Семинар о Донских художниках, часть 1
Оценка 4.8

Семинар о Донских художниках, часть 1

Оценка 4.8
docx
04.02.2020
Семинар о Донских художниках, часть 1
речь тарасова.docx

2. Донские художники (Тарасова Анна Дмитриевна).

Здорово дневали!

На Дону творили много художников, такие как. Глущенко, В. Канаев, В. Куликовский, В. Кулишов, С. Махин, И. Пруцаков, П. Толстых, и другие, все творчество которых пронизано казачьей темой.

Но мы сегодня поговорим о трех знаменитых художниках нашего Дона. Это Георгий Иванович Лиховид, Наль Александрович Драгунов и Николай Никанорович Дубовской. Их работы очень отличаются друг от друга. Вам было дано домашнее задание, изучить творчество и биографию этих художников, вот сейчас мы это и проверим.

Задание №1:

1.     Презентация. Определите, где, чьи работы?

- Георгий Иванович Лиховид

- Наль Александрович Драгунов 

- Николай Никанорович Дубовской (16 – 21слайды)

Замечательно, а вы знаете, что Георгий Иванович Лиховид работал в технике горячей эмали. Так что это такое - горячая эмаль?

Эмалями принято называть стекловидные покрытия, нанесённые на металлическую или стеклянную поверхность. Существует два типа эмалей: холодная (полимерная), и горячие эмали. Большинство горячей эмалей производится на основе кремниевых стёкол.

Основное количество работ Георгия Ивановича Лиховида выполнены в технике горячей эмали. Давайте познакомимся с этими работами (слайд 22).

Наль Александрович Драгунов оформлял и иллюстрировал книги для книжных издательств Ростова-на-Дону, Чечено-Ингушской АССР, издательства "Советская Россия" и т. д.. Более полусотни книг для детей проиллюстрировано им. Графическому стилю художника свойственна особая проникновенность и влюбленность в персонажи литературных произведений. Давайте посмотрим некоторые из них (слайд 23).

Имя Николая Никаноровича Дубовского неотделимо от художественной жизни, истории Дона, русской пейзажной живописи конца XIX — начала XX веков. Он считал для себя обязательным широкий показ многообразных природных состояний и ландшафтов не только среднерусской полосы, но и Дона, Кавказа. Способность по-своему одухотворить видимый мир — характерная черта самобытной личности живописца. Он мастер самостоятельного творческого мышления, художник глубокой национальной темы, достигший в ее трактовке подлинной высоты (24 слайд).

А теперь Блиц – опрос. Мы рассмотрели творчество трех замечательных художников Дона, вы изучили их биографии и теперь попробуйте ответить на несколько вопросов. Каждая команда вытянет портрет художника и ответит на вопросы касающиеся его творчества (25 слайд).

1.   Георгий Иванович Лиховид:

1.   У Георгия есть несколько тем в его творчестве, которые он постоянно развивает, и одно из них - это тема "Мостовых" в разных городах мира. Назовите несколько из мостовых, которые он изобразил в своих картинах.

 ("Мостовая Будапешта", "Мостовая Санкт-Петербурга", "Жёлто-зелёная мостовая (Венгрия)", "Мостовая Москвы. Переулок Газетный", "Мостовая Японии", "Метро Охотный ряд", "Мостовая Старбрюкена", "Московская мостовая").

2.   Где и с чего началась его творческая жизнь?

(С 1983 года началась творческая жизнь в городе Волгодонске, куда был направлен на работу в художественно-производственные мастерские. В 1985 году в г. Волгодонске состоялась первая персональная художественная выставка на заводе "Атоммаш". В этом же году был принят в члены Союза художников России.)

3.     Каким темам Лиховид верен и творит их постоянно?

 (есть темы, вылившиеся в циклы и серии, которым Лиховид верен: «Дамы», «Рыбы», «Стулья», «Птицы», «Знаки зодиака», «Камни», «Время».)

4.     Кто такой Г. Лиховид, где и когда родился и учился?

