Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»
Оценка 5

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
25.02.2019
Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»
Семинар-практикум.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 «Одуванчик» Семинар­практикум для воспитателей «Игры на развитие лексико­грамматического строя речи дошкольников». Подготовила: воспитатель  группы «Радуга» О.А.Гопаненко г. Светлоград, 2017г. План семинара­практикума 1. Теоретическая часть Цель:   Изучение   и   систематизация   приёмов   и   технологий,   способствующих формированию лексико­грамматического строя речи у дошкольников. Задачи:  Систематизировать   знания   воспитателей   по   формированию грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.  Познакомить   с   новыми   технологиями   по   развитию   лексико­ грамматического строя речи у детей дошкольного возраста: синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты.  Активизировать   творческую   деятельность   воспитателей,   через проведение «Педагогической мастерской». 2. Практическая часть  1 Мультимедийная   презентация   «Игры   на   развитие   лексико­ грамматического строя речи дошкольников». 2  «Педагогическая мастерская» Демонстрация  используемых в работе игр и упражнений, направленных на формирование лексико­грамматических средств языка.  3.Итог. 4.Рефлексия. Ход проведения  «… грамматика, преподаваемая логически,                                                        начинает развивать самосознание человека                                                     т. е. именно ту способность, вследствие                                                     которой человек является человеком                                                     между животными» К.Д.Ушинский      (Теоретическая часть) Слайд 1.     Хорошая   речь   –   важнейшее   условие   всестороннего   полноценного развития   детей.   Чем   богаче   и   правильнее   речь   ребёнка,   тем   легче   ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.              В настоящий момент в стране наблюдается низкий уровень речевого развития дошкольников.  Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей?     (высказываются педагоги) грамматическим   строем. Мы   знаем,   что   воспитатель   должен   создавать   условия   для   развития   речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра,   то   одним   из   условий   успешной   работы   по   развитию   речи   будет использование дидактических игр. Игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение. Все   игры   способствуют   решению   одной   из   главных   задач   умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь,   формируется   правильное   звукопроизношение,   развивается   связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Формирование   связной   диалогической   и   монологической   речи   у дошкольников   во   многом   зависит   от   того,   насколько   они   владеют словообразованием,   Овладение   процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования: 1. приставочный: делать? пере­делать; 2. суффиксальный: мяч? мячик; 3. приставочно­суффиксальный: стакан? под­стакан­ник; 4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте.   В   средней   и   старшей   группах   процесс   формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В   подготовительной   к   школе   группе   начинает   складываться   знание   норм словообразования. Словесные   игры   имеют   большое   значение   в   речевом   развитии   детей.   Они построены   на   словах   и   действиях   играющих.   В   таких   играх   дети   учатся мыслить   о   вещах,   углублять   знания   о   них.   Дети   самостоятельно   решают разнообразные   мыслительные   задачи;   описывают   предметы,   выделяя характерные   их   признаки;   отгадывают   по   описанию;   находят   признаки сходства   и   различия;   группируют   предметы   по   различным   свойствам, признакам. Слайд 2.Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Во   время   работы   над   словом,   необходимо   стимулировать   детей   к употреблению   и   формированию   слов   различных   лексико­грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если лошадь бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения. Подбирая   материал   для   словесных   дидактических   игр,   старайтесь организовать   его   так,   чтобы   дети   не   просто   запоминали   ту   или   иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования. Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.   Для   формирования   правильной   речи   большое   значение   имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.  Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между   собой   в   словосочетаниях   и   предложениях.   Различают морфологический   и   синтаксический   уровни   грамматической   системы. Морфологический   уровень   предполагает   умение   владеть   приёмами словоизменения   и   словообразования,   а   на   синтаксическом   уровне определяется   умение   составлять   предложения   и   грамматически   правильно сочетать слова в предложении.  (Практическая часть) «Педагогическая мастерская» Слайд 3. 1.Синквейн. Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна: Слайд 4. 1­я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. 2­я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3­я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4­я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5­я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить  свою мысль, ребёнок   должен   иметь   достаточный   лексический   запас.   Поэтому   работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.  Слайд 5. Так же технику синквейна можно совмещать с нетрадиционными методами рисования. Например «Синквейн ниткопись». Ниткопись — это изобразительная деятельность, рисунки которой создаются с   помощью   ниток,   пропитанных   краской.   Затем   на   основе   ниткописи составляется синквейн. А   сейчас,   дорогие   коллеги,   попробуйте   составить   синквейны   к   словам, которые написаны у вас на карточках. (составление синквейнов педагогами) Давайте проверим, что у вас получилось. Слайд 6. 2.Мнемотехника. Знакомя   детей   с   понятиями   «слово,   обозначающее   предмет»,   «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» ­ мы используем мнемотехнику. Мнемотехника  (от   греч.   mnemonikon   –   искусство   запоминания)   –   система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения   информации.  Мнемотехника   в   детском   саду,  как результативный   метод   запоминания,   обычно   осваивается   на   простых примерах.  Слайд   7.  Для   начала   детей   знакомят   с мнемоквадратами   ­   изображения, которые   обозначают   одно   слово,   словосочетание,   его   характеристики   или простое предложение.  