Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»
Оценка 4.7

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
27.05.2019
Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»
Что же такое «одаренность»? Одаренность – а). Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. б) Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. в) Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. г) Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
одаренность дар или наказание.docx
Семинар «Одаренность — это дар или наказание?» 1. Существует библейская притча о   трёх   рабах,   которым   хозяин   подарил   монету   под   названием   «талант».   Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант. Долгое время в мире основополагающим было мнение, что талант ­ генетически­ врождённая   способность   или   божий   дар.   Однако,   многолетние   экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких­ либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может   развивать   свои   таланты   до   различных   уровней.   Многие   учёные   полагают,  что  у каждого человека есть  как минимум  один талант. Талант  – понятие  многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других. 2. Что же такое «одаренность»? Одаренность –   а).   Качественно   своеобразное   сочетание   способностей, обеспечивающее   успешность   выполнения   деятельности.   Совместное   действие способностей,   представляющих   определенную   структуру,   позволяет   компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. б) Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. в)   Умственный   потенциал,   или   интеллект;   целостная   индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. г)   Совокупность   задатков,   природных   данных,   характеристика   степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более   высоких, незаурядных   результатов   в   одном   или   нескольких   видах   деятельности   по   сравнению   с другими людьми. Одаренность ­   это   высокий   уровень   развития   способностей   ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Одаренность   показывает,   благодаря   каким   начальным,   структурным   условиям возможно   достижение   высокого   результата.   Своеобразное   сочетание   способностей, которое   обеспечивает   человеку   возможность   успешного   выполнения   какой­либо деятельности называется одаренность. Одаренность ­   высшее   проявление   всех   степеней   человека:   интеллектуальных, творческих, личностных Одаренность рассматривается   как   синоним   таланта,   как   степень   выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля,   и   в   словаре   Ожегова.   и   в   Советском   энциклопедическом   словаре.   и   в   словаре иностранных слов ­ А что же такое «одаренный ребенок»? Одаренный   ребенок   –   это   ребенок,   который   выделяется   яркими,   очевидными, иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние   предпосылки   для   таких достижений)   в   том   или   ином   виде   деятельности,   в   том   числе   имеющей   стихийный, самодеятельный характер. Одаренный   ребенок —   а)   Обозначение   любого   ребенка,   чьи   интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. б) Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования. ­ А что такое «способности»? Способности   –   это   такие   психологические   качества,   которые   присущи   людям   в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют – развиваются и проявляются   –   в   человеческой   деятельности.   От   них   зависит   успешность   овладения разными   видами   деятельности   и   возможность   достижения   того   или   иного   уровня успешности в их осуществлении. Способность – индивидуально­психологические особенности человека, выражающие его   готовность   к   овладению   определенными   видами   деятельности   и   к   их   успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения. ­ Как можно сформулировать понятие «талант»? Талант   –   высокий   уровень   развития   способностей,   прежде   всего   способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода. Талант – это выдающиеся врожденные качества, особые способности Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это   сочетание   способностей,   которые   дают   человеку   возможность   успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант –   высокий   уровень   развития   способностей,   прежде   всего   способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Слово "талант" происходит   от   меры   веса   с   аналогичным   названием.   Эта   денежная   единица   в   золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена. Существует еще одно понятие – гениальность. Как этот понятие можно сформулировать? Гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения   личностью   таких   результатов,   которые   открывают   новую   эпоху   в   жизни общества, в развитии науки и культуры. 