Семинар-тренинг «Развитие профессиональной компетентности педагогов».
Оценка 4.7

Семинар-тренинг «Развитие профессиональной компетентности педагогов».

Оценка 4.7
docx
30.01.2023
Семинар-тренинг             «Развитие профессиональной компетентности педагогов».
Семинар-тренинг.docx

         

 

     Семинар-тренинг

            «Развитие профессиональной компетентности педагогов».

 

Цель: Актуализация профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

1.Раскрыть основные компоненты профессиональной компетентности педагога;

2.Формировать профессиональную мобильность педагогов;

3.Предоставлять условия для самосовершенствования и взаимного обучения, направленные на развитие профессиональной компетенции педагогов.

Участники: воспитатели дошкольных групп, учителя-дефектологи.

Ведущие: педагог-психолог

Материалы: видео-презентация, компьютер, экран, мешочек, листы А4, ручки, карточки для задания, памятки.

 

                                                         Ход:

Сообщение цели и задач

Вводное тренинговое задание «Целевое полагание и компетентности».

1.Работа в группах

Инструкция к заданию «Стало известно, что Вас посылают на неслыханно сложное задание связанное с профессиональной деятельностью. Что за задание и куда Вас посылают – неизвестно. В дорогу вам предлагается выбрать пять помощников из числа следующих лиц».

 Учитель сельской местности, 37 лет

 Домохозяйка с 2 детьми, 24 года

 Нейрохирург, 40 лет

 Африканский студент, 19 лет

 Дама, хозяйка салона 62 года

 Девушка, 18 лет

 Инженер, 31 год

 Депутат парламента, 53 года

 Пастух овец 45 лет

 Стюардесса, 27 лет

 Безработный,32года

Участники обсуждают свой выбор в группах, аргументируют в открытой защите перед аудиторией. Что явилось критерием выбора помощников?

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что двигаться вперед без осознания цели невозможно. Так же как и в путешествии, в профессиональной сфере необходимо знать цель. Цели бывают глобальные и локальные. Локальные цели мы формулируем на каждый день, глобальные же цели представляют для нас ориентир, к которому мы стремимся. Компетентностное образование, которое в современной науке претендует на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования выступает перед нами глобальной целью процесса образования.Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора.

2.Ассоциативный кластер «Профессиональная компетентность», обзор представленных компетенций.

3.Презентация «Профессиональные компетентности педагога».

4.Игра «Качества» - необходимо написать 2 качества, которые профессионально проявляются в повседневной работе воспитателя. Затем эти качества складываются в мешочек. Каждый воспитатель берёт качество по одному из мешочка и говорит когда в его профессиональной деятельности проявляется данное качество, если педагог считает, что у него нет данного качества, тогда он может отдать его тому педагогу, у которого оно есть.

5.Решение практических педагогических ситуаций.

Ситуация №1

Катя (6 лет) играла со своей любимой игрушкой – плюшевым мишкой.Руслан (7 лет) захотел обратить внимание девочки на себя, потянул мишку за  лапу и оторвал ее. Катя заплакала, стукнула Руслана медведем по голове, потом прижала игрушку к себе, отошла в сторону и расплакалась.

Действия воспитателя…..

Воспитатель отругала Руслана, стала стыдить его при детях. Забрала медведя у Кати, чтобы Руслан с мамой (няней) пришили лапу. При этом успокаивая Катю, сказала:« Не плачь, Катюша! Вот какие у нас мальчики, не могут дружно играть с девочками».

Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценке их действий и поступков; предполагает возложение педагогом ответственности за происходящее на себя, а также единоличное принятие им способа решения трудной ситуации в отношениях между детьми.

Доминирование педагога – наиболее приемлемый способ поведения в конфликте, когда:

Ø Педагог обладает достаточным авторитетом для принятия решения и предполагаемое им решение наилучшее;

Ø Исход ситуации очень важен для самого педагога;

Ø Есть угроза психическому и физическому здоровью детей, когда жизненный опыт, компетентность педагога позволяют ему незамедлительно принять решение.

Ситуация №2

Сережа и Леша дерутся из-за машинки. Леша отнимает машинку и, не обращая внимания на слезы Сережи, возит ее по комнате.

Действия воспитателя…

- Какая отличная машинка! Тебе она очень нравится, правда? Тебе нравится быть шофером? – спрашивает воспитатель у Леши.

Мальчик охотно соглашается.

- А ты знаешь, что Сереже тоже нравится эта машинка? Он смотрит на тебя и мечтает играть с нею, как ты. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с нею, а он еще нет. Он очень обрадуется, если ты дашь ему машинку! А сейчас видишь, как ему обидно! Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял эту машинку. Ведь ты бы очень расстроился. Вот и он тоже. Давай сделаем его счастливым.

Посмотрим, как он удивится и обрадуется. Договоримся так: ты еще три раза покатаешь машинку по комнате туда-сюда, а потом дашь ее Сереже.

Леша внимательно слушал воспитателя, перевел взгляд с машинки на Сережу и охотно согласился с предложением воспитателя. Он поиграл с машинкой и отдал Сереже. Тот счастливо улыбнулся и сказал: «Спасибо!»

 

Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. В этом случае отмечается позитивное восприятие педагогом обеих конфликтующих сторон, признание им права ребенка «быть другим», терпимость по отношению к детям и их поступкам. Педагог в данном случае обращается к собственному опыту дошкольников, снимая тем самым эмоциональную напряженность (скрытую или явную): направляет усилия конфликтующих детей на поиск и самостоятельное решение трудной жизненной ситуации.

 

Открытое обсуждение на равных возникших проблем играет действенную роль в предупреждении и разрешении конфликтов. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех ситуациях, когда:

Ø Решение проблемы очень важно для обеих конфликтующих сторон;

Ø Есть время обсудить сложившуюся ситуацию, причины ее возникновения, выработать альтернативные варианты решения конфликта.

Ситуация №3

Мальчики (6 лет) решили играть в моряков. Построили корабль. Саша и Максим изъявили желание быть его капитанами. Возник спор между мальчиками, поскольку каждый захотел надеть фуражку капитана, взять бинокль, компас в руки, крутить штурвал.

Действия воспитателя…

Воспитатель предлагает Саше быть первым капитаном, Максиму – вторым. Одному капитану дает бинокль, фуражку, другому – штурвал и компас. При этом объясняет их основные обязанности. Конфликт исчерпан, игра продолжается.

Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временным выходом из конфликтной ситуации.

К компромиссу обращаются в тех случаях, когда:

Ø Другие стратегии оказались неэффективными;

Ø Необходимо быстро решить спорную ситуацию;

Ø Устраивает временное решение;

Ø Дети на личном примере воспитателя учатся согласовывать свои интересы с желаниями другого.

Ситуация №4

Наташа (6 лет) и Оля (5 лет) решили играть в семью. Им обеим нравится одна и та же кукла. Обе хотят быть ее мамой. Выхватывают друг у друга коляску с куклой-дочкой.

Действия воспитателя…

Воспитатель, увидев это, предлагает Наташе (более спокойной и покладистой девочке) роль бабушки. Девочка соглашается. Тем самым конфликт разрешается.

Стратегия приспособления отличается стремлением воспитателя смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. Она предполагает адаптацию воспитателя к личностным характеристикам участников конфликта, принятие их такими, какие они есть ( н-р, гиперактивные или, склонные  к невротическим проявлениям).

К данной стратегии поведения в конфликте воспитатель обращается, когда:

Ø Хочет сохранить положительные отношения в группе;

Ø Немедленно решить проблему невозможно, он хочет добиться окончательного позитивного ее решения в дальнейшем;

Ø Хочет научить ребенка уступать сверстнику.

 

Стратегия приспособления неприемлема в тех ситуациях, когда конфликтующие дети охвачены чувством обиды и раздражения, настроены негативно к партнеру по общению, их интересы и цели не поддаются сглаживанию.

Ситуация №5

Дети подготовительной группы вышли на прогулку. Несколько человек сразу побежали на качели. Все хотят качаться, но никто не хочет уступать сверстнику.

Действия воспитателя…

 

Воспитатель намеренно не вмешивается в спор между детьми. Тогда Аня (7 лет) предлагает другим детям: «Давайте я посчитаю и тот, кто первым выйдет, тот и будет качаться первым». Так первым стал качаться Илья, а за ним и все остальные дети.

Стратегия избегания заключается в сознательном уходе воспитателя от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях – шутке, демонстративном молчании, умении что-то «не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет и т.д. Такая линия поведения оправдана при незначительных конфликтах детей со сверстниками, эмоциональных срывах, неумении ребенка владеть собой.

 

Выбор такой стратегии оптимален, когда:

Ø Конфликтная ситуация не является острой, не требует безотлагательного решения;

Ø Воспитатель уверен в самостоятельном решении детьми спорной ситуации;

Ø Немедленное обсуждение конфликта может привести к его обострению.

 

Характеристика способов

Разрешения конфликтов детьми

Позиции

 

Активные формы

Пассивные формы

Результат воздействия

Непосредственное воздействие

Опосредованное воздействие

 

Доминирование

 

положительное

Требование, наставление, манипулирование,

Устранение других, предупреждение

 

 

Обращение к третьему лицу с требованием уговорить, объяснить, выполнить, для усиления своего авторитета

терпение

сглаживание

отрицательное

Физическая и словесная угрозы, оскорбление, драка, разрушительность, месть

 

 

Обращение к третьему лицу с требованием заставить, подавить, наказать

игнорирование

обострение

 

Равенство

Устранение очередности, компромиссное решение, договор, предложение, жребий

 

Обращение к третьему лицу с просьбой оказать помощь, рассудить, разрешить ситуацию

отказ от сотрудни-чества

разрешение

 

Подчинение

 

положительное

Уступка, согласие, подчинение

 

 

 

 

 

Обращение к третьему лицу с просьбой защитить, оградить

уход

сглаживание

отрицательное

Плач, протестные реакции, демонстрация обиды

 

 

 

 

Обращение к третьему лицу с требованием заступиться, жалоба

Внутрен-неепережива-ние, обиды

обострение

 

 

6.Рефлексия.


 

Семинар-тренинг «Развитие профессиональной компетентности педагогов»

Семинар-тренинг «Развитие профессиональной компетентности педагогов»

Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора

Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора

Ситуация №2 Сережа и Леша дерутся из-за машинки

Ситуация №2 Сережа и Леша дерутся из-за машинки

Действия воспитателя… Воспитатель предлагает

Действия воспитателя… Воспитатель предлагает

Ситуация №5 Дети подготовительной группы вышли на прогулку

Ситуация №5 Дети подготовительной группы вышли на прогулку

Доминирование положительное

Доминирование положительное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023