2008
2009
2010
30
50
70
120
Функция сенсорной комнаты
Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия
Релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей. подростков и взрослых; развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно- моторной координации и сенсорно -перцептивной чувствительности;
2008
2009
2010
30
50
70
120
Функция сенсорной комнаты
Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
Повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
Развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых
Коррекция психоэмоциональных состояний.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Функция сенсорной комнаты
Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате
заключается в том, что психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильностьпрепятствует гармоничному развитию ребенка в целом
Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Общие принципы работы в сенсорной комнате
1. Основу общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности со специалистом.
2. Специалист, работающий с ребенком индивидуально привлекает его к деятельности без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Общие принципы работы в сенсорной комнате
3. Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;
в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;
в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима их основной деятельности.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения;
саморегуляция и самоконтроль;
умение управлять своим телом, дыханием;
умение передавать свои ощущения в речи;
умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
уверенность в себе.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате
2. Развитие коммуникативной сферы детей:
эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Противопоказания
Противопоказанием для проведения занятий в сенсорной комнате являются соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Основные методы и формы организации