(Художник-живописец, монументалист, эмальер. Родился 8 апреля 1948 года в г. Волгодонске (Луганске). Окончил художественную школу в г. Луганске, затем поступил в Одесский пединститут на художественно-графическое отделение, а потом уже и в ЛВХПУ им. Мухиной.)

5.     В скольких выставках участвовал, сколько провёл персональных и где?

(С 1974 года участвовал более чем в 300 выставках в России и за рубежом. С 1983 года провёл свыше 100 персональных выставок (Волгодонск, Ростов-на-Дону, Луганск, Донецк, Москва, Санкт-Петербург, Ольштын, Ганновер, Нюрнберг, Дармштадт, Дели, Париж и др.).

2.     Наль Александрович Драгунов:

1.   Кто такой Наль Александрович, где и когда родился и учился?

(художник-график, аниматор, родился 21 ноября 1924 в Ростове-на-Дону и прожил в нем половину жизни. Эти прожитые годы в дальнейшем повлияли на его творчество: интерес к истории донского казачества ярко отразился в его произведениях. В 1939-1941 учился в Ростовском художественном училище. В Москве прошел курсы художников-мультипликаторов на киностудии «Союзмультфильм»).

2.   Где хранятся произведения на темы истории Донского казачества, созданные Н. А. Драгуновым?

(в краеведческих музеях Ростова-на-Дону, Таганрога, Старочеркасска, Новороссийска).

3.   Жизнь и творчество Наля после 1965 года.

 (После 1965 года художник живет и работает в Подмосковье. Свою любовь к окружающему миру он выражал и в резьбе по дереву, в каждом найденном им корешке видел образ и воплощал его в жизнь. В середине семидесятых годов 19 века оформил территорию пионерлагеря «Веселые грачи» в Подмосковье серией деревянных скульптур и композиций на темы русских народных сказок. В лесной скульптуре анималистический жанр занимает одно из ведущих мест.)

4.   Какие вы запомнили книги из тех, которые иллюстрировал Наль Александровича?

(«Петушок на крыше», «Сказка о царе Салтане»,  «Алые погоны» 
Б. Изюмского, «Как тур из неволи бегал» Панова В., «Приключения лисенка» 
Б. Априлова).

5.   Какие диафильмы рисовал Наль Александрович?

(Для создания диафильмов приглашали профессиональных художников, в том числе наших земляков – дончан. Наль Александрович  нарисовал такие диафильмы, как «Про клад и болтунью», «Караваны идут в страну Пунт», «Войны Рима с Карфагеном», «Огонь Прометея».)

3. Николай Никанорович Дубовской:

1.   Кто такой Николай Никанорович, где и когда родился?

(Русский художник-пейзажист, один из видных представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, общественный деятель, педагог. Родился 5 (17) декабря 1859, Новочеркасск Донской (ныне Ростовской) области, в семье потомственного казака, войскового старшины войска Донского).

2.   Кто первый научил Николая рисовать?

 (Рисовать начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах. Дядя Коли - художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти.)

3.   Где учился Николай Никанорович?

 (В семнадцать лет Дубовской поступил в Академию художеств в Петербурге вольнослушателем, а затем перевелся в мастерскую пейзажной живописи. С 1878-81 год, он учился в мастерской профессора пейзажной живописи барона Михаила Константиновича Клодта.)

4.   Кого считали конкурентом Дубовского?

 (Исаака Ильича Левитана долгое время считался «одним из самых сильных конкурентов Дубовского»).

5.   Какую картину Николаю Никаноровичу пришлось писать дважды и почему? (картина «Притихло» (1890), созданной по этюдам, выполненным на Белом море. Третьяков, узнав о том, что картину прямо с выставки купил император Александр III для своей галереи в Зимнем дворце, срочно выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, поскольку отныне картина была недоступна широкому зрителю. Таким образом, в Русском музее хранится ныне первый вариант картины, а в Третьяковской галерее – повторение.)

