МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
ВИКТОРИНЫ «ЗНАТОКИ»
по дисциплине
«Электроизмерительные приборы»
Разработчик: преподаватель Олизько В.А.
2020 г
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия: Игра – викторина «Электроизмерительные приборы» по ОП.04 Электротехнические измерения предназначена для студентов очной формы специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств
Урок – игра включает в себя задания на повторения и обобщения знаний по пройденной теме «Электроизмерительные приборы», который позволяет применить групповую форму учебной работы.
4
Цель занятия: повторение учебного материала по предмету ОП.04 Электротехни-ческие измерения в нетрадиционной, занимательной форме; развитие познавательной активности и творчества обучающихся, их смекалки, наблюдательности и расширение технического кругозора.
Задачи:
· Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему физических знаний;
ПК 1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.
· Воспитывающие: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создавать условия для формирования объективной самооценки обучающихся, их профессиональной и личностной реализации, а также формировать у студентов следующие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
· Развивающие - развивать следующие компетенции (ОК):
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений.
Форма проведения урока: нетрадиционная: игра-викторина.
Способы организации учебной деятельности: групповая.
Межпредметные связи: Основы электротехники,
ОП.06 Метрология, стандартизация и сертификация.
Оборудование: доска, электроизмерительные приборы, карточки с заданиями.
Время проведения урока: 1час 20 минут.
План проведения мероприятия
1.Организационная часть.
2.Разминка капитанов команд.
3.Задание № 3. «Схемы».
4.Задание № 4. «Физические величины».
5. Задание № 5 «Описание измерительного прибора».
6. Задание № 6. «Вычертить схему цепи».
7. Задание № 7. «Кроссворд.
8. Выполнение тестов командами
3. Подведение итогов игры.
4.Заключительное слово.
Ход мероприятия
1.Организационная часть (10 мин).
1) Вступительное слово преподавателя.
2) Постановка цели занятия.
Преподаватель формулирует цель и объясняет порядок работы на занятии.
3.Группа делится на две команды, и каждый вопрос обсуждается всей командой, а отвечает один человек.
4. Выбор жюри
5. Выбор капитана
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ даётся 1 балл. В итоге все баллы суммируются.. Участникам команды, набравшей наибольшее число очков, ставится за урок «отлично
Задание №1 Разминка капитанов команд
Капитаны команд задают друг – другу по 10 вопросов
Вопрос |
Ответ |
Что означает класс точности измерительного прибора
|
максимальная погрешность, отнесённая к пределу измерения выраженная в процентах |
Измерение
|
нахождение значения физической величины с помощью технических средств и вычислений
|
Как называется область значения шкалы, ограниченная начальным и конечным значением? |
Диапазон измерений |
Виды измерительных приборов |
Аналоговые и цифровые |
Поверка приборов |
Периодическое сопоставление показаний поверяемых приборов и образцовых приборов |
Образцовые меры и приборы выполняют функцию…… |
Контроля и поверки рабочих мер и измерительных приборов |
Показывающие приборы
|
выполняют отсчитывание показаний с помощью отсчётных устройств |
Как называется измерение, проводимое на основании физических законов с использованием данных предварительных измерений? |
косвенное |
Приборы, величины которых фиксируются на специальной диаграммной бумаге? |
Регистрирующие, самопишущие приборы |
Пластинка с делениями, по которым перемещается конец стрелки стрелочных измерительных приборов. |
Циферблат |
Вопросы |
Ответы |
Приборы измеряющие сопротивление эл. цепи. |
Вольтметр и амперметр, оттометр |
Абсолютная погрешность |
|
Аналоговые приборы
|
показания которых являются непрерывной функцией измеряемой величины
|
Класс точности образцовых приборов по отношению к поверяемым |
выше класса точности поверяемых выше в 2-3 раза |
Как в электрическую цепь подключаются вольтметры |
Параллельно источнику тока |
Прибор замыкающий эл. цепь |
ключ |
Регистрирующие измерительные приборы |
величины которых фиксируются на специальной диаграммной бумаге |
Погрешность измерения |
Отклонение результата от истинного значения измеряемой величины |
Назвать источники тока |
Генератор, АКБ, эл. сеть, гальванический элемент |
Каким прибором измеряются сдвиг фаз ? |
Фазометром |
Состоит из источника тока, потребителей, эл. проводов |
Эл. цепь |
Задание № 3. «Схемы» (2 мин).
Необходимо сопоставить слова стрелочками со схемам
За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
Задание № 4. «Физические величины» (15 мин).
Даны физические величины: m (масса); F (сила); p (давление); R
(сопротивление); T (температура); C (электрическая
ёмкость); B (магнитная
индукция); t (время); P (электрическая
мощность); V (объём); А(работа эл. тока); l
(длина); I (сила электрического тока,) Н ( напряженность магнитного
поля)
(плотность);
необходимо выбрать и распределить физические и электрические величины отдельно по назначению в таблицу, и написать их размерность:
Физические величины |
Электрические величины |
||||
масса |
M |
кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За каждый правильный ответ дается 1 балл. Максимальное количество баллов: 30.
7
Задание № 5. «Описание электроизмерительного прибора по плану» (15 мин).
Один из членов команды вытаскивает бумажку, на обратной стороне которой написан электроизмерительный прибор (у каждой команды разные приборы: амперметр, вольтметр, омметр, мультиметр (тестер) и др.), необходимо каждой команде по плану описать свой прибор.
Описание прибора
4.Расшифровка символов на панели
(за каждый символ начисляется 1 балл)
1.Знак «–» означает, что прибор предназначен
для работы на постоянном токе.
2.Знак означает, что измерительный механизм прибора имеет магнитоэлектрическую систему.
3.Знак означает, что изоляция прибора испытана напряжением 2000 В.
4. «┴» означает, что прибор применять при вертикальном положении шкалы.
5.Число «1,5» определяет класс прибора. То есть относительная погрешность прибора составляет 1,5 %. Прибор относится к классу технических приборов.
5.Классификация шкалы: равномерная и неравномерная; односторонняя и двухсторонняя; безнулевая; прямая и обратная.
(за каждый вид начисляется 1 балл)
равномерная, односторонняя, прямая
6.Предел измерения (Аном)
Аном=60 A
7.Цена деления (С)
С=Аном/N; С= 60А/30дел=2 А/дел
8
За каждый правильный ответ дается 1 балл.
Задание №6
Вычертить принципиальную схему этой цепи по рисунку
Задание №7. Кроссворд на тему «Электричество» (15 мин).
Каждая команда получает кроссворд, необходимо за определенное время ответить на вопросы и написать получившееся ключевое слово.
Задание № 8
Выполнение тестов командами
9. Подведение итогов игры (8 мин).
10. Заключительное слово преподавателя (2 мин).
Литература
1. В.Ю.Шишмарёв. Электротехнические измерения: Учебник для сред. проф. образования – М.:Академия, 2013.-304 с.
2. В.А.Панфилов Электротехнические измерения: Учебник для сред. проф. образования – М.: ИЦАкадемия, 2016.-288 с.
3.З.А.Хрусталёва. Электротехнические измерения: Учебник.- М.: КноРус, 2016.-208 с.
4. П.К.Хромоин. Электротехнические измерения: Учебное пособие. – М.: Форум, 2013. -288с.
Интернет-ресурсы
1.Курс лекций. Электротехнические измерения. moodle.spsu.ru
2.Электротехнические измерения: учебник для студентов СПО/ В.Ю.Шишмарёв.
academia-moscow.ru
Оценочный лист
|
Команда № 1 |
Количество баллов |
Команда №2 |
Количество баллов |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
Итого баллов |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.