3. Одаренные дети… Как разглядеть детскую одаренность? Как ее поддерживать в дальнейшем. Что это: проблема педагогу и родителю или подарок им? А для ребенка: дар или наказание? Трудные вопросы и ответить на них сразу непросто. Дошкольное детство – благодатный период для развития одаренности. Однако на практике такое развитие реализуется слабо. ­ Почему? •   Отсутствие   у   взрослых   /педагогов,   родителей/   необходимых   знаний   о   методах выявления одаренности в дошкольный период •   Слабое   знание,   а   порой   отсутствие   знаний   о   психологических   особенностях одаренного ребенка • Неумение правильно развивать одаренность ребенка и такого ребенка вообще • Взрослым довольно трудно понять и принять такого ребенка ­ Так какой же одаренный ребенок? ­ Отличается ли он от ребенка обычного? ­ И как выделить одаренного ребенка? 4.   Мини­сообщение   воспитателя   об   особенностях   психического   развития одаренного ребенка. ­ Акцентируем отдельные моменты психического развития одаренного ребенка Отличается   выдающимися   достижениями   в   какой­либо   области   (или   имеет внутренние предпосылки для таких достижений). Яркость этих достижений выделяют его среди сверстников Одаренный ребенок обладает определенными признаками одаренности. Какими? Высокий   уровень   развития   речи   и   мышления,   оригинальность,   нестандартность мышления,   способность   к   длительному   сосредоточению,   любимым   делом   он   может заниматься долго, порой как бы «уходя в себя» Высокая познавательная активность, любознательность, получает удовольствие от процесса познания, высокий уровень обучаемости Способность   и   стремление   доводить   дело   до   высокого   уровня,   до   соответствия высоким требованиям Креативность,   яркое   воображение,   возбудимость,   ранимость,   гиперактивность, привлечение к себе внимания окружающих У ребенка высокий энергетический потенциал, его гиперактивность, возбудимость – это   основание   острой   реакции   на   несправедливость   (у   таких   детей   часто   обостренное чувство справедливости, днем такие дети рано перестают спать, а в течение дня очень активны Характер стихийный, самодеятельный 5. Как видим, характер, темперамент такого ребенка своеобразный. Как думаете, легко или просто общаться с одаренным ребенком, ведь, мышление, речь у него развиты очень хорошо. Если общение представляет трудность – почему? Он непонятен окружающим и часто его не принимают, и сверстники и взрослые Часто взрослые, особенно родители, создают вокруг него «эффект ореола», ожидая от   ребенка   высоких   результатов   во   всем.   Однако   вполне   возможно,   что   высокие результаты, проявление способностей может быть в отдельных сферах Нестандартность   мышления   ребенка   тоже   вносит   в   общение   определенные трудности, порой трудно понять что он имеет ввиду, а значит может снижаться интерес к взаимодействию с таким ребенком 6. Педагогам предлагается мини­тест – эксперимент: ­ Отметьте знаком + качества, которые Вам нравятся в детях, а знаком – то, что не нравится. 1. Дисциплинированный 2. Неровно успевающий 3. Организованный 4. Выбивающийся из общего темпа 5. Эрудированный 6. Странный в поведении, непонятный 7. Умеющий поддержать общее дело 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится) 10. Занятый своими делами (индивидуалист) 11. Быстро, «на лету» схватывающий 12. Не умеющий общаться, конфликтный 13. Общающийся легко, приятный в общении 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли 16.   Не   всегда   желающий   подчиняться   большинству   или   официальному руководителю Каких «+» у Вас больше? Если   четных+   больше,   то   Вы   –   нестандартный   педагог,   умеющий   обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одаренность Пусть никому не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей С этим связан стереотип – одаренные те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов, далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни. Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой для своих родителей и гордостью учителей. Многие его считали не способным и за успеваемость (правда не по математике) он был отчислен из гимназии при достаточно благонравном поведении. 7. Еще совсем недавно много десятилетий в подряд, все программы, вся жизнь была ориентирована на среднего ребенка. И если ребенок чем­то отличался от общей массы – его «усредняли» общими ко всем требованиями. Это гарантировало возможность избежать многих проблем, в т. ч. и в развитии. Но целиком проблема одаренности в те времена не отвергалась, но все заботы по развитию одаренности ложилась на плечи родителей и творчески неравнодушных педагогов – энтузиастов, которые основываясь на собственной интуиции и опыте, помогали ребенку раскрыть свое дарование. В некоторых источниках приводится пример из воспоминаний академика, психолога Алексея   Михайловича   Матюшкина,   специалиста   в   области   развития   мышления, проблемного обучения и одаренности детей. К   нему   как­то   обратился   папа   4­х   летнего   одаренного   ребенка,   и   профессор спросил:  а   не  пробовал  отец  отдать  ребенка   в  детский   сад.   