 

(слайд 26) В заключении хотелось бы рассказать об еще одном знаменитом человеке Дона, о Корольков Сергей Григорьевич. Сергей Григорьевич - выдающийся художник и скульптор, «донской Роден». Человек с сильным, принципиальным. цельным – истинно казачьим, - характером, не терпящим фальши и лжи.

Две его великие работы – горельефы «Донская Вандея» и «Железный поток», - украшают Ростовский драматический театр М.Горького (слайд 27).

Ими же – Корольковым и Вучетичем, -  создан и «Богатырь» фонтана рядом с этой гостиницей (слайд28).

(слайд 29) С.Г.Корольков был первым – и по мнению самого М.А.Шолохова, лучшим, - иллюстратором романа «Тихий Дон».  Сам Михаил Александрович долго подыскивал достойного художника. В беседе с Максимом Горьким он жаловался, что поиски эти безуспешны. Алексей Максимович заметил: тема романа тесно связана с колоритным казачьим бытом, и воспроизвести его может только талантливый художник-казак.

- Откуда же мне его взять? - ответил Шолохов. - Дон художниками не богат…

- Нашелся писатель, найдется и иллюстратор, - ответил Горький. Он же посоветовал вёшенцу связаться с Корольковым. К этому времени художник уже приобрел известность в Северо-Кавказском крае как автор рисунков по истории Дона. Эти рисунки, находившиеся в трёх музеях Ростова, погибли во время немецких оккупаций города 1941 и 1942 годов. Надо заметить, что в 30-е годы Сергей Григорьевич становится довольно известным иллюстратором: в 1934 году делает карандашом восемь листов к роману из казачьей жизни Д.И. Петрова-Бирюка «На Хопре», иллюстрирует «Железный поток» Серафимовича, «Как закалялась сталь» Николая Островского. В планах была «Цусима» Новикова-Прибоя. Но «Тихий Дон» для Королькова, конечно же, был главным событием. Пронзительная, откровенная, страшная казачья эпопея ошеломила художника. Вскоре появились его 96 рисунков карандашом, среди которых - «Григорий и Аксинья», «Семья Мелеховых», «Мелехов спасает Степана Астахова», «Пленные большевики» и другие работы. Над иллюстрациями к роману «Тихий Дон» художник работал около трёх лет, по его словам, «с увлечением и продолжительное время». Шолохов был в восторге.  Владимир Быкадоров вспоминал, что писателя поразило «невероятное, исчерпывающее знание художником донского коня, навыков и т.п., но, считая себя непревзойденным знатоком казачьего быта (а это действительно так), он не успокоился, пока после долгого изучения всех иллюстраций, не нашел одной маленькой неточности в сбруе коня». С конём - история особая. Писатель действительно однажды указал Корольку на неточность в изображении сбруи коня. На что художник резко заметил: - Михаил Александрович, я тебя учу писать? Вот и ты не учи меня рисовать! Извинившись, писатель обнял товарища, которого всегда называл ласково - Королёк…

Особенность корольковских рисунков, как отмечают специалисты, в том, что это даже не столько иллюстрации к роману, сколько самостоятельные произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Донские художники (Тарасова Анна

Донские художники (Тарасова Анна

Дона, Кавказа. Способность по-своему одухотворить видимый мир — характерная черта самобытной личности живописца

Дона, Кавказа. Способность по-своему одухотворить видимый мир — характерная черта самобытной личности живописца

В 1939-1941 учился в Ростовском художественном училище

В 1939-1941 учился в Ростовском художественном училище

Какую картину Николаю Никаноровичу пришлось писать дважды и почему? (картина «Притихло» (1890), созданной по этюдам, выполненным на

Какую картину Николаю Никаноровичу пришлось писать дважды и почему? (картина «Притихло» (1890), созданной по этюдам, выполненным на

Григорий и Аксинья», «Семья Мелеховых», «Мелехов спасает

Григорий и Аксинья», «Семья Мелеховых», «Мелехов спасает
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020