муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 59»
Семинар для педагогов
«Патриотическое воспитание дошкольников через изобразительную деятельность»
Подготовила:
Петрушкина Людмила Сергеевна,
воспитатель,
1 кв. категория
Оренбург
2018 г.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения.
Одной из задач нравственного воспитания личности в целом является формирование основ патриотизма. Важнейшей составляющей частью патриотических чувств у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю.
В старшем дошкольном возрасте в формировании любви к родному краю большую роль отводят музейной педагогики. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие произведений изобразительного искусства способствует переносу вызванных данным произведением эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств.
Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающего реальный мир и воспитывающей нравственно-патриотические чувства. Так при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к родному краю, к своей стране, к народным традициям, к народному быту на Руси.
Содержание занятий нацелено на приобщение дошкольников к патриотическому воспитанию, через изучение творчества русских художников и их картин. Связь живописи и любви к Родине – основной стержень занятий, который решается в форме беседы.
Знакомя детей с картинами известных художников, раскрываю перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей, значение полководцев и воинов в каждой эпохе. При этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразие мастерства, размышляем, что побудило художника написать эту картину.
При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Подчеркиваем, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.
В начале года свою работу начинаю со знакомства с пейзажной живописью.
Пейзажная живопись – жанр изобразительного искусства (или отдельного произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является природа, в том числе естественная среда, преображённая человеком. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».
Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями его духовно нравственного развития. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.
При знакомстве ребят с пейзажной живописью опираюсь на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно его сезонам.
Пейзаж - это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это - и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.
Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален.
• Первозданный природный пейзаж - леса, поля, луга, реки, озера, моря (лесной пейзаж, горный, морской), например: картины русских художников Левитан И.И. «Березовая роща», Шишкин И.И. «Рожь», Шишкин И.И. «Сосны освещенные солнцем», Васнецов А.М. «Горный пейзаж», Куинджи А.И. «Восход солнца»
• Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой; Поленов В.Д. Дорога у деревни 1877, Шильдер А.Н. Деревенский пейзаж
• Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду - здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки - его иногда выделяют отдельно; Поленов В.Д. «Московский дворик» 1878 г.
• Исторический пейзаж - изображение местности в определенную эпоху.
По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанром литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.
• Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека - восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы («Золотая осень» И. Остроухова, «Грачи прилетели» А. Саврасова).
• Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Это - буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты (И. Айвазовский «Волна»).
• Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы (И. Шишкин «Лесные дали», А. Васнецов «Родина»).
• Драматический - предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства (И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Болото»).
Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они предают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры.
Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи И.И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова, Пластова, Юона и других художников. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
Формы знакомства детей с изобразительным искусством вообще и в частности с пейзажной живописью могут быть различными: беседы, посещение музея, организация просмотра и обсуждения выставок, сотрудничество с ТЭФФИ.
Патриотизм проявляется не только в любви к
красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о
прошлом своей земли. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться
к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой
след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев.
Поэтому темы творческих заданий «о доблести, о подвигах, о славе» всегда
находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет
первые семена любви к родной земле.
К истокам возникновения нашего Отечества отношу
творческие задания как, «Образы русских богатырей», «Древние города нашей
земли» -, где использую тоже иллюстрации русского художника Виктора Васнецова.
Занятие, посвященное образам русских богатырей, я начинаю, так: «Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Узнали ли вы, о какой картине идет речь?» Провожу беседу по образам картины и затем предлагаю выразить свое отношение к картине.
Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внёс Василий Иванович Суриков. Суриков страстно любил русскую старину. Обращаясь к сложным, переломным моментом в истории России, он искал в них ответы на волнующие вопросы современности.
В библиотеке «ТЭФФИ», Екатерина Валерьевна, познакомила детей с картиной Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Рассматривая картину, объяснила детям понятие историческое событие (т.е. как воевала русская армия в 1799г., рассказала о подвиге и доблести русского солдата Суворова. Как он преодолевал величайшие трудности.
К 9 мая были проведены тематические занятия. Мы знакомили детей с картинами разных художников. На защиту своего Отечества поднялся весь наш народ от мала до велика. И художники с первых дней войны были вместе с защитниками Родины. Все события, происходящие в те страшные годы, они отображали в своих картинах. В каждой картине художник передавал свое настроение, используя разные средства выразительности.
Ряд картин: А. А. Широков «За Родину», В.Ф. Штраних «Салют Победы», А.А. Дайнеко «Оборона Севастополя», М.И.Самсонов «Сестрица».
Также в старшем дошкольном возрасте знакомим детей с натюрмортом. Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства). Особенность природных объектов - их недолговечность. Они, как правило, относятся к органическому миру; вырванные из окружающей естественной среды, они обречены на скорую гибель: цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра - придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное -вечным.
Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов - металлов, дерева, керамики, стекла. По фактуре они представляют контраст предметам органического мира. Но главное их отличие от природных - та содержательная роль, которую они играют в натюрмортах. Они характеризуют человека, его деятельность, вносят в натюрморт социальное содержание, представляя труд и творчество человека.
Перед знакомством с натюрмортом, подбираю набор качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений.
В подготовительной группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствами выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально - нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Обращать их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим понятиям, с народных традиций, труду и быту людей на Руси.
Заключение.
Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающей природы и красоту человека, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.
Художниками могут стать не многие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек. Каждый растущий человек независимо от будущей специальности должен искусство воспринять, сделать своим. А помогать в этом должны взрослые.
Восприятие искусства - это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. По линиям, цветом пятнам предстоит ребенку создавать художественную картину мира, проделать как бы встречный путь к авторскому замыслу. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку, возможно, начинать с детства.
Искусство живописных образов помогает нам видеть, понимать красоту окружающего, эмоционально откликаться на нее. Жизнь становится богаче, интереснее, духовно насыщение и одухотворение. Красота вдохновляет на создание красоты вокруг себя - как в продуктивной деятельности, так и в человеческих взаимоотношениях.
По словам В.А. Сухомлинского, «…то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического восприятия. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности».
Как отмечает Б.М. Неменский, «…искусство и вообще эстетическое развитие может и должно играть в нашей системе просвещения гораздо более серьезную роль уже сегодня. И начиная с детского сада, с самого нежного возраста».
Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем взрослые, но видят и понимают на своем уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда, с трудом, а иногда и не объясняя, почему оно им нравится. Открыв окно ребенку в мир живописи, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру красок, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства.
«…Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливыми других, редко появляется сам собой.
Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью - это самое главное». Ю.Н. Хижняк.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.