всегда есть. Брак – это счастье, и я обязательно постараюсь сделать всё, что бы мой выбор был верным и правильным |
0,5 |
0,5 |
Урок-лекция (учащиеся выступают со спектаклями, проектами перед сверстниками в школе) |
32 |
О таинстве Венчания |
0,5 |
0,5 |
Урок-беседа (фрагментально просмотр фильма «Метель»)
|
33 |
Ты – надежда России. От тебя зависит очень многое. Каким будешь ты, такой будет Россия |
0,5 |
0,5 |
Урок- концерт
|
34 |
Образование, карьера, семья, а не наоборот |
1 |
- |
Заключено-обобщающее занятие |
Содержание занятий
Занятие 1 - Сформировать у учащихся представление касательно основных нравственных ценностей общества.
Дружба – основа социального формирования основных нравственных качеств личности. Тот, кто научился быть верным и порядочным в дружбе, сможет перейти на новый этап- любовь. А истинная любовь рождает семью.
Занятие 2 - Сформировать представление учащихся касательно основных этапов нравственного воспитания в России.
Духовные ценности России. Речь идёт о Православной Богобоязненной системе воспитания, когда брак должен был быть обязательно венчан. В поведении молодых людей преобладала эмоциональная сдержанность. Верность, преданность, надёжность, скромность, ответственность перед Богом и людьми – были основными качествами людей дореволюционной России.
Занятие 3 - Сформировать представление о ценностях России, проанализировать их и сопоставить.
Как на смену высочайшей ответственности перед Богом, Россией, людьми, друг перед другом, мужа перед женой приходит полная потеря всякой ответственности во всём. Как нужно учиться быть ответственным в малом, чтобы потом научиться быть ответственным в большем. Тот, кто думает что ответственность – это что-то простое и нетрудное, тот ошибается. Это качество нужно вырабатывать. (Цитата стихотворения А.С. Пушкина: «Цели нет передо мною»….). Начнём с того, что будем искать свои недостатки, и не маскировать их, а мало помалу пытаться быть сегодня лучше, чем вчера. Возрождение России начинается с жизни каждого из нас.
Занятие 4 - Дать представление о роли родителя в системе семейного воспитания.
Какие ценности я должен буду воспитывать в самом себе, для того чтобы в дальнейшем стать хорошим отцом или матерью. Родительство – ответственный долг не только перед узким кругом семьи, гораздо больше – перед обществом. Каким буду я, таким будет мой ребёнок. Рассказать о науке - генетике (рекомендация: на данном занятии использовать отрывками фильм-беседу Православного врача К.В. Зорина «Воспитание до рождения»).
Занятие 5 - Дать представление об эстетических и нравственных приоритетах ценностей России.
Как среди многообразия ценностей, выбрать то, что человека не оскверняет, не разрушает его личность (демонстрация первой презентации с лицами сначала портреты русской живописи, а затем доступные для аудитории лица с обложек журналов. Если во время классики можно поставить Вокализ С.В. Рахманинова, то при демонстрации журнальных иллюстраций нужно включить более резкую музыку на выбор учителя). Попробуем разобраться, что есть истинная красота.
Занятие 6 - Сформировать представление о необходимости воспитании скромности, стыдливости, смирения. Главных качеств Христианской этики.
Скромность – основной путь к счастью. Для девушки скромность, доброта, искренность – исконные качества, которые олицетворяют истинную романтику любви, материнства и чистоты.
Смирение - воплощение истинной скромности. Качество, которое необходимо вырабатывать в себе, побеждая чрезмерное влечение ко всему, что вызывает повышенный интерес к культу вызывающей внешности, гламурности, делая человека абсолютно бездуховным, чёрствым, способным реагировать только на внешние стимулы нравственно извращённой красоты.
Что такое чувство стыда? Есть ли оно в сегодняшней жизни. Может ли человек любить, если он утратил это чувство. Является ли развязность проявлением истинных чувств. Как в сердце происходит зарождение чувства любви. Как отличить искренность и чистоту чувств от развязной, распущенной, безответственно опасной формы искажённого проявления ложной влюблённости.
Занятие 7 - Сформировать представление учащихся о нормах социального поведения на культурно-массовых мероприятиях для молодёжи.
