Семинар - практикум для воспитателей на тему: "Обучение дошкольников составлению рассказов по картине"
Оценка 4.8

Семинар - практикум для воспитателей на тему: "Обучение дошкольников составлению рассказов по картине"

Оценка 4.8
pptx
28.06.2023
Семинар - практикум для воспитателей на тему: "Обучение дошкольников составлению рассказов по картине"
семинар - практикум.pptx

Семинар - практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»

Семинар - практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»

Семинар - практикум для воспитателей

«Составление рассказа по картине»
Составила: Яцко М.Н.
Зам. заведующего по ОД

Что такое связная речь? это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему

Что такое связная речь? это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему

Что такое связная речь?

это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему

Какие выделяют формы связного высказывания?

Какие выделяют формы связного высказывания?

Какие выделяют формы связного высказывания?

Диалогическая

Монологическая

Виды рассказов по картине?

Описание предметных картин;
Описание сюжетной картины;
Рассказ по последовательной серии сюжетных картин;
Повествовательный рассказ по сюжетной картине;
Описание пейзажной картины и натюрморта;

Теоретическая часть Задачи обучения детей 1)

Теоретическая часть Задачи обучения детей 1)

Теоретическая часть Задачи обучения детей

1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.
2) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.
3) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.

Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах

Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах

Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах

Этапы:
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, который имеет цель обогатить словарь, активизировать речь. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий.
В среднем возрасте учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинам, сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

Структура занятия Предварительная работа

Структура занятия Предварительная работа

Структура занятия

Предварительная работа
В структуре занятий по картине вступительная и заключительная части в разных возрастных группах сходные, но основная часть занятий имеет свою специфику в зависимости от возраста детей.
I. Вступительная часть.
Цель. Подготовить детей к восприятию картины (картины перед детьми ещё нет).
Приёмы:
1) Вступительное слово педагога (В какую игру мы играли? (в автобус). А вы знаете, в эту игру любят играть и ребята, с которыми я только что познакомилась. Вывешивается картина.)
2) Обыгрывание предметов изображённых на картине.
3) Создание проблемных ситуаций. (Ребята, знаете ли вы как выглядят бурые медведи. (дети отвечают, что они знают о них).
4) Стихи, загадки, чтение небольших рассказов.
5) Прослушивание музыки (Что вы себе представляете, когда слушаете эту музыку).
6) Наблюдение за живыми объектами, просмотр видео-сюжетов.
II. Заключительная часть.
Она может проходить как часть комплексного занятия (т. е. с использованием другого вида деятельности, можно провести Д/и по развитию словаря, звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи).

Требования к рассказу 1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений

Требования к рассказу 1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений

Требования к рассказу

1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.
Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года до 10 предложений
Старшая группа – 8-13 предложений и более.
2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.
(Пример: «Решили дети катать шары…», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! «Хорошо ребятам играть вместе. ….»).
3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример: «… Пей лошадка, пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).
4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.
5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.

Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа

Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа. а) Модель "Птичка" На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказав (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

Модель "Круг" Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа

Модель "Круг" Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа

б) Модель "Круг" Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. (Исследования Н. Смольниковой)

Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев

Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев. Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?
2 - Какая погода?
3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.
4 - Настроение героев картины.

Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события

Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события. а) Модель "Ладошка" На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например. зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый.

Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

Вариант - модель "Солнышко". На листе картона изображается "солнышко"

Вариант - модель "Солнышко". На листе картона изображается "солнышко"

б) Вариант - модель "Солнышко". На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя. (автор - О. Ушакова)

Модель для самоанализа и анализа детских рассказов

Модель для самоанализа и анализа детских рассказов

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?
2 - Громко или тихо рассказывал?
3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?
4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

Практическая часть

Практическая часть

Практическая часть

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023