Семинар-практикум
Игровой набор «Дары Фребеля» как инструмент социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ
Введение в семинар-практикум (5 мин.) |
|||
Текст выступления |
Содержание слайда |
||
СЛАЙД 1: Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Бардацкая Ксения Олеговна, я – учитель дефектолог детского сада №1 «Ласточка» г. Елизово. В рамках данного мастер-класса, я хочу представить вам игровой набор «Дары Фрёбеля» и продемонстрировать приемы его использования в коррекционно-развивающей работе по формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников, в том числе и с ОВЗ. |
* Тема *Данные об участнике |
||
СЛАЙД 2: Одним из показателей полноценного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, т.е. социальная коммуникация. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезные трудности в данной области. Дети данной категории не всегда способны проявить инициативу во взаимодействии с другим человеком, не всегда могут поддержать и развить установившийся контакт, стесняются ответить на вопрос, не умеют адекватно выражать сопереживание, поэтому часто конфликтуют или, наоборот, предпочитают одиночные игры. Это говорит о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Согласно ФГОС ДО – социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, необходимые для дальнейшего включения в систему общественных отношений. А любой социальный опыт приобретается только в общении и только в совместной деятельности с другими людьми. |
*Картинка, где дети общаются Картинка, где дети играют Картинка, где дети обнимаются Картинка, где дети спрашивают что-то у взрослого |
||
СЛАЙД 3: В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательный процесс в детском саду должен строиться на эффективных формах работы с детьми. А основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В игре отражаются наиболее значимые события жизни ребёнка, он искренне переживает всё, что воображает в игре. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. |
* Картинка, где дети играют
|
||
СЛАЙД 4: Грамотно и интересно организовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в том числе и с ОВЗ – педагогам может помочь использование игрового практического пособия «Дары Фрёбеля».
|
*Картинка с изображением всего «набора Фрёбеля» |
||
СЛАЙД 5: Мало кто из педагогов знает, что это за методика, кто и для чего её создал. Автором набора «Дары Фрёбеля» был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же является создателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Фридрих Фребель заметил взаимосвязь между общением и игрой и как эти два вида деятельности «создают более высокие жизненные отношения и связи», то есть способствуют социализации ребенка. Идеи Фребеля актуальны и сегодня и эффективно используются в развитии социально-коммуникативной сферы. |
*Фотография Ф.Фребеля |
||
СЛАЙД 6: Фридрих Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься воспитанием детей дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. |
* картинки первых детских садов Фребеля + цитата: «Дети - цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы». |
||
СЛАЙД 7: Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля». Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. |
* Фотографии детей, играющих в набор «Дары Фребеля» |
||
СЛАЙД 8: Итак, что же собой представляют эти «Дары». Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги. Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики. Второй дар Фребеля предназначен для знакомства с формами и свойствами предметов и развития исследовательских навыков. |
* 1 - 2 дар |
||
СЛАЙД 9: Третий, четвертый, пятый и шестой дары Фребеля используются как конструктор для построек. Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях. |
* 3 и 4 дар
|
||
СЛАЙД 10: Из деталей такого дидактического конструктора можно построить здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут конструировать их по образцу или по условиям. |
*5 и 6 дар |
||
СЛАЙД 11: Седьмой дар используется для изучения разных плоскостных геометрических фигур, их сортировки по цвету и величине, тренировки мелкой моторики рук, развития творческих и речевых способностей. Восьмой дар способствует развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, обучению счету, выполнению простейших математических действий, подготовке руки к письму. |
* 7 и 8 дар
|
||
СЛАЙД 12: Девятый дар помогает знакомить детей с понятием «симметрия»; способствует развитию детского воображения. Десятый дар используются для сортировки и упорядочивания фигур по цвету; обучению счету. |
* 9 и 10 дар |
||
СЛАЙД 13: Одиннадцатый дар называется «Цветные тела». Он предназначен для тренировки мелкой моторики рук, развития сенсомоторных навыков, изучения геометрических форм, развития умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу и развития речевых способностей. Двенадцатый дар - «Мозаика. Шнуровка». Способствует развитию умения действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучению комбинаций форм и цветов. |
* 11 и 12 дар
|
||
СЛАЙД 14: Тринадцатый дар нацелен на закрепление названий геометрических фигур, конструирование. При объединении с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции. Четырнадцатый дар – «Арки и цифры». Используется для формирования понятий часть и целое, навыков как количественного, так и порядкового счета, закрепления образа цифры. |
* 13 и 14 дар |
||
СЛАЙД 15: На мой взгляд, набор «Фребеля» очень многофункционален и разнонаправлен, и особенно актуален при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с ОВЗ, в рамках реализации ФГОС дошкольного образования, так как может эффективно использоваться в разных образовательных областях, в том числе и «Социально-коммуникативном развитии». Что я и попробую для вас продемонстрировать на примере различных МОИХ, АВТОРСКИХ игр и упражнений с данным набором.