Какие мероприятия нужно посещать, какие с осторожностью, а куда лучше вообще не ходить (речь идёт о ночных клубах). Нужно ли специально пиарить себя в молодёжной среде? Стоит демонстративно себя вести, если люди противоположного пола не обращают на тебя внимание? Кого вообще ищет девушка: парня для дискотек, вечеринок, или отца для будущих детей? Как лучше, вдвоём или с друзьями провести время, чтобы было весело, интересно и празднично?
Занятие 8 - Развить представление учащихся о негативных нравственных качествах современной рекламы.
Мы часто видим различные рекламные плакаты, афиши, в гипермаркетах молодёжной одежды, на улицах, в транспорте, изображающие современный стиль одежды и манеры поведения. Чаще всего подобная реклама иллюстрирует различные социальные ситуации, в которых молодой человек или девушка, демонстрируют запредельную распущенность и одежду, не характерную ни для официальных встреч, ни дружеских вечеринок, ни романтических свиданий. Что же мы видим? Стоит ли подражать подобной рекламе, покупать одежду, провоцирующую нездоровый интерес к тому, кто её наденет, вести себя так, как рекомендуют разрекламированные герои и вообще следовать тем или иным советам подобным пиар-шоу? Какой на самом деле интерес к себе вызывает девушка, надевшая на себя футболку, с изображением гламурной, развязной, неряшливо или развратно одетой героини? Можно ли впитывать в себя стереотипы подобного поведения? Является ли данная реклама проявлением таких чувств как искренность, доброта, скромность и стыдливость? Если нет, то как правильно к этому надо относиться. И ещё пока мы сами от этого не откажемся – это не исчезнет само по себе!
Занятие 9 - Дать представление о понятии «стереотип социального поведения».
Проверить уровень восприятия учащимися информации по ранее проведённым лекциям путём проведения анализа ассоциаций на заданную тему. Напишите или нарисуйте стиль одежды, которая подходит для а) посещения школы; б) для дружеской встречи; в) для встречи с молодым человеком или девушкой? (Во время выполнения задания рекомендуется включать сочинения Русской классики, к примеру, музыка из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского). Подготовить презентацию: внешность девушки России в живописи Русских художников. После другая презентация - внешность девушки на обложках современных журналов. Что лучше и красивей? Где есть скромность, а где лишь насмешка над красотой девушки, её истинным природным обаянием? По желанию педагога это занятие можно разбить на два.
Занятие 10 - Дать представление о понятии «Брак».
Что такое семья в современном обществе, какова её роль. Что я могу сделать уже сейчас, что бы сформировать качества приемлемые для семейной жизни. Почему те, кто считает, что жить можно как угодно, с кем угодно до регистрации, очень часто не могут создать семью, и вообще жить с одним человеком долго. Что живёт в семье - привычка или любовь?
Рекомендуемая литература для учителя - Протоиерей Илья Шугаев, цикл бесед со старшеклассниками «Один раз и на всю жизнь».
Занятие 11 - Сформировать представление о сущности аномалии «Гражданского брака».
Гражданский брак напоминает путешествие на автобусе или поезде, где каждый из участников экскурсионной поездки может на любой станции сойти. В «Гражданском браке» нет ответственности ни мужа перед женой, ни жены перед мужем». Это полная анархия.
Занятие 12 - Дать представление о несовместимости западных стандартов нравственности с социальным укладом ценностей России.
В сознании человека России исторически сформирована тенденция опираться на духовные приоритеты. Где бедность – не порок. Главное - образование, работа, учёба, ответственность друг за друга. В Российском кинематографе именно такой представляется семья. В то время как в современных молодёжных сериалах западного производства чаще всего показана совсем друга система ценностей. Ориентация исключительно на всё материальное, чувственно-страстное. В этих сериалах нет идеи чистоты жизни в браке, и вообще какого-либо намёка на необходимость человека иметь семью.
Занятие 13 - Сформировать представление учащихся о духовно-нравственных аспектах понятия «Любовь».
Слово «Любовь» сегодня можно слышать и видеть везде. Однако, мало кто из молодых людей осознаёт истинное значение этого Божественного понятия. К сожалению, в большинстве случаев за словами «Я тебя люблю» не стоит ничего кроме как временного ни к чему не обязывающего знакомства, в котором никто ни за что не отвечает. Иногда это слово употребляют для того что бы заполучить доверие девушки. А что такое любовь? – Величайшая ответственность, готовность к бесконечному самопожертвованию ради ближнего, а не набор слов после которого можно просто обнять друг друга, стоя в подъезде.