Слайд занятия, демонстрируя мнемодорожки –   это   уже   квадрат   из   четырех   картинок,   по которым можно составить небольшой рассказ в 2­3 предложения.  Слайд 9.  И,  наконец,   самая   сложная   структура   –  это мнемотаблицы.  Они представляют   собой   изображения   основных   звеньев,   в   том   числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.  воспитатель Затем 8.        усложняет   (Демонстрация мнемотехники) Слайд 10. 3.Игра «Волшебный кубарик». Цель:  ­научить   детей узнавать по картинке сказку, развивать память, учит называть сказку. Оснащение игры: кубики (6*6), на каждой стороне куба картинка из знакомых детям сказок. Предварительная   работа:  чтение   русских   народных   сказок,   народных сказок, сказки Г. Х. Андерсена, Шарля Перро и другие. Правила и ход игры: Ребенок закрытыми глазами крутит в руках кубик и говорит слова «Крутись, вертись, на бок ложись». Опускает кубик на стол, открывает глаза и называет сказку.  Ребенок   старшего   возраста   называет   автора   или   говорит   ,   что   русская народная или какого народа. Усложнение: Ребенок кратко пересказывает содержание угаданной сказки. (Демонстрация «Кубарика», игра с коллегами) Слайд 11. 4.Игра «Назови ласково» Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно­ласкательных форм существительных. Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково. Образуем слова с суффиксом ­ик­ Куст­кустик Лист­листик Сад­садик Дом­домик Гвоздь­гвоздик Таз­тазик Слайд 12.  А теперь образуем уменьшительно­ласкательные существительные с  суффиксом ­чик­ Шкаф­шкафчик Костюм­костюмчик Рукав­рукавчик Диван­диванчик Стул­стульчик Стакан­стаканчик Слайд 13.  С суффиксом ­к­ Мышь­мышка Лапа­лапка Туча­тучка Капля­капелька Книга­книжка Бумага­бумажка Рука­ручка Кольцо­колечко Слайд 14. Театрализованная игра «Три поросёнка». Театрализованная игра ­ эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.   Использование   театрализованных   игр   способствует   обогащению словарного запаса дошкольника, развивает выразительность речи. Слайд 15. 5.Лото «Чей малыш?» Цель: соотношение названия животного и его детёныша (в ед. и мн. числе) Кто у кошки? (котенок). Один котенок, а если много, как говорят? (котята) . Кто у собаки? (щенок). Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята) . Кто у лошади? (жеребенок). Один жеребенок, а если много, как говорят?  (жеребята)  (Показ игры) Слайд 16. 6.Игра «Что для чего? » Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.  Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб ­ в хлебнице, сахар ­ в сахарнице, конфеты ­ в конфетнице). Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница) Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)   Слайд 17. 7.Игра «Чей это хвост?»  Цель: ­ учит образовывать притяжательные прилагательные. Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий. Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный. хвост волка ­ волчий. хвост лисы ­ лисий. В этой игре можно использовать наглядное пособие из фетра. К животным  подбирать хвосты и оречевлять игру. Слайд 18.  8.Игра «Что из чего сделано?»  Цель: ­  учит образовывать прилагательные от существительных. сковорода из чугуна ­ чугунная, ваза из хрусталя ­ хрустальная, стакан из стекла ­ стеклянный Оборудование: картинки с изображением посуды. Описание: детям предлагается продолжить предложение. Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда. Мама купила новую (стеклянную) посуду. Мы пьем чай из (стеклянной) посуды Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.   (Показ игры) 9.Интерактивная игра «Увлекательное путешествие по развитию речи». Цель: ­ развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста. (Показ игры) 10.Интерактивная игра «Кто как говорит». Цель: ­ развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  Слайд 19. Итог. На   основании   вышеизложенного   можно   сделать   вывод,   что   речевые   игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к   многократному   повторению   одного   и   того   же   звукосочетания,   что упражняет   в   правильном   произношении   звуков   и   слов.   Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности. Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры ­ они не требуют особых усилий и дополнительного материала. Эти   игры   особенно   важны   в   воспитании   и   обучении   детей   старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Слайд 20. Рефлексия.   В конце своего выступления мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу  проведённого мною семинара­практикума. Для этого я использую методику  «Неоконченное предложение». У вас лежат листочки с неоконченными  предложениями. Ваша задача закончить их. Сегодняшний семинар помог мне убедиться… Выполнять задания мне помогало… В ходе семинара мне было… Я оцениваю семинар … 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному Список литературы языку дошкольников –М.: Академия, 2000.­450с. 2. Волкова Г.А. методика психолого­логопедического обследования детей с нарушениями   речи.   Вопросы   дифференциальной   диагностики.   –СПб.: Детство­пресс, 2004.­120с. 3. Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. ­ М., 1956. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи ­М.: 1961­240с. 5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. ­112с. 6. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. — Запорожье, 1975.­170с. 7. Иваненко   С.Ф.   Формирование   восприятия   речи   у   детей   с   тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.­230с. 8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.­145с. 9. Коррекционная   педагогика:   Основы   обучения   и   воспитания   детей   с отклонениями   в   развитии:   Учебное   пособие   для   студентов   средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская,   Ю.А.   Костенкова;   Под   ред.   Б.П.   Пузанова.   3­е   изд.,   доп. Издательский центр "Академия", 2001. ­360с. 10.Овчинников   В.Н.   Функциональные   типы   высказываний   в   детской   речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.­30с. 11.Сохин   Ф.А.   Задачи   развития   речи   //Развитие   речи   детей   дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.­310с. 12.Харченко   В.К.   Семантика   слова   в   детской   речи:   проблемы   и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.­235с. 13.Шахнорович А.Я. Негневицкая Е.Н. Язык и дети.­ М. Педагогика, 1981.­ 340с. 14.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника.//Вопросы психологии   ребенка   дошкольного   возраста.   ­   Сб.   ст./Под.   ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. ­ М., 1995­234с.

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Семинар-практикум «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019