|
*Картинка с интеграцией образовательных областей и Дарами Фрёбеля |
||
Содержание мастер-класса (до 10 мин.) |
|||
Текст выступления |
Содержание игры |
Содержание слайда |
|
СЛАЙД 14: Итак, первая, разработанная мною игра на развитие социально-коммуникативных навыков, которую я вам предложу, называется «Неожиданные картинки». Мне понадобятся 2 помощника Инструкция: Присаживайтесь за столы. Попробуйте придумать и выложить из элементов для конструирования любую интересную картинку. По звуковому сигналу (звонку) – поменяйтесь местами и продолжите картинку вашего соседа. Давайте посмотрим что у вас получилось. - Понравились ли вам картины, которые вы создали? Также мы можем усложнить игру – например, предложить детям продолжить картинку какими-то определенными элементами. Я попрошу вас остаться и поиграть еще в одну игру. |
Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов), модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов)) Материал: возле каждого участника корзинка с элементами для конструирования; у ведущего – звонок. Ход игры: Участники сидят за столом друг напротив друга. Участники начинают конструировать интересную картинку (0,5 мин.). По звуковому сигналу перестают конструировать, встают, пересаживаются на место соседа и продолжают конструировать начатую соседом картинку (0,5 мин.). Затем снова меняются. И так всего 4 раза. Время: до 2х мин. |
*Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля) *Цель: развитие переключаемости внимания. *фото сконструированных картин. |
|
СЛАЙД 15: Вторая игра, в которую мы поиграем, называется «Накормим животных»
Мне понадобятся 3 помощника Нам понадобится 1й дар (вязанные разноцветные мячики), корзинки и медали с изображением животных. Выбирайте, кто кем будет (выбирают и надевают медальки с животными). Животным раздаются корзинки, а леснику мячики из дара №1. Инструкция: Давайте с вами превратимся в лесника и диких животных! Животные очень проголодались, и лесник решил накормить их. Белочке лесник бросает орешки левой рукой, а зайчику бросает кору деревьев правой рукой. Здорово! Все звери сытые! Благодарю за помощь, вы можете занять свои места в зале. А я попрошу выйти еще двух людей для игры. |
Игра «Накормим животных (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля: модуль №1 (разноцветные вязанные мячики)
|
* Игра «Лесник»
*Лес, белочка и зайчик
|
|
СЛАЙД 16: Третья игра, называется
«Загадай!»
Нам понадобятся 7,8, 9и 10 дары. Мне понадобятся 2 помощника На столе корзинки из игры №1. Поиграем в игру «Загадай!». Играть будем так: Инструкция первому участнику: Загадай предмет – живой или неживой. Объясни что это, не называя его. Например: предмет, который я загадала круглый, горячий, не живой, находится на небе. Что это? Изобрази элементами. Инструкция второму участнику: ты должен понять, что это и построить из элементов.
*по одному разу загадать друг другу и назвать загаданные предметы. |
Игра «Загадай!»
Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов), модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов))
|
*Игра «Загадай!» *Фото с предметами из элементов
|
|
СЛАЙД 17: Четвертая игра называется «Фанты» Мне понадобятся 4 помощника Нам понадобится 7й дар Фрёбеля (цветные плоские геометрические фигуры) и «волшебный мешочек». Для этой игры среди участников выбирается ведущий (сегодня это буду я), который подносит участникам мешочек с «фантами». Инструкция: Участники встают в круг, вытаскивают любую фигуру и должны выполнить действие, которое обозначает тот или иной «фант», т.е. фигура. Действия-обозначения выведены на слайд: Круг – обняться с соседом слева; Ромб – поздороваться с любым участником (рукопожатие); Квадрат – покружиться с соседом справа; Треугольник – сыграть в «камень-ножницы-бумага». *Играем по часовой стрелке. Благодарю за помощь, вы можете присесть на свое место.
|
Игра «Фанты» Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), «волшебный мешочек»
Время: до 2х мин.
|
*Игра «Фанты» *картинка где ребенок в кругу *картинка где дети обнимаются
|
|
Заключение мастер-класса (1 мин.) |
|||
СЛАЙД 19: Таким образом, игровой набор «Дары Фребеля», представленный на данном мастер-классе, можно эффективно использовать в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Предложенные игры с использованием набора «Дары Фрёбеля» детьми всегда воспринимаются с интересом. И благодаря этому у детей наблюдается положительная динамика в развитии социально-коммуникативных навыков. |
* Успехов, коллеги! |
||
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОВЗ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.