Занятие 14 - Сформировать представление учащихся о понятии «Золотой телец».
Что такое «Золотой телец»? В этом занятии педагог должен познакомить учащихся с содержанием учения «Ветхого завета», рассказывающем об идоле, который поставили Израильтяне, молившись ему, при этом забыв истинного Бога.
А вообще «Золотой телец» - это любое чрезмерное увлечение культом денег. Упование на всё неизменное, поиск счастья во всём материальном, мирском, в то время как счастье - понятие духовной категории, и извлекать из него материальную выгоду невозможно. Любовь за деньги - невозможна!
Занятие 15 - Закрепить и обобщить представление учащихся о роли скромной внешности в системе социально- культурных взаимоотношений людей в обществе.
И снова стоит вспомнить о скромной внешности. Говорят, что по одёжке встречают. Говорят абсолютно верно, но кого встречают? Ведь можно по одёжке человека с высокой моральной системой ценностей и не узнать. Если девушка одета чрезмерно вызывающе, то с целью познакомится к ней могут подойти люди совсем не того нравственного формата, какого её хотелось бы видеть. Нужно ли для того чтобы встретить одного и единственного одеваться очень откровенно. Зачем? Девушка - настоящая загадка, только тогда, когда она скоромно одета. Во всех остальных случаях приходится сталкиваться с внешностью, какой то «прожженной» сущностью человеческой личности. Одежда очень много говорит о нравственных ценностях человека. Если Вы хотите, что бы Вас адекватно воспринимали, будьте скромнее. Это всегда восхитительно! (Можно показать презентацию с модой современных модельеров, стремящихся создать нравственную и по современному стильную модель одежды для молодых людей и девушек)
Занятие 16 - Дать представление учащимся о понятиях: милосердие с точки зрения Христианской этики.
Необходимо рассказать о сущности Христианского понимания ценностей милосердия, веры, надежды, любви. Милосердие – главная добродетель, позволяющая человеку отойти от культа собственной личности и заметить ближнего, того кому можно помочь. Это способность видеть, то, что не замечают окружающие в других людях, это- возможность в любую минуту прийти на помощь, другу забыв на время о себе. Такого человека никто и никогда не оставит. Он не будет одинок, потому что всегда будет видеть кому и как может помочь. Вера – зерно истины, для Христианина – единственный путь жизни. Тот, кто отдал себя Богу, знает, что Господь его никому и никогда не отдаст! Надежда и любовь – то, что дарят верующему положительный, оптимистический настрой на каждый день. «Слава Богу за всё!» говорит верующий во всякий день, ибо всё, что происходит в жизни – всё по воле Божьей.
Занятие 17 - Закрепить представление учащихся о нравственных аспектах понятия «Любовь».
Уже ставился вопрос об истинном значении слова «Любовь». Это ответственность. А как называются гламурные отношения, распиаренные средствами массовой информации? Когда одна актриса сначала с одним мужем живет, через месяц развелась, а через неделю – снова вышла замуж. Правильно- сложно квалифицировать такие отношения. Нужно помнить, что истинная любовь выглядит совершенно не так!
Занятие 18 - Сформировать представление учащихся о роли общения в процессе познания внутреннего мира друг друга.
Сегодня основная задача молодых людей – больше общаться друг с другом, для того, что бы лучше узнать друг друга. Совсем не следует сейчас раньше времени пытаться переводить отношения в категорию повышенной серьёзности. 15 лет - не время. Зато по-настоящему , серьёзно общаться друг с другом, узнавать внутренний мир - уже пора!
Занятие 19 - Творческая работа. Написать сочинение на тему: «Как я представляю себе свою будущую семью».
Во время написания используется классическая музыка. По окончании написания старшеклассники по очереди (по желанию) рассказывают по тетради о своей будущей мечте! Семья – плод истинных мечтаний. Во время написания работы звучит произведение П.И. Чайковского «Размышление».
Занятие 20 - Мотивировать в сознании учащихся стимул к самосовершенствованию в повседневной жизни.
Каждый день быть лучше, чем вчера. Искать собственные недостатки, и не маскировать их, а действительно стараться от них избавляться. Попробуйте друг другу с помощью записок сейчас, организованно провести конкурс: признаться честно, у кого какие недостатки и слабости. Можно попросить того, кто наиболее смелый, честно сказать об этом на весь класс. А как трудно всё исправить, но без исправления и работы над собой нет развития, а есть деградация (рекомендация прочитать книгу Дж. Лондона «Мартин Иден»).
