«Семейные чтения и их роль в духовном и нравственном воспитании дошкольников.»
Автор :
Учуватова Татьяна Александровна
Воспитатель ЧДОУ РО НЕРПЦ (МП)
«Православный детский сад имени
Серафима Саровского»
Высшая квалификационная категория
Г. Дзержинск
2024
1. Введение………………………………………………………….
2. Зачем читать ребёнку и значение книги в развитие ребенка….
3. Место книг в семье ………………………………………
4. Выводы……………………………………………………………
5. Список литературы………………………………………………
1. Введение
Чтение – это как размышление, как молитва, как разговор с другом, как выражение своих идей, как слушание идей других людей, как слушание музыки, как созерцание вида, как прогулка по пляжу (Роберто Боланьо).
Книги – это и самолёт, и поезд, и дорога. Они – пункт назначения и путь. Они – дом. (Анна Куиндлен)
Книга - источник знаний, источник мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы. Существует множество книг: учебники, справочники, энциклопедии, словари, и художественная литература. Из книг мы узнаем много интересного и поучительного. Есть древние книги, которые были найдены археологами. Такие книги являются ценными, особенно для историков. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
Книги - это источник всех знаний человека, которые он накапливал много веков. Читая их мы познаем мир, узнаем много нового, интересного, многому учимся - как правильно себя вести, как отличить хорошее от плохого, как поступить в какой-либо ситуации. Книга помогает нам развивать нашу речь, учит правильно, грамотно говорить и писать. Несмотря на то, что сейчас у нас есть компьютеры и интернет, с помощью которых мы можем найти или узнать что угодно, книга не потеряла своей важности и полезности. Вот представь, что вдруг отключили свет: компьютер без света включить нельзя, телевизор тоже. А книга всегда рядом и с ее помощью мы можем найти ответы на все вопросы. И кроме того, в компьютер и интернет большинство информации попало именно из книг. Книги хранят в себе много полезных исторических фактов и научной информации. Если бы у нас не было книг, написанных в прошлые века, то сейчас мы знали бы о тех временах намного меньше, чем сейчас и нам вряд ли удалось бы сохранить сведения из различных областей науки и культуры, о полезных изобретениях придуманных тогда и необходимых до сих пор. А еще, книга наш хороший друг и может замечательно развлечь разными сказками, приключениями и интересными историями. Наверняка у тебя есть любимые герои живущие не только в мультиках и фильмах, но и в книгах.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Книга играет важную роль в развитии дошкольника. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
2.Зачем читать ребёнку и значение книги в развитие ребенка
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.
Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.
Семейное чтение — это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода.
А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.
3 . Место книг в семье.
Моя история с книгами началась в 1971 году когда я родилась. Большую любовь к книгам мне привила именно мама, по сей день вспоминаю как мама ложилась ко мне в кроватку. Именно тогда начиналось наше загадочное путешествия в мир сказок и рассказов. Мама всегда очень эмоционально читала погружая меня в прочитанное. Не могу сказать ,что мама постоянно читала сутками, но особый ритуал у нас был. Чтение именно перед сном ,обожала после веселого рассказала ложиться спать ,а потом во сне видеть этот рассказ и переживать его как будто в реальности. Даже когда я пошла в школу и сама умела читать, мама все равно продолжала нам читать слух. Особенно я любила «Незнайку на луне» и « Волшебник изумрудного города»
Честно скажу эти книги затёрли до дыр, количество прочитанных раз, даже я сосчитать не смогу.
И вот настал тот день когда я переняла то что привила мне моя мама когда в 1991 году появилась моя старшая дочка Оля .
Книги ей я стала читать с двух месяцев, по началу это было песенками и потешками, маленькими стихами. К полугоду я начала уже увеличивать прочитанное в объеме .
Привела любовь к слушанью сказок у дочки именно эмоциональностью, сменой голоса на разных персонажей.
Время шло, дочка росла. К году она спокойно могла высидеть за прочтением таких сказок как «Три поросёнка» «Волк и семеро козлят»
Так же считаю, что именно благодаря книгам в 2 года мой ребенок достаточно хорошо разговаривал целыми предложениями и мог спокойно выразить свои желания.
Еще один момент который хотелось бы отметить ,никогда не позволяла ребенку рвать книги или брать в рот ,всегда объясняла что нужно бережно относится к книге.
Своим детям, а теперь и внукам я читаю сказки и рассказы постоянно. Да и на работе стараюсь уделить каждый день хоть несколько минут прочтению художественной литературы воспитанникам.
4. Выводы
1. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер.
2. Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!
3. Чаще читайте вслух даже если ребёнок самостоятельно читает
4. Дарите ребенку книги.
5. Сделайте процесс приучения к книге увлекательным и занимательным.
6. Сочиняйте и фантазируйте .
7. Обсуждайте прочитанное.
8. Выбирать не телефоны и телевизоры, а книгу.
9. Разрешайте ребёнку выбирать книгу самостоятельно.
10. Не перегружайте ребёнка чтением вслух.
11. Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная ВАМИ.
5 . Список литературы
1. https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-znachenie-knigi-v-zhizni-rebenka.html «Значение книги в жизни ребенка»
2. https://www.sites.google.com/site/bibsvetlana/home/vzroslyj-citalnyj-zal/o-semejnom-ctenii «О семейном чтении»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.