На  что  папа   ответил,  что получил путевку в детский сад и довольно престижный. Придя в д/сад, отец рассказал руководителю,   что   его   ребенок   несколько   отличается   от   ровесников:   больше   знает, развивается быстрее. На что в д/саду папу успокоили: «Не волнуйтесь, он станет как все. Был у нас такой ребенок, а теперь все нормально, от других не отличается». Вот так одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в том числе и в дошкольном возрасте. Одаренность –   это   общая   способность,   раскрывающаяся   в   более   высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант – это, скорее, необычная способность в какой­либо узкой специфической области. Безусловно,   что   довольно   часто   одаренные   дети   могут   быть   и   талантливыми одновременно. Сейчас   об   одарённости   говорят   много,   развиваются   разного   рода   школы, существуют специальные программы. Организуются разнообразные фестивали и конкурсы, проводятся конференции, форумы. Часто можно слышать, что все дети талантливые. Да, потенциальные предпосылки к достижениям   в   разных   видах   деятельности   присущи   многим   детям,   однако   реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления.   У   разных   детей   творческий   потенциал   различен.   Одаренные   дети   имеют высокий творческий потенциал. Много говорится об одаренности вообще. Но одаренность одаренности рознь. И степень  одаренности разная,  и  широта  проявлений  разнится,  и  способности  развития  в определенном   возрасте   разные.   Все   это   является   критериями   для   определения   видов одаренности. Мини­сообщение воспитателя «Виды одаренности» 8. Что необходимо, чтобы одаренный ребенок развивался в соответствии со своими возможностями?   (создать   необходимые   условия)   и   условия   эти   должны   быть благоприятными для ребенка. Развивать   ребенка   вообще   надо   с   первых   дней   младенчества.   Однако   раннее развитие часто сводится к тому, чтобы дать как можно больше информации, или научить читать, писать в раннем возрасте. ­ А что важнее для ребенка? (развивать его) ­ Что важнее развивать? (умение воспринимать, оценивать, рассуждать, не учить читать книги, а окружить его книгами) ­ Кто или что на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности ребенка? (семейная среда) . Разные родители по­разному относятся  к своим потенциально одаренным детям. Некоторые   считают,   что   бесполезно   обращать   внимание   на   фантазии   ребенка,   его любознательность, стремлению к познанию. В этом они видят особенности возраста, а не проявление индивидуальности. Такие родители одаренных детей как правило испытывают растерянность. Другие   родители,   напротив,   склонны   преувеличивать   возможности   ребенка, удовлетворяя свое родительское тщеславие, подчеркивают  что их ребенок «талант». И доказательством   этого   они   предъявляют   большое   знание   стихов,   песен,   рассуждения ребенка на уровне взрослых, рассчитанное на внешний эффект. Родители, озабоченные развитием способностей своего ребенка отдают в различные школы развития, кружки, секции сразу в несколько. Он и плавает, и изучает иностранный язык, и занимается музыкой. Зачастую такая чрезмерная деятельность, предполагающая выполнение большого количества заданий, негативно сказывается на одаренности ребенка и не только на одаренности. Искусственная акселерация еще никому не принесла пользы. Родители, даже адекватно реагирующие на одаренность ребенка, сталкиваются  с трудностями в воспитании и развитии. Какими? ­   Основная   трудность   как   правило,   в   выборе   оптимального   соотношения   между желаниями,   требованиями   взрослых   и   желаниями,   интересами   ребенка.   Такой   баланс соблюсти   трудно.   Неординарные   способности   ребенка   провоцируют   родителей   на форсирование развития потенциала детей. Игра   вытесняется   из   жизни   ребенка,   заменяется   более   «полезными»,   по   мнению родителей, занятиями: музыкой, иностранным языком, танцами, спортом и т. д. ­ Что бы вы порекомендовали родителям, имеющим одаренного ребенка? (педагогам предлагается выработать рекомендации родителям) Взвешенное   отношение   к   различного   рода   деятельности,   определив   правильно приоритеты (что важнее, какой вид деятельности важнее для ребенка) Современные технологии должны дополнять другие формы развития ребенка, а не замещать   их   (компьютер   –   это   источник   информации,   а   не   форма   деятельности, дидактические   и   развивающие   игры,   много   в   Интернете   можно   и   нужно   заменять настольно­печатным вариантом) Чтобы   ребенок   не   стал   эмоционально   тупым   и   социально   отсталым   на   фоне интеллектуальной   одаренности,   необходимы   эмоционально­значимые   и   социально­ развивающие   упражнения,   т.   е.   