Занятие 21 - Дать представление учащимся о функциональной роли мужчины и женщины в семейной жизни.
Сущность функционального назначения мужчины и женщины. Мужчина – это ответственность, женщина – нежность и гармония. Провести ранжирования на доске, привлекая для этого учащихся. Расписать девушке качества, которыми должен обладать молодой человек. Юноши делают обратное: указывают нравственные, деловые и душевные качества девушек.
Занятие 22 - Расширить представление учащихся о вреде алкоголя, табака на генетический потенциал личности.
В этом занятии рекомендуется полностью просмотреть фильм-лекцию Православного врача К.В. Зорина «Воспитание до рождения». Если такой возможности нет, поговорить о вреде алкоголя, табака, наркотиков для будущих родителей. Какой я – такой будет и ребёнок.
Занятие 23 - Творческая работа. Рекомендуется написать сочинение на тему: «Как я представляю нравственный облик личности в современном обществе».
Девушки пишут о молодом человеке, молодые люди – о девушках. После обмениваются творческими изваяниями, зачитывая их вслух (по желанию). Во время выполнения работы звучит финал симфонии П.И. Чайковского № 6 или пьес П.И. Чайковского «Канцонетта», «Мелодия», «Скерцо».
Занятие 24 - Сформировать представление учащихся касательно принципов развития межличностных отношений между близкими людьми и их трансформации по мере духовно-нравственного развития личности.
Дружба - первая ступенька в любви. Тот, кто научился быть ответственным в дружбе, сможет в дальнейшем стать ответственным и в любви, как более полноценной, более сложной и соответственно глубокой форме духовного союза между людьми. Провести ранжирование тех качеств, которые необходимы личности в дружбе, и тех какие необходимы в любви. А далее необходимо ответить на вопрос: какие качества я имею на сегодняшний день, и что нужно развить (творческая, интересная форма работы, которая как правило нравится учащимся).
Занятие 25 - Сформировать представление о степени влияния нравственных качеств личности на степень её социальной востребованности.
Того, кого мы встретим на своём пути, во многом зависит от нас самих. Если ты порядочный человек, понимающий и уважающий ценности других людей, неравнодушный к боли и страданию другого человека, и при этом ты ищешь любовь в этой жизни не для бесконечных развлечений и удовольствий, а для духовного труда – тебе обязательно встретится хороший спутник в жизни. А каким бы мне хотелось, чтобы был мой будущий муж, или жена - расскажите.
Занятие 26 - Дать представление учащимся об основных причинах распадов брака.
Причина разводов чаще всего кроется в социальной неготовности супругов понимать и проявлять снисхождение к недостаткам и слабостям друг друга. Поэтому очень важно сейчас не маскировать свои недостатки, а реально стараться их исправлять. В противном случае как говорится «Шило в мешке не утаишь», всё рано и ли поздно станет известно. Большинство разводов происходит по причине алкоголизма, вследствие которого, мужчина не может обеспечивать свою семью. Иногда причиной разводов становится безответственность супругов к жизни друг друга. Поэтому к супружеской жизни необходимо готовится. Главное в браке – это терпение и любовь. Когда это есть, не произойдёт никакого разрыва в отношениях истинно любящих людей.
Занятие 27 - Дать представление учащимся о понятии «целомудрие».
Целомудрие – это сохранение чистоты до вступления в брак. Это очень ценное для верующего человека качество, именно оно определяет истинность и чистоту любви. Тот, кто эту чистоту сохранил, предстаёт перед алтарём в девственной чистоте. Девушка, сохранившая чистоту до вступления в брак, чаще всего может встретить очень порядочного, высоконравственного человека, готового свою невесту любить всем сердцем до конца земной жизни. Такая девушка в обществе всегда заметна. От неё исходит свет лучезарной чистоты, и ощущается доброта и мягкость сердца. Берегите свою чистоту, не оскверняйте сердце. Просмотром разных развратных передач, чтением нехороших журналов. Потому что истинное целомудрие в первую очередь находится в сердце человека.
Занятие 28 - Сформировать представление учащихся о науке «Волновая генетика».
