семинар функциональная грамотность

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала seminar_funktsionalnaya_gramotnost.docx

Семинар

Функциональная грамотность

 

Цель: создать условия для ознакомления  педагогов дополнительного образования с понятием «функциональная грамотность», её составляющими и способами формирования данного образовательного результата.  

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

 

«Для нас важно, чтобы в уже дошкольном возрасте были заложены предпосылки функциональной грамотности»

С.И. Маковская

 

Предпосылкой к проведению данного семинара послужила информация, находящаяся в докладе министра образования Красноярского края С.И. Маковской.

В докладе сообщалось о возникших проблемах и трудностях, с которыми столкнулись и педагогические работники, и дети, и их родители при переходе на дистанционное обучение. Так же сообщалось о строительстве новых школ и детских садов, о создании Точек роста в школах страны, о результатах реализации региональных  проектов «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребенка», о реализации проекта.

Но, самое главное, на что необходимо обратить внимание, в докладе сообщалось об уровнях достижения образовательных результатов по учебным и дополнительным общеобразовательным программам.

Говоря об образовательных результатах, в части их достижения,  была выявлена одна из главных проблем, которая состоит в том, что в образовательных учреждениях слабо развернута практика формирования функциональной грамотности.

[Проблема формирования функциональной грамотности в первую очередь, по словам С.И. Маковской, обусловливается недостатком компетенций у педагогов, а именно: отсутствием четкого понимания, что такое функциональная грамотность; подменой понятий, непониманием, какие умения обеспечивают формирование того или иного вида грамотности…].

Раскроем смысл понятия «Функциональная грамотность».

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

·   готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

·   возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

·   способностью строить социальные отношения;

·   совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление.

 

1.   Читательская грамотность (Прил. 1, схема 1) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации.

 

2.     Математическая грамотность (Прил. 1, схема 2) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.  (Например: при изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее).

 

3.   Естественнонаучная грамотность  (Прил. 1, схема 3) – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

 

4.     Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;

- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

- оригинальность предложенных идей;

- гибкость или подвижность;

- способность продуцировать большое количество идей.

3. Развитие предложенных идей:

- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;

- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

 

Показателем сформированности функциональной грамотности  является способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для  укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как  мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.

 

Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе  и в дополнительном образовании, основным контингентом которого являются учащиеся начальных классов и среднего звена (6-9 классы), на занятиях и  уроках любой направленности необходимо подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе,  разрабатывать специальные задания для своих подопечных, которые способствуют формированию функциональной грамотности.

 

Средства формирования функциональной грамотности:

-  применение технологий продуктивного чтения и  проблемного обучения;

- применение технологии развития критического мышления, используя приемы «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Кубик Блума», «Пересказ», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Мудрые совы», «Кластер», и т.д. на разных стадиях занятия (вызов, осмысление, размышление);

- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;

- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц,  диаграмм, схем и т.д.

 

Исходя из данной проблемы (формирование функциональной грамотности) на уровне правительства края были определены приоритетные задачи достижения всех плановых показателей в рамках реализации региональных проектов Национального проекта «Образование»:

1. Совершенствование механизмов управления качеством образования через проведение ежегодных мониторингов не только на уровне  начальной школы и оформление на основе полученных данных управленческих решений.

2. В образовательных учреждениях любого вида и уровня обеспечить создание полноценной образовательной среды направленной на формирование функциональной грамотности и личностных результатов всех обучающихся.

3. Обеспечить единство подходов к созданию условий для профессионального развития педагогических кадров.

 

Дополнительная информация

 

Проблема формирования функциональной грамотности в первую очередь, по словам С.И. Маковской, обусловливается недостатком компетенций у педагогов, а именно: отсутствием четкого понимания, что такое функциональная грамотность; подменой понятий, непониманием, какие умения обеспечивают формирование того или иного вида грамотности; неверной установкой на ожидание «готовых рецептов»:  [из сообщений учеников и учителей в социальных сетях, возмущающихся  о том, что некоторые задания по химии, информатике на ЕГЭ 2020 года не совпадали с демоверсиями. Однако при анализе этих типов заданий выясняется, что выпускники пытаются решать их шаблонно, а не применять метапредметные умения. Мы учим детей, а иногда и просто «натаскиваем» на типичные решения, но не учим рассуждать. Поэтому, сталкиваясь с невозможностью применить шаблонные решения, дети теряются, когда надо применить свои знания в изменившихся условиях. Вот почему мы говорим о том, что знания и умения должны быть функциональны].

 

Выявленные проблемы по результатам региональной диагностики:

1.     У четвероклассников в целом больше проблем с регулятивными умениями (целеполагание, планирование, контроль действий). Это может быть связано с тем, что данные аспекты деятельности часто остаются «за взрослым» – дети их не присваивают. Поэтому для педагогов важно использовать такие учебные задания, в ходе которых ученики пробуют самостоятельно ставить цели, планировать собственные действия.

2.     В целом по краю доля учеников 4-х классов, испытывающих в чтении и понимании текста значительные трудности, более 21% (уровень ниже базового). Наибольшие трудности ученики испытывают при выполнении заданий, требующих переноса знаний школьного курса на другие ситуации. Диагностика читательской грамотности шестиклассников, показавшая в 2019/20 учебном году рост числа учеников, уровень читательской грамотности которых является недостаточным для дальнейшего обучения почти в 2 раза (4,46% – в 2018 г. и 8,44% – в 2019г.).

3.     Данные диагностики естественно-научной грамотности говорят о наличии проблем в этой части. Почти треть учеников показывают уровень ниже базового.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Схема 1. Читательская грамотность

 

 

 

Интегрировать  - объединить части чего-либо в одно целое.

Интерпретировать информацию - истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

 

Схема 1. Математическая грамотность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3. Естественнонаучная грамотность 

Вырезка экрана


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Формула успеха

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Эта формула  позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

 

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к педагогу на занятие, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетенции.

Лейка – педагог (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.