ФГОС основного общего образования.
Необходимость реформирования системы образования.
Стратегия государственной политики в области образования.
(учитель истории и обществознания Волошина С.И.)
Содержание ФГОС ООО.
(заместитель директора по УВР Окладникова Е.В.)
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИЛИобразование как функциональное свойство ?
В США И РОССИИ ОКОЛО 30% НАСЕЛЕНИЯ СЧИТАЮТСЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕГРАМОТНЫМИ, ТО ЕСТЬ
НЕСПОСОБНЫМИ ПРИМЕНЯТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ
ПРАКТИКЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ, ВЫПОЛНЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.
Мир переживает кризис знаниевой модели образования:
весь поток информации нельзя втиснуть в программу;
нет необходимости запоминать информацию, надо научиться ею пользоваться;
вместо исключительной ориентации на усвоение готовых специализированных знаний, необходима ориентация на формирование креативных и социальных компетенций, а также на формирование готовности к переобучению.
А для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.
(«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». М., 2008):
«Стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
- закладывающее значительный потенциал для последующей социальной мобильности;
- хорошее материальное оснащение учебного процесса;
- финансовое обеспечение образовательного процесса;
- хороший образовательный состав.
Механизмы реализации государственной политики:
- законодательство,
- финансово-экономическое обеспечение,
- содержание образования,
- кадры,
- инфраструктура.
Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8% ВВП (в 2007-2008 годах) до 6-7% ВВП в 2020 году, в том числе, расходов бюджетной системы – с 4,1% до 5-5,5% ВВП.
Почему возникла потребность в новом Стандарте?
Острая необходимость в стандартизации образования обозначилась в начале 90-х гг., когда возникла реальная угроза потери единства образовательного пространства страны. Эту задачу стандарты 1-го поколения с успехом выполнили.
К началу XXI века обозначилось отставание российской системы образования от мировых тенденций. Российские и зарубежные эксперты и политики отмечали: качество российского образования становится неконкурентноспособным. Проблема: знания есть, а умений применить их на практике - нет.
Стандартизация образования - общая тенденция в развитии мировой образовательной системы.
Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.Развитие общего образования предусматривает- индивидуализацию,- ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения,- расширение сферы дополнительного образования.
Этапы развития образования в РФ:
- начало 1990-х - период стабилизации;
- середина 1990-х - период реформирования и развития;
- с 1997г. - период модернизации. Разрабатываются первые проекты организационно-экономической реформы образования.
Стратегические проекты в образовании:
- ПНП «Образование»;
- Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- ФЦПРО (1-я - 2004-2010гг., 2-я - 2011-2015гг.);
- ФГОС;
- Модернизация региональных систем развития образования.
ФГОС: этапы, цели и содержание
2001 год: Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
2004 год: Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
2006 год: Социологические исследования образовательных потребностей.
Концепция ФГОС.
2007 год: Изменения в законе «Об образовании» (ст.7).
Разработка документов и материалов обеспечения ФГОС.
2008 год: Апробация ФГОС начального общего образования.
2010 год: Национальная инициатива «Наша новая школа».
Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке).
Создание Координационного Совета.
17 декабря 2010 года: Утверждение ФГОС ООО.
Июнь 2012г.: утверждение ФГОС полного среднего образования.
СТРУКТУРА ФГОС ООО:
I. Общие положения.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
I. Общие положения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
(П.1 Ст.7 Закона РФ «ОБ образовании»).
Стандарт - основа для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся.
Новый стандарт - стандарт трех «Т»:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации;
преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы , деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы:
- проектированию и конструированию социальной среды;
- активной учебно-познавательной деятельности;
- формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психических и физических особенностей.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир;
умеющий учиться;
социально активный;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.
В основе стандарта 2-го поколения лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, в которой впервые предложен (нормируется) воспитательный идеал гражданина РФ.
Стандарт устанавливает новые требования к результатам общего образования.
Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают ценностные ориентиры, потребности, мотивы, запросы на образование:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению;
-- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении;
- ценности здорового и безопасного образа жизни;
- основ экологической культуры;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты связаны с освоением учащимисяинструментальных, операционных -универсальных учебных действий:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами и уметь корректировать их в изменяющейся ситуации;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
выражены в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений, навыков и должны обеспечить успешное обучение на следующей ступени общего образования.
На достижение планируемых результатов направлены УУД «универсальные учебные действия»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит
«умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
ЦЕЛЬ:
сформировать устойчивое представление о методологических подходах к понятию, путях формирования УУД;
определить место УУД в понятийном поле «компетентностного подхода», перевести представление об УУД в практические формы (технологии).
ЗАДание:
- методическим объединениям подготовить материал по формированию УУД в рамках реализации стандартов второго поколения (защита презентаций рабочих групп);
-обобщить знания по формированию УУД младших школьников используя практический опыт учителей начальных классов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.