Волновая генетика – самостоятельное направление в сфере научного знания. Сравнительно молодая наука. В отличии от классической науки генетики, объясняющей закономерности передачи наследственных признаков. Волновая генетика объясняет более сложно доказуемые формы передачи наследственных признаков. К примеру, лошадь скрестили с зеброй, для получения потомства, однако данный эксперимент не получился. По законам классической генетики это невозможно. Однако через год в обычном скрещивании между двумя одинаковыми породами лошадей, у лошади, подвергшейся описанному эксперименту, начали рождаться жеребята с окрасом зебры. Это подтолкнуло науку к новому скачку в своём развитии.
Другой случай произошел уже между двумя людьми. Русская девушка долгое время жила с мужчиной негритянской расы. Однако через некоторое время, расставшись с ним, вышла замуж за русского человека. Спустя три года после этого у неё родился ребёнок негритянской расы. В роду представителей негритянской расы не было ни у неё, ни у мужа.
Классическая генетика этот факт объяснить не может. Волновая - объясняет. Вся информация об отношениях записывается и в дальнейшем даёт о себе знать. Законные отношения и безопасные могут быть только в браке.
Занятие 29 - Дать представление учащимся о понятии «Импринтинг первой любви».
Один раз и на всю жизнь – это не романтика. Это – реальность. Первая любовь – самая чистая, самая ценная. Если её удаётся сохранить, то такое светлое чувство сохраняется в святости на всю жизнь. А для этого нужно себя готовить к тому, чтобы соответствовать понятию искренной и чистой любви. Не размениваться на посиделки в объятиях с девушкой тайно в подъезде. А стараться больше быть в месте открыто в парке, в ругу знакомых. А чтобы не стесняться окружающих, нужно чтобы отношения были очень чистыми – дружескими. Со временем такая чистая дружба перерастёт в настоящую любовь. Но главное за эти годы вы вдвоём сможете проверить искренность чувств и верность друг к другу. Иногда отношения, начатые со знакомства на школьной скамье, пройдя через школу, училище, уже в университете перерастают в серьёзные отношения, заканчивающиеся браком. И такая любовь, как правило, бывает вечной.
Педагогу необходимо, после теоретической части поговорить с учащимися на темы:
- «Сколько нужно общаться друг с другом, чтобы узнать лучше о достоинствах и недостатках своего избранника или избранницы».
- «Какие механизмы проверки предлагают старшеклассники для этих целей».
- «Чем добрый и надёжный отличается от человека, лукаво скрывающего свои недостатки и пороки, выдавая себя за очень порядочного человека».
- «Можно ли дать шанс исправиться тому, кто не порядочен, но искренне хочет стать человеком добрым, надёжным, порядочным».
Занятие 30 - Мотивировать учащихся к нравственному просвещению друг друга в повседневной жизни.
Как важно не только самому понять свои ошибки и заблуждения, но и постараться объяснить их последствия своим ближним: братьям, друзьям, сёстрам, подругам. Как страшно бывает, когда человек лишь в конце жизни понимает, какие он страшные ошибки совершил. Вспомним вкратце роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (начать урок с увертюры П.И. Чайковского к опере «Евгений Онегин», закончить последними словами Онегина «Позор, о жалкий жребий мой!»). Дать представление учащимся о том, что именно сейчас важно уже сегодня говорить с теми, кто может вас послушать о правильности построения отношений с противоположным полом. Неправильная стратегия может только всё испортить, как молодому человеку, так и девушке. Не нужно спешить, нужно думать головой. Чтобы не закончить в этой жизни, так как Онегин: «Позор, о жалкий жребий мой»!
Занятие 31 - Творческая работа письменно ответить на вопросы по следующей теме: «Я знаю, что выбор у меня есть, а как сделать, чтобы он был правильным»
Ответить на вопросы:
1. Как правильно готовить себя к вступлению в брак уже сейчас.
2. Что я могу сделать сегодня, чтобы на меня в дальнейшем обратил внимание хороший молодой человек/девушка.
3. Как мне стоит себя вести, если человек, с которым я встречаюсь, ведёт себя грубо и неряшливо.
4. Нужно ли заниматься переделыванием ценностей того, кто сейчас не идеален, говорит, что любит, и просит потерпеть, пока он исправится.
5. Как отличить доброго и порядочного от хитрого и коварного.
6. Нужно ли говорить с родителями если кто - то систематически действует на нервы, предлагая непонятные, а порой безнравственные отношения (после поделиться опытом с одноклассниками).
