Актуальность
Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в психо - речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т.п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.
Цель: формирование мотивации у педагогов по овладению практическими знаниями и умениями по развитию речи детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционных игр и игровых упражнений в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Раскрыть значение своевременного речевого развития у детей дошкольного возраста. 2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми нетрадиционных игр и игровых упражнений, как средство для развития речи.
Этапы знакомства детей с новой игрой
1 Этап: Внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 Этап: игра.
Цель: развивать логическое мышление, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их признакам, объяснять сходства и различия.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные отношения.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
1.Кубик Блума
Цель: Способствует развитию критического мышления — т.е., мышления, не принимающего стандарты, развивающегося путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
1.Обозначается тема;
2. Воспитатель бросает кубик, выпавшая грань определяет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по картинке на грани кубика;
3.Если ребёнок даёт неполный ответ, то остальные дети могут его дополнить и исправить.
Пример:- Предлагаю вам с помощью «Кубика - Блума» выбрать вопрос:
«Крутись, вертись, на бочок ложись».
- Вам нужно ответить на вопрос о растении.
Вывод: «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах любого вида детской деятельности. Однако наиболее удобно применять приём при обобщении, когда у детей уже есть представление о сути темы.
2. Эйдо – коллаж
«Эйдо» или «Эйдотехника» - способ развития механической памяти на слова за счёт обучения способам образного представления запоминаемых слов. Коллаж — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю).
Например: детям предлагается звуковой лабиринт из картинок на определённый звук. Дети придумывают историю, используя картинки.
3.Метод крокирования
Метод крокирования – игровое упражнение «Рифмованные кроки» (от франц. - чертеж, схема, набросок)
Кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Детям предлагаются схемы - кроки, по которым дети составляют небольшие загадки, рассказы. При создании используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
Метод крокирования способствует обогащению активного словаря детей, развивает логическое мышление, воображение, память. Этот метод часто используют для запоминания стихотворений и рассказов, которые в последствие нужно пересказать.
4. Игровое упражнение «Заблудившийся предлог»
Цель: учить детей правильно употреблять предлоги в предложениях.
1.Рассмотрите картинку.
2.Опишите, что на ней изображено.
3.Внимательно послушайте предложение, выполните действие с предметом.
4.Определите, какая ошибка была допущена в предложении.
5.Проговорите предложение, употребляя в речи «правильный» предлог.
Вывод:
Таким образом, предложенные игры и упражнения будут способствовать общему психо-речевому развитию детей дошкольного возраста. Данные игры универсальны, не требуют дополнительных затрат и времени для их использования, могут дифференцироваться и применятся в различных режимных моментах. Кроме того, такие игры могут усложнятся в зависимости от общих представлений детей об окружающем мире и их индивидуальных особенностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.