Семинар для педагогов "Особенности воспитательной работы с учащимися группы риска"
Оценка 5

Семинар для педагогов "Особенности воспитательной работы с учащимися группы риска"

Оценка 5
docx
31.10.2021
Семинар для педагогов  "Особенности воспитательной работы  с учащимися группы риска"
сентябрь.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 101города Донецка»

 

 

 

 

 

 

Семинар для педагогов

 "Особенности воспитательной работы

с учащимися группы риска"

 

 

 

Подготовила:

педагог психолог

Зуенко И.Е.

сентябрь 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк 2020

Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»

Введение

Термин «группа риска» в медицине применяется для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специальных медицинских профилактических мероприятиях.

Термин «группа риска» в педагогике и психологии вводится для обозначения особей группы подростков, у которых симптоматика, соответствующая категории наркоманов, алкоголиков, т. е. больных, не выявлена, однако воспитательной работе с ними следует уделить особое внимание, чтобы не допустить развития заболевания. В основе – гипотеза о едином механизме формирования зависимости от алкоголя, токсичных веществ, наркотиков.

В группы риска входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.

Факторы, определяющие особенности психического и личностного развития, весьма разнообразны. Их спонтанное взаимодействие зачастую провоцирует нарушение, сбои нормального развития ребенка соответствующего возраста.

Актуальность заключается в том, что, выявляя учащихся «группы риска» мы можем предотвратить различные правонарушения, стимулировать правильное поведение среди молодёжи и детей, а также предупреждение и профилактика наркомания, алкоголизма и преступности.

Возможность формирования пагубных привычек и пристрастий у подростков связана с недоразвитием или нарушениями в нравственной, эмоционально – волевой, познавательной сфере.

В связи с этим, особое внимание нужно обратить на подростков, которых отличает (критерии отбора в «группу риска»):

1) отсутствие стойких интересов и жизненных установок;

2) отсутствие желания трудиться и удовлетворяться трудовой деятельностью;

3) неумение культурно отдыхать и отсутствие потребности в культурном отдыхе;

4)  отсутствие интереса к общественной жизни, общественной работе;

5)  неустойчивость собственного мнения, подверженность чужому влиянию, внушаемость, подчиняемость;

6) некритическое отношение к недостаткам собственной личности, отсутствие стремления к самосовершенствованию.

 

Подходы к методам диагностики учащихся для отбора в «группу риска»

В мировой практике наиболее широкое распространение получили методы, построенные по принципу количественного измерения эффективности психических процессов путем использования тестов. Исторически теоретической основой данного подхода явилась функциональная психология. Параллельно с этим направлением, как бы дополняя его, используются методы, основанные на качественном системном анализе психической деятельности. Они базируются на стыке теоретических положений, выдвигаемых в исследованиях по физиологии высшей нервной деятельности и общей психологии, согласно которым психические функции формируются прижизненно в процессе созревания нервных структур и одновременно с разнообразными аспектами жизнедеятельности ребенка.

Важнейшим принципом, отражающим комплексный подход к разработке диагностических методов и направлений в коррекционно-воспитательной работе, признается анализ личностных качеств с учетом мотивов, целей, отношений к самому себе и окружающим, к результату своей деятельности.

Эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. Сложность диагностики эмоциональных нарушений требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме.

Однако психотехнические приемы нередко на практике используются психологами и педагогами без учета индивидуальных особенностей конкретного обследуемого, без анализа его клинико-психологических и психолого-педагогических данных.

Уже на этапе диагностики конкретного ребенка, имеющего затруднения в социальной адаптации, важно тщательно сопоставлять его фактический возраст с той типологией возраста, которая принята в психологии: для выявления причин социальной дезадаптации необходимо учитывать закономерности детского развития.

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»

Организация индивидуального сопровождения, вам, наверное, должно быть понятно, сопровождение – это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентирован­ное образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего раз­вития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя.

Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как никто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а также разработки программ коррекционного развития.

Рекомендация

Завершая разговор о подростках "группы риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать педагогу в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством псих профилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101города

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101города

Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»

Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»

В связи с этим, особое внимание нужно обратить на подростков, которых отличает (критерии отбора в «группу риска»): 1) отсутствие стойких интересов и жизненных установок; 2)…

В связи с этим, особое внимание нужно обратить на подростков, которых отличает (критерии отбора в «группу риска»): 1) отсутствие стойких интересов и жизненных установок; 2)…

Эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов

Эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов

Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития

Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2021