Занятие 32 - Дать представление учащимся о таинстве «Венчание».
Венчание – это таинство. Одно из семи таинств РПЦ. Оно необходимо для законного пред Богом заключения духовного союза между мужем и женой. Браки заключаются на небесах. Венчание – это то, что пронизывает историю России от принятия Христианства. Все браки испокон веков были венчаны. Церковь – благословляя, соединяет узами невидимой духовной Благодати Божей в таинстве супруга и супругу. И с этой минуты двое становятся единой плотью. Они больше не чужие друг другу, а одно целое. И в душе и в сердце легко, и счастье льётся прямо с неба. Такой брак он всегда опекаем самим Богом. А если рядом Господь и родители, то, что ещё надо. Это настоящее счастье. Венчанные браки распадаются гораздо реже.
Занятие 33 - Сформировать представление учащихся о понятии нравственный патриотизм.
Ты – надежда России, каким будешь ты, такой будет Россия. Возрождение России начинается с жизни каждого из нас. Чем нас больше – тем чище и лучше будет жизнь в этом мире. Самое главное – внутренняя порядочность. Если ты согласен жить по законам нравственности, то любой с кем ты встретишься, и будешь общаться – будет таким как ты.
Занятие 34 - Обобщить накопленный опыт, расставить жизненные приоритеты в соответствии с социальными задачами.
Сначала образование (нужно содержать свою семью, нужна профессия). Поговорить о том, кто, куда собирается поступать после девятого класса. Семья – не за горами. Уже в среднем через четыре - пять лет многие станут семейными людьми. Карьера – это важно, но не важнее семьи. Поэтому не стесняйтесь – уже на третьем курсе училища, колледжа старайтесь познакомиться, с хорошим человеком. Многое в жизни второстепенно. Семья – самое главное!
Список использованной литературы
Литература для педагогов
Обще-педагогическая литература научного содержания
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. М.,1982.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.
3. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология М., 1999.
4. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М. 1974.
5. Леонтьев А.Н. Мотивы. Эмоции. Личность
6. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия. М.1972.
7. Орлов Ю.М. Самопознание и воспитание характера. – М., 1987.
8. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.1980.
Литература православных психологов и учёных
9. Медведева И.Я. «Осторожно цивилизация» видео материал, подготовленный информационным центром «Подспорье».
10. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Бомбы в сахарной глазури» Рязань, Зёрно-слово 2012
11. Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон «Смирение и прелесть» Мурманск 2009.
12. Шугаев И. (Протоиерей) «Один раз и на всю жизнь» Московская Патриархия 2008.
Литература для учащихся 9-11 классов
1. Авдеенко Е.А. «Начало» видео фильм- беседа (DVD) Православного педагога Авдеенко со старшеклассниками на темы межличностных отношений до вступления в брак.
2. К.В. Зорин «Воспитание до рождения» Медиа- проект Сергея Андрюшкина «Истина семьи» (Фильм DVD)
3. Протоиерей Илья Шугаев «Секреты семейного счастья» Медиа- проект Сергея Андрюшкина «Истина семьи» (Фильм DVD) ( четыре фильма)
4. Протоиерей Илья Шугаев «Один раз и на всю жизнь» монография - основанная на беседах о ценностях семейной жизни.
5. Шишонина Т., Ильяшенко А. «С чего начинается счастье».
Литература для родителей
1. Авдеенко Е.А. «Переходный возраст. Как правильно выйти замуж»
2. Илья Шугаев Протоиерей «Как сохранить семью»
3. Медведева И.Я. Шишова Т.Л. «Бомбы в сахарной глазури»
4. Медведева И.Я. «Осторожно цивилизация» информационный центр «Подспорье» (фильм DVD)
5. Медведева И.Я. Шишова Т.Л. «Книга для трудных родителей»
6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Разноцветные белые вороны»
7. Т.Л. Шишова «Чтобы ребёнок не был трудным» воспитание детей от 4 до 14
8. Дмитрий Смирнов Протоиерей «Церковь не молчит» (фильм DVD)
9. Шишонина Т., Ильяшенко А. «С чего начинается счастье»
10. Максим Козлов Протоиерей «100 детских вопросов и не детских ответов»
11. Симон Архиепископ Мурманский и Мончегорский «Смирение и прелесть».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.