О.Чебукина
Заведующая школьной библиотекой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Семейное чтение
До недавнего времени мы считались самой читающей нацией в мире. Ценность книги была неоспоримой. В нашей культуре на первом месте была духовность, что проявлялось в народном творчестве, в литературе. С раннего детства литература была не только источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сопереживая литературным героям, анализируя их поступки, мы развивали свой духовный мир, воспитывали нравственные начала. Литература была неотъемлемой частью жизни.
Возрождение традиций, обращение к истокам – актуальная проблема сегодняшнего дня. Сейчас, в век информационных технологий, когда Россия переживает кризис детского чтения, который проявляется не только в малой начитанности школьников, но и книга не значится в приоритетных духовных ценностях, специалисты ищут пути возрождения интереса к книге.
Художественная литература – беспроигрышное средство коммуникации: книга вводит ребёнка в мир, где добро побеждает зло; читая вместе со старшим, он проживает жизнь героев, учится, как следует поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Следовательно, именно семейное чтение поможет сформировать семейный дух, общий настрой, да и просто создаст добрую домашнюю атмосферу. Поэтому возникает повышенный интерес к организации семейного чтения. В создавшихся условиях именно на семью возлагаются наибольшие надежды по спасению чтения детей. Задача библиотекаря – помочь родителям осознать ценность чтения, как средства воспитания, образования, как залог их жизненной судьбы; вовлечь родителей в решение проблемы, его поддержки.
Семейное чтение, предполагающее духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение невидимой чудесной и духовной связи между людьми, имеет неповторимый, библиотерапевтический эффект.
Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе, и кто-то один, обладающий даром чтеца, или старшие по очереди читали библейские притчи или светские рассказы и повести. Книги передавались из поколения в поколение как реликвии. Так происходило великое обучение не только грамоте речи и письма, но и «грамоте души».
Замечательный этап в развитии семейного чтения начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина, именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитании гражданина. Век XIX стал свидетелем уже закрепившейся традицией семейного чтения. Авторы, читали по вечерам собравшимся вокруг домочадца романы, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое. Читали и в семейном кругу, причем детей рядом не было. Дети вообще существовали в то время отдельно от родителей. Зачастую няня или гувернантка была такому ребёнку ближе и понятней, чем мама, и играла в его жизни большую роль. Поэтому и первые сказки ребёнок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама. Общение с родителями начиналось позже, когда ребёнок подрастал, тогда он становился участником совместных чтений на взрослой половине. Чем-то такие чтения, были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Неудивительно, что с появлением телевидения, семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х годах во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Сейчас компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Поэтому как никогда для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение. Человечество за столько лет своего существования не придумали лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение.
Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители, а не учителя. Именно родители должны передать культуру и традиции семейной жизни.
Почему же сейчас, полвека спустя, возникла необходимость возрождения семейного чтения в век телевидения и компьютерных технологий. Чем привлекательна эта традиция? Один из напрашивающих ответов – дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребёнка к чтению.
Что есть в чтении вслух того, что не даёт телевизор? В первую очередь – возможность творчества и выбора. Ведь выбираем не только книгу, но и манеру чтения, тембр голоса, степень драматизации «театральности», кульминационные моменты для остановки. Это театр одного актёра. Чтение вслух – это в первую очередь радость. От любимой книги, фразы, от стиля, от возможности поделиться от прочитанного, подарить другому свое прочтение, свою любовь, своё восхищение.
Чтение можно превратить в увлекательную игру, особенно если в ней будет участвовать любимая игрушка. Сначала игрушка будет играть роль пассивного слушателя, а затем её можно сделать участником того сюжета, который описывается в книге. В этом случае игра будет происходить на ещё более эмоциональном фоне и лучше запомнится ребёнком.
Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи, и развитие чувства. Есть игры по книгам четырёх видов:
*поэтические игры
*игры-спектакли;
*ролевые игры;
*литературные игры
Поэтические игры – это игры со звуками и словами.
Игры-спектакли это драматизации, предполагающие дословное воспроизведение текста произведения: чтение по лицам, разыгрывание отдельных сценок, пьес.
С помощью ролевых игр дети познают мир, то есть думают, чувствуют, действуют, подражая взрослым. Литературная игра – это викторины и загадки. Разгадывать их всегда интереснее с мамой и папой.
В наше время значение игр по книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах и компьютерах, читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить в своём воображении, наслаждаясь художественным словом.
Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов:
· Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение изначально вводит ребёнка в мир книжной культуры. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.
· Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности её с раннего детства.
· Семейное чтение способствует раннему и правильному овладении родной речью.
· Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребёнка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтение будущих читателей.
· Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку. Звучащее слово удовлетворяет потребность в ярких, эмоциональных впечатлениях.
· Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
· Чтение вслух важно не только для малышей, но и для старших детей. В процессе семейного чтения, дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.
· Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создаёт почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. Правильные взаимоотношения человека с книгой закладываются в семье. Уровень читательского развития, качество читательских предпочтений напрямую зависят от того образа и стиля общения с книгой, которые формируются в семье. Процесс семейного чтения – это комплексная система, где всё взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы.
Семейное чтение – начало начал, один из первых кирпичиков в строительстве теплого домашнего очага, а впоследствии общего большого дома – нашего Отечества. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны сделать нашу Родину читающей страной.
Наряду с семьей базовые функции в обучении и приобщении к чтению выполняют школа и школьная библиотека, именно они способны помочь родителям в семейном чтении. Школьная библиотека – открытый мир для семейного чтения, родительского образования.
Семейное чтение как совместная деятельность семьи, школы и библиотеки может стать надёжной основой для обучения и воспитания ребёнка. Он полюбит чтение и, ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний. На эффективный результат, можно надеяться только в случае объединения усилий трех сторон: семьи, учителей и библиотекаря.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.