Семинар-тренинг
«Развитие профессиональной компетентности педагогов».
Цель: Актуализация профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
1.Раскрыть основные компоненты профессиональной компетентности педагога;
2.Формировать профессиональную мобильность педагогов;
3.Предоставлять условия для самосовершенствования и взаимного обучения, направленные на развитие профессиональной компетенции педагогов.
Участники: воспитатели дошкольных групп, учителя-дефектологи.
Ведущие: педагог-психолог
Материалы: видео-презентация, компьютер, экран, мешочек, листы А4, ручки, карточки для задания, памятки.
Ход:
Сообщение цели и задач
Вводное тренинговое задание «Целевое полагание и компетентности».
1.Работа в группах
Инструкция к заданию «Стало известно, что Вас посылают на неслыханно сложное задание связанное с профессиональной деятельностью. Что за задание и куда Вас посылают – неизвестно. В дорогу вам предлагается выбрать пять помощников из числа следующих лиц».
• Учитель сельской местности, 37 лет
• Домохозяйка с 2 детьми, 24 года
• Нейрохирург, 40 лет
• Африканский студент, 19 лет
• Дама, хозяйка салона 62 года
• Девушка, 18 лет
• Инженер, 31 год
• Депутат парламента, 53 года
• Пастух овец 45 лет
• Стюардесса, 27 лет
• Безработный,32года
Участники обсуждают свой выбор в группах, аргументируют в открытой защите перед аудиторией. Что явилось критерием выбора помощников?
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что двигаться вперед без осознания цели невозможно. Так же как и в путешествии, в профессиональной сфере необходимо знать цель. Цели бывают глобальные и локальные. Локальные цели мы формулируем на каждый день, глобальные же цели представляют для нас ориентир, к которому мы стремимся. Компетентностное образование, которое в современной науке претендует на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования выступает перед нами глобальной целью процесса образования.Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора.
2.Ассоциативный кластер «Профессиональная компетентность», обзор представленных компетенций.
3.Презентация «Профессиональные компетентности педагога».
4.Игра «Качества» - необходимо написать 2 качества, которые профессионально проявляются в повседневной работе воспитателя. Затем эти качества складываются в мешочек. Каждый воспитатель берёт качество по одному из мешочка и говорит когда в его профессиональной деятельности проявляется данное качество, если педагог считает, что у него нет данного качества, тогда он может отдать его тому педагогу, у которого оно есть.
5.Решение практических педагогических ситуаций.
Ситуация №1
Катя (6 лет) играла со своей любимой игрушкой – плюшевым мишкой.Руслан (7 лет) захотел обратить внимание девочки на себя, потянул мишку за лапу и оторвал ее. Катя заплакала, стукнула Руслана медведем по голове, потом прижала игрушку к себе, отошла в сторону и расплакалась.
Действия воспитателя…..
Воспитатель отругала Руслана, стала стыдить его при детях. Забрала медведя у Кати, чтобы Руслан с мамой (няней) пришили лапу. При этом успокаивая Катю, сказала:« Не плачь, Катюша! Вот какие у нас мальчики, не могут дружно играть с девочками».
Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценке их действий и поступков; предполагает возложение педагогом ответственности за происходящее на себя, а также единоличное принятие им способа решения трудной ситуации в отношениях между детьми.
Доминирование педагога – наиболее приемлемый способ поведения в конфликте, когда:
Ø Педагог обладает достаточным авторитетом для принятия решения и предполагаемое им решение наилучшее;
Ø Исход ситуации очень важен для самого педагога;
Ø Есть угроза психическому и физическому здоровью детей, когда жизненный опыт, компетентность педагога позволяют ему незамедлительно принять решение.
Ситуация №2
Сережа и Леша дерутся из-за машинки. Леша отнимает машинку и, не обращая внимания на слезы Сережи, возит ее по комнате.
Действия воспитателя…
- Какая отличная машинка! Тебе она очень нравится, правда? Тебе нравится быть шофером? – спрашивает воспитатель у Леши.
Мальчик охотно соглашается.
- А ты знаешь, что Сереже тоже нравится эта машинка? Он смотрит на тебя и мечтает играть с нею, как ты. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с нею, а он еще нет. Он очень обрадуется, если ты дашь ему машинку! А сейчас видишь, как ему обидно! Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял эту машинку. Ведь ты бы очень расстроился. Вот и он тоже. Давай сделаем его счастливым.
Посмотрим, как он удивится и обрадуется. Договоримся так: ты еще три раза покатаешь машинку по комнате туда-сюда, а потом дашь ее Сереже.
Леша внимательно слушал воспитателя, перевел взгляд с машинки на Сережу и охотно согласился с предложением воспитателя. Он поиграл с машинкой и отдал Сереже. Тот счастливо улыбнулся и сказал: «Спасибо!»
Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. В этом случае отмечается позитивное восприятие педагогом обеих конфликтующих сторон, признание им права ребенка «быть другим», терпимость по отношению к детям и их поступкам. Педагог в данном случае обращается к собственному опыту дошкольников, снимая тем самым эмоциональную напряженность (скрытую или явную): направляет усилия конфликтующих детей на поиск и самостоятельное решение трудной жизненной ситуации.
Открытое обсуждение на равных возникших проблем играет действенную роль в предупреждении и разрешении конфликтов. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех ситуациях, когда:
Ø Решение проблемы очень важно для обеих конфликтующих сторон;
Ø Есть время обсудить сложившуюся ситуацию, причины ее возникновения, выработать альтернативные варианты решения конфликта.
Ситуация №3
Мальчики (6 лет) решили играть в моряков. Построили корабль. Саша и Максим изъявили желание быть его капитанами. Возник спор между мальчиками, поскольку каждый захотел надеть фуражку капитана, взять бинокль, компас в руки, крутить штурвал.
Действия воспитателя…
Воспитатель предлагает Саше быть первым капитаном, Максиму – вторым. Одному капитану дает бинокль, фуражку, другому – штурвал и компас. При этом объясняет их основные обязанности. Конфликт исчерпан, игра продолжается.
Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временным выходом из конфликтной ситуации.
К компромиссу обращаются в тех случаях, когда:
Ø Другие стратегии оказались неэффективными;
Ø Необходимо быстро решить спорную ситуацию;
Ø Устраивает временное решение;
Ø Дети на личном примере воспитателя учатся согласовывать свои интересы с желаниями другого.
Ситуация №4
Наташа (6 лет) и Оля (5 лет) решили играть в семью. Им обеим нравится одна и та же кукла. Обе хотят быть ее мамой. Выхватывают друг у друга коляску с куклой-дочкой.
Действия воспитателя…
Воспитатель, увидев это, предлагает Наташе (более спокойной и покладистой девочке) роль бабушки. Девочка соглашается. Тем самым конфликт разрешается.
Стратегия приспособления отличается стремлением воспитателя смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. Она предполагает адаптацию воспитателя к личностным характеристикам участников конфликта, принятие их такими, какие они есть ( н-р, гиперактивные или, склонные к невротическим проявлениям).
К данной стратегии поведения в конфликте воспитатель обращается, когда:
Ø Хочет сохранить положительные отношения в группе;
Ø Немедленно решить проблему невозможно, он хочет добиться окончательного позитивного ее решения в дальнейшем;
Ø Хочет научить ребенка уступать сверстнику.
Стратегия приспособления неприемлема в тех ситуациях, когда конфликтующие дети охвачены чувством обиды и раздражения, настроены негативно к партнеру по общению, их интересы и цели не поддаются сглаживанию.
Ситуация №5
Дети подготовительной группы вышли на прогулку. Несколько человек сразу побежали на качели. Все хотят качаться, но никто не хочет уступать сверстнику.
Действия воспитателя…
Воспитатель намеренно не вмешивается в спор между детьми. Тогда Аня (7 лет) предлагает другим детям: «Давайте я посчитаю и тот, кто первым выйдет, тот и будет качаться первым». Так первым стал качаться Илья, а за ним и все остальные дети.
Стратегия избегания заключается в сознательном уходе воспитателя от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях – шутке, демонстративном молчании, умении что-то «не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет и т.д. Такая линия поведения оправдана при незначительных конфликтах детей со сверстниками, эмоциональных срывах, неумении ребенка владеть собой.
Выбор такой стратегии оптимален, когда:
Ø Конфликтная ситуация не является острой, не требует безотлагательного решения;
Ø Воспитатель уверен в самостоятельном решении детьми спорной ситуации;
Ø Немедленное обсуждение конфликта может привести к его обострению.
Характеристика способов
Разрешения конфликтов детьми
Позиции |
Активные формы |
Пассивные формы |
Результат воздействия |
||
Непосредственное воздействие |
Опосредованное воздействие |
||||
Доминирование
|
положительное |
Требование, наставление, манипулирование, Устранение других, предупреждение
|
Обращение к третьему лицу с требованием уговорить, объяснить, выполнить, для усиления своего авторитета |
терпение |
сглаживание |
отрицательное |
Физическая и словесная угрозы, оскорбление, драка, разрушительность, месть
|
Обращение к третьему лицу с требованием заставить, подавить, наказать |
игнорирование |
обострение |
|
Равенство |
Устранение очередности, компромиссное решение, договор, предложение, жребий
|
Обращение к третьему лицу с просьбой оказать помощь, рассудить, разрешить ситуацию |
отказ от сотрудни-чества |
разрешение |
|
Подчинение
|
положительное |
Уступка, согласие, подчинение
|
Обращение к третьему лицу с просьбой защитить, оградить |
уход |
сглаживание |
отрицательное |
Плач, протестные реакции, демонстрация обиды
|
Обращение к третьему лицу с требованием заступиться, жалоба |
Внутрен-неепережива-ние, обиды |
обострение |
6.Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.