Какие выделяют формы связного высказывания?
Диалогическая
Монологическая
Виды рассказов по картине?
Описание предметных картин;
Описание сюжетной картины;
Рассказ по последовательной серии сюжетных картин;
Повествовательный рассказ по сюжетной картине;
Описание пейзажной картины и натюрморта;
Теоретическая частьЗадачи обучения детей
1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.
2) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.
3) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.
Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах
Этапы:
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, который имеет цель обогатить словарь, активизировать речь. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий.
В среднем возрасте учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинам, сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
Структура занятия
Предварительная работа
В структуре занятий по картине вступительная и заключительная части в разных возрастных группах сходные, но основная часть занятий имеет свою специфику в зависимости от возраста детей.
I. Вступительная часть.
Цель. Подготовить детей к восприятию картины (картины перед детьми ещё нет).
Приёмы:
1) Вступительное слово педагога (В какую игру мы играли? (в автобус). А вы знаете, в эту игру любят играть и ребята, с которыми я только что познакомилась. Вывешивается картина.)
2) Обыгрывание предметов изображённых на картине.
3) Создание проблемных ситуаций. (Ребята, знаете ли вы как выглядят бурые медведи. (дети отвечают, что они знают о них).
4) Стихи, загадки, чтение небольших рассказов.
5) Прослушивание музыки (Что вы себе представляете, когда слушаете эту музыку).
6) Наблюдение за живыми объектами, просмотр видео-сюжетов.
II. Заключительная часть.
Она может проходить как часть комплексного занятия (т. е. с использованием другого вида деятельности, можно провести Д/и по развитию словаря, звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи).
Требования к рассказу
1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.
Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года до 10 предложений
Старшая группа – 8-13 предложений и более.
2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.
(Пример: «Решили дети катать шары…», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! «Хорошо ребятам играть вместе. ….»).
3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример: «… Пей лошадка, пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).
4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.
5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.
1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.а) Модель "Птичка"На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказав (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").
б) Модель "Круг"Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. (Исследования Н. Смольниковой)
2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.
1 - Какое время года?
2 - Какая погода?
3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.
4 - Настроение героев картины.
3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.а) Модель "Ладошка"На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например. зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый.
Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.
4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.
1 - Сохранена ли структура рассказа?
2 - Громко или тихо рассказывал?
3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?
4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.