Семейное чтение
Оценка 4.6

Семейное чтение

Оценка 4.6
docx
19.02.2021
Семейное чтение
Доклад Семейное чтение.docx

О.Чебукина

Заведующая школьной библиотекой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

 

Семейное чтение

До недавнего времени мы считались самой читающей нацией в мире. Ценность книги была неоспоримой. В нашей  культуре на первом месте была духовность, что проявлялось в народном творчестве, в литературе. С раннего детства литература была не только источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сопереживая литературным героям, анализируя их поступки, мы развивали свой духовный мир, воспитывали нравственные начала. Литература была неотъемлемой частью жизни.

   Возрождение традиций, обращение к истокам – актуальная проблема сегодняшнего дня. Сейчас, в  век информационных технологий, когда Россия переживает кризис детского чтения, который  проявляется не только в малой  начитанности школьников, но и книга не значится в приоритетных духовных ценностях, специалисты ищут пути возрождения интереса к книге.

Художественная литература – беспроигрышное средство коммуникации: книга вводит ребёнка в мир, где добро побеждает зло;  читая вместе со старшим, он  проживает жизнь героев, учится, как следует поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Следовательно, именно семейное чтение поможет сформировать семейный дух, общий настрой, да и просто создаст добрую домашнюю атмосферу. Поэтому возникает повышенный интерес  к организации семейного чтения. В создавшихся условиях именно на семью возлагаются наибольшие надежды по спасению чтения детей.  Задача библиотекаря – помочь родителям осознать ценность чтения, как средства воспитания, образования, как залог их жизненной судьбы; вовлечь родителей в решение проблемы, его поддержки.

Семейное чтение, предполагающее  духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение невидимой  чудесной и духовной связи между людьми, имеет  неповторимый, библиотерапевтический эффект.

     Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе, и кто-то один, обладающий даром чтеца, или старшие по очереди читали библейские притчи или светские рассказы и повести. Книги передавались из поколения в поколение как реликвии. Так происходило великое обучение не только грамоте речи и письма,  но и «грамоте души».

         Замечательный этап в развитии семейного чтения начинается с середины XVIII  века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина, именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитании гражданина.                             Век  XIX стал свидетелем уже закрепившейся традицией семейного чтения. Авторы,   читали по вечерам  собравшимся вокруг домочадца романы, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое. Читали и в семейном кругу, причем детей рядом не было. Дети вообще существовали в то время отдельно от родителей. Зачастую няня или гувернантка была такому ребёнку ближе и понятней, чем мама, и играла в его жизни большую  роль. Поэтому и первые сказки ребёнок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама. Общение с родителями начиналось позже, когда ребёнок подрастал, тогда он становился участником совместных чтений на взрослой половине. Чем-то такие чтения,  были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Неудивительно, что с появлением телевидения, семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х годах во многих семьях, почти окончательно исчезли.

     Сейчас компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Поэтому как никогда для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение. Человечество за столько лет своего существования не придумали лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение.

Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные  наставники – родители, а не учителя. Именно родители должны передать культуру и традиции  семейной жизни.

         Почему же сейчас, полвека спустя, возникла необходимость возрождения семейного чтения в век телевидения  и компьютерных технологий. Чем привлекательна эта  традиция? Один из напрашивающих ответов – дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребёнка к чтению.    

         Что есть в чтении вслух того, что не  даёт телевизор? В первую очередь – возможность творчества и выбора. Ведь выбираем не только книгу, но и манеру чтения, тембр голоса, степень драматизации «театральности», кульминационные моменты для остановки. Это театр одного актёра. Чтение вслух – это в первую очередь радость. От любимой книги, фразы, от стиля, от возможности поделиться от прочитанного, подарить другому  свое прочтение, свою  любовь, своё восхищение.

         Чтение  можно превратить в  увлекательную игру, особенно если в ней будет участвовать любимая игрушка. Сначала  игрушка будет  играть роль пассивного слушателя, а затем её можно сделать участником того сюжета, который описывается в книге. В этом случае игра будет происходить на ещё более эмоциональном фоне и лучше запомнится ребёнком.

Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи, и развитие чувства.  Есть игры по книгам четырёх видов:

*поэтические игры

*игры-спектакли;

*ролевые игры;

*литературные игры

Поэтические игры – это игры со звуками и словами.

 Игры-спектакли это драматизации, предполагающие дословное воспроизведение текста произведения: чтение по лицам, разыгрывание отдельных сценок, пьес.

 С помощью ролевых игр дети познают мир, то есть думают, чувствуют, действуют, подражая взрослым.  Литературная игра – это викторины и загадки. Разгадывать их всегда интереснее с мамой и папой.

   В наше время значение игр по книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах и компьютерах, читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить  в своём воображении, наслаждаясь художественным словом.

          Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов:

·       Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение изначально вводит ребёнка в мир книжной культуры. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения.

·       Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности её с раннего детства.

·       Семейное чтение способствует раннему и правильному овладении родной речью.

·       Регулярное чтение  вслух с раннего детства знакомит ребёнка с самим процессом чтения и  способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтение будущих читателей.

·        Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку. Звучащее слово удовлетворяет потребность в ярких, эмоциональных впечатлениях.

·       Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

·        Чтение  вслух важно не только для малышей, но и для старших детей. В процессе семейного чтения, дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.

·       Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего  поколения. Такое общение создаёт почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. Правильные  взаимоотношения человека с книгой закладываются в семье. Уровень читательского развития, качество читательских предпочтений напрямую зависят от того образа и стиля общения с книгой, которые формируются в семье. Процесс семейного чтения – это комплексная система, где всё  взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы.

Семейное чтение – начало начал, один из первых кирпичиков в строительстве теплого домашнего очага, а впоследствии общего большого дома – нашего Отечества. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны сделать нашу Родину читающей страной.

       Наряду с семьей базовые функции в обучении и приобщении к чтению выполняют школа и школьная библиотека, именно они способны помочь родителям в семейном чтении. Школьная библиотека – открытый мир для семейного чтения, родительского образования.

        Семейное чтение как совместная деятельность семьи, школы и библиотеки может стать надёжной основой для обучения и воспитания ребёнка. Он полюбит чтение и, ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний. На эффективный результат, можно надеяться только в случае  объединения усилий трех сторон: семьи, учителей и библиотекаря. 


 

О.Чебукина Заведующая школьной библиотекой

О.Чебукина Заведующая школьной библиотекой

Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе, и кто-то один, обладающий даром чтеца, или старшие по очереди…

Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе, и кто-то один, обладающий даром чтеца, или старшие по очереди…

Чем привлекательна эта традиция?

Чем привлекательна эта традиция?

Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов: ·

Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов: ·

Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным

Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2021