игры   на   развитие   навыков   поведения,   упражнения, выполняемые в парах ли небольшими подгруппами, т. е. развитие навыков взаимодействия, упражнения­шутки, сюжетно­ролевые игры и т. д. Воспитателям предлагается Памятка, которую они могут предложить родителям, заинтересованным в развитии задатков, способностей своих детей: «Семь правил для родителей как вырастить гения» (см. Приложение1) 9. Мы говорили о трудностях, с которыми сталкивается взрослый, если воспитывает одаренного ребенка, а каково самому этому ребенку. Давайте порассуждаем. Но   сначала   предлагается   таблица,   которую   педагоги   должны   заполнить:   ­ положительные   качества   одаренного   ребенка   –   отрицательные   качества   одаренного ребенка. Положительные качества ­ любопытство и познавательная активность ­ хорошо развита речь, мышление ­ высокая концентрация внимания на интересующем деле ­ обладание хорошей памятью ­ стремление достигнуть высокого результата ­ богатая фантазия ­ креативность, яркое воображение ­ уверенность в себе, независимость ­ принципиальность, чувство справедливости ­ исследовательская, творческая активность Отрицательные качества ­ неспособность принять другую точку зрения ­ формальный подход к учебе, если ему неинтересно ­ отставание в физическом развитии ­ отсутствие конформизма ­ стремление всегда быть правым в споре ­ повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность ­ постоянное привлечение к себе внимания окружающих Так какие же трудности в жизни испытывает сам ребенок? Мини ­ сообщение воспитателя 10.   Мини­сообщение   воспитателя:   «Какова   должна   быть   среда,   в   которой одаренность развивалась, реализовывалась» • Высокая степень неопределенности и вариативности (богатство возможностей) • Предметно­информационное богатство • Трансформационная возможность среды • Гибкость в использовании времени, средств, материалов • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами • Наличие специально подготовленных квалифицированных педагогов •   Создание   атмосферы   доброжелательности,   обстановки, формирующей   у   ребенка   чувства   собственной   значимости,   поощряющей   его индивидуальность   заботливости, • Наличие личностно­ориентированной воспитательно­образовательной системы С одаренными детьми рядом должен быть и особый педагог. Каким вы себе его представляете? Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности Профессионально грамотным Интеллигентным, нравственным, эрудированным Владеть современными образовательными технологиями Иметь   позитивную   Я­концепцию,   быть   целеустремленным,   настойчивым, эмоционально стабильным Умелым организатором образовательной деятельности, психологом ­ Какие формы работы можно использовать в работе с одаренными детьми?: Работа по индивидуальным планам Занятия в группах с углубленным изучением какого­либо направления Проведение фестивалей творчества, творческих конкурсов, выставок Опытно­экспериментальная, исследовательская работа Индивидуальные творческие задания и отчеты о выполнении ­   Какие   технологии,   известные   вам,   можно   использовать   в   работе   с одаренными детьми? ИКТ –технологии Проектная деятельность Игровые технологии Развивающее обучение, проблемное обучение Технология коллективной творческой деятельности Здоровьесберегающие технологии ТРИЗ 11. Таким образом, вернемся к тем вопросам, которые звучали в начале: ­ одаренный ребенок – это проблема взрослому или подарок ему? ­ а для ребенка – это дар или наказание? Если   взрослым   строить   правильно   взаимоотношения   с   одаренным   ребенком, выстроить   правильную   траекторию   его   развития   в   соответствии   с   его   возможностями, интересами, то и проблем, трудностей будет меньше и у детей и у окружающих его близких людей. Одаренность   –   это,   безусловно,   природный   дар,   который   иногда   оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как   драгоценный   камень,   который   засверкает   своими   гранями   только   после   того,   как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск. 12. Заключение: Интересная информация о детях талантливых родителей. Приложение 1 Памятка для взрослых: "Семь правил: как вырастить гения" Чтобы развить умственные способности ребенка, нужно соблюдать важные правила. Поощрять игры В них развивается любопытство, интерес к миру и желание узнавать его. Много читать Читать надо ребенку с самого рождения. Это развивает словарный запас, дает новые знания. Говорить с ребенком Общаться с детьми на равных, объясняя все, что вызывает вопрос. Заниматься творчеством Рисование,   лепка,   игра   на   музыкальных   инструментах   развивают   моторику, воображение, память. Не быть настойчивыми Нельзя   заставлять   или   принуждать   ребенка   делать   то,   чего   он   не   хочет.   Надо обратить внимание на таланты ­ и развивать их. Давать витамины Особенно рыбий жир. Он увеличивает эффективность работы мозга. Показывать пример Родители ­ пример для подражания. Не делайте ничего, что не хотели бы видеть в своем ребенке.

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019