Если с раннего детства ребенку внушать определенные словесные формулы, то к тому моменту, как он вырастет, они будут прочно вплетены в его самооценку.
Как правило, родители передают своим детям именно те словесные формулы, которые им когда-то были переданы их родителями, добавляя, конечно, что-то и из своего опыта. И это вполне естественно: ведь можно научить другого только тому, что умеешь сам.
СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Родительское внушение»
1. Вступление педагога
Если с раннего детства ребенку внушать определенные
словесные формулы, то к тому моменту, как он вырастет, они будут
прочно вплетены в его самооценку.
Как правило, родители передают своим детям именно те
словесные формулы, которые им когдато были переданы их
родителями, добавляя, конечно, чтото и из своего опыта. И это
вполне естественно: ведь можно научить другого только тому, что
умеешь сам.
2. Педагог предлагает родителям порассуждать об особенностях
поведения людей в типичных ситуациях:
· Многие люди пытаются похудеть. Почему, несмотря на эти
многочисленные попытки, некоторые так и не смогли этого
сделать?
Отчего некоторые взрослые люди часто провоцируют вокруг
себя массу конфликтов, сами того не желая?
Как так происходит, что умные и сообразительные сотрудники
не всегда становятся «у руля» компании, а посредственные и
недалекие – легко пробиваются в начальство?
А бывает ли так, что когда вам необходимо начать важное дело,
вы вдруг вспоминаете о невымытой посуде, интересной
телепередаче или срочной уборке квартиры?
Бывает ли так, что вы без проблем подбираете подарки для
·
·
·
·своих близких, но вот выбрать чтонибудь в магазине для себя –
неразрешимая задача?
Для того чтобы понять причину этих и многих других похожих
ситуаций, нужно ответить на важные вопросы.
3. Знакомы ли вам такие фразы:
Горюшко ты мое…
Когда ж ты, наконец, поумнеешь (вырастешь, выздоровеешь)?
За что мне такое наказание?
·
·
·
· Мне не нужен такой плохой ребенок и др.
Часто ли вы в детстве слышали такие слова?
Часто ли вы говорите их своему ребенку?
Эти и подобные выражения психологи называют родительскими
директивами и считают их очень опасными. А какую опасность они
представляют, нам расскажет психолог.
4. Выступление педагогапсихолога:
Скрытый смысл такой директивы – облегчить себе управление
ребенком путем возбуждения в нем хронического чувства базисной
вины. За неисполнение этих скрытых приказаний дошкольник
расплачивается обычно косвенно – собственным чувством вины
перед родителями. Основные директивы ребенок получает до 6 лет, а
звучат эти приказы в его голове на протяжении почти всей жизни. И
проблема состоит не в количестве подобных указаний, а в том
содержании, которое они передают ребенку.
А как продолжает жить эта директива в душе взрослого
человека? Она может давать о себе знать через ощущениеникчемности своего существования,
стремление постоянно
доказывать себе, что я «чтото значу», глубинное неверие в то, что
«меня можно полюбить», постоянное подспудное ощущение
собственной «плохости», а также через стремление к вредным
привычкам.
Что же делать? К сожалению, полностью избежать родительских
директив в воспитании детей практически невозможно. Главное,
чтобы мы сами освободились от влияния директив, высказанных нам
нашими родителями, и по возможности оградили своих детей от
собственных подобных указаний.
Именно поэтому нельзя говорить: «Ты мне такой не нужен»; «Я
изза тебя не успела…»; «Ты не дал мне сделать то, что я хотела» и т.
п.
Можно говорить, например:
«Я беспокоилась о тебе (бросила работу, не написала
диссертацию), но ты в этом нисколько не виноват»; «Я волнуюсь по
поводу твоего здоровья, потому что люблю тебя, я твоя мама (папа,
бабушка). Когда ты сам будешь взрослым, ты будешь любить своих
детей и беспокоиться о них».
Все «правильные» формулировки придут сами собой, если вы
примете самого себя как человека, как взрослого, как родителя!
5. Упражнение «Делайте и не делайте»:
Педагогпсихолог зачитывает фразы из набора «Делайте!» и
предлагает показать в парах примеры родительскодетского
взаимодействия:
·
Как можно чаще радуйтесь Вашему малышу.·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Занимаясь уборкой, приготовлением обеда или другими делами,
напевайте чтонибудь.
Когда малыш может Вас слышать, чаще разговаривайте вслух
сами с собой.
Если Вы увидели, что ребенок чтото делает, то начните
«параллельный разговор», т. е. комментируйте его действия.
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим,
ободряющим тоном.
Когда ребенок разговаривает с Вами, слушайте его внимательно
и сочувственно.
Говорите с малышом медленно и короткими фразами.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Все Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Старайтесь читать ребенку каждый день.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, поощряйте
игры с другими детьми.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о
которых он мог бы Вам рассказать.
Помогите выучить ребенку его имя и фамилию, имена и
отчества воспитателей.
Установите четкие требования к ребенку, но помните, что
запретов не должно быть слишком много.
Будьте терпеливы и не теряйте чувства юмора.
Педагогпсихолог показывает мультимедиа презентацию «Не
делайте!»
·
НЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ ребенка, не говорите ему, что Вы все ужепоняли, не отворачивайтесь, пока он не закончит рассказывать,
другими словами, не дайте ребенку заподозрить, что Вас мало
интересует то, о чем он говорит.
НЕ ЗАДАВАЙТЕ ребенку слишком много вопросов.
НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ делать его то, к чему он еще не готов.
НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ребенка делать чтолибо, если он вертится,
устал или расстроен, лучше поиграйте вместе с ним.
НЕ ТРЕБУЙТЕ сразу слишком многого: пройдет еще не мало
времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно
убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСТОЯННО ПОПРАВЛЯТЬ ребенка, то и
дело повторяя: «Не так! Переделай это!».
НЕ КРИТИКУЙТЕ ребенка в присутствии других детей и
взрослых.
НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми: ни с его
братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его
приятелями или родственниками.
НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ повышенного беспокойства по поводу
каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед
или, наоборот, некоторого регресса.
НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ для ребенка множество правил: он
перестает их замечать.
НЕ ОЖИДАЙТЕ от ребенка понимания всех логических связей,
всех Ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
НЕ ЛИШАЙТЕ ребенка своего тепла и участия.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
6. Обсуждение итогов работы семинара.