Семинар-практикум
для преподавательского состава по теме:
«Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога».
Подготовила:
педагог-психолог
Баландина Ю.Е.
Пенза 2020
Цель занятия:
Познакомить с понятием эмоционального выгорания, симптомами его проявления и способами профилактики.
Задачи:
Ритуал приветствия «Прохлопай свое имя по слогам» Каждый участник прохлопывает свое имя по слогам, затем все участники повторяют.
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная
Мини-лекция «Эмоциональное выгорание педагога»
Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил. Это не что иное, как признаки профессионального (эмоционального) выгорания. Так ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит?
Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные проверки, увеличение количества групп в детском саду, особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность), невысокий заработок и, как следствие, дополнительная работа по репетиторству и пр. Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг. Вполне естественно встает вопрос: что делать? Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя. Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.
Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция.
Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Я подобрала для занятия некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, хотя иногда для их освоения требуется немного терпения.
Способы, связанные с управлением дыханием.
Упражнение «Вверх по радуге» Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
Способы, связанные с использованием образов
Использование
образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и
представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы
не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то
можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в
основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным
подсознательным резервам психики.
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя
комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого
запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум
дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице,
брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники)
Упражнение «Золотистый поток» (выполняется под спокойную приятную музыку)
«Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох.
Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…
Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает все лишнее, что там накопилось…
Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку..
Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…
Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют…Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное…Это то лишнее, что накопилось в вас…Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это…И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…
Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким…И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются и распрямляются плечи..
Золотистый поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то…Распрямляется…Затем поток устремляется вниз… Он очищает таз…
Теперь он стекает по ногам…Очень медленно он продвигается от бедер к коленям…Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…
От коленей – к стопам… По стопам он вытекает наружу… Вы видите вытекающий мутный поток… А золотистый поток продолжает вымывать все лишнее…До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…
Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто светящиеся люди!»
Обсуждение. «Поделитесь впечатлениями»
Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимите излишнее напряжение и не успокоитесь. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать это упражнение с каждым разом все с большими приятными ощущениями.
Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самоприказы— это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учениками
Самопрограммирование.
Программируйте
себя на успех – Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта
можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;– Мысленно повторите это
несколько раз.
Самоодобрение (самопоощрение) Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. А это особенно нужно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Но нас никто не поддерживает и не поощряет и это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.
В
случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно
говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Упражнение «Комплимент» целью, которого является: позитивная обратная связь каждому. Нам всем иногда нужна похвала, приятно получать комплименты. На листе бумаги напишите свое имя и то, за что вы можете гордиться собой, начиная фразу: « Я – Галина, я молодец потому, что я …, я горжусь собой, потому что я…. и передайте соседу. А сосед, получив листок, пишет что-либо приятное, начиная фразу, например «Мне нравиться в тебе…, я учусь у тебя…» И так листок пройдет по кругу и все участники напишут каждому свое послание.
Получили свои листы? Какие чувства вы испытываете? ваши ощущения? Сохраните эти листы в копилке своего опыта, думаю, бывает очень приятно и полезно для поднятия самооценки и настроения перечитать такое послание, даже через несколько лет.
Закончить наше занятие я бы хотела притчей «Притча о счастье».
Пес увидел щенка, гоняющегося за своим хвостом, и спросил:
— Зачем тебе нужно ловить свой хвост?
— Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня. Я узнал, что лучшее для собаки — это счастье и что счастье мое — в хвосте, потому что он самый точный индикатор счастливого состояния. Ведь когда мне особенно хорошо, хвост начинает активно вилять. Поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой. И я стану обладателем счастья!
— Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье — в хвосте, но я заметил, что, куда бы я ни пошел, что бы ни делал, он следует за мной и мне не нужно за ним гоняться.
Дорогие коллеги! Пусть счастье станет нашим привычным состоянием и достоянием! Будем счастливыми всегда!!!
Рефлексия
- Было ли полезным наше занятие? Что понравилось и что не понравилось?
- Какие пожелания ко мне? О чем еще хотелось бы поговорить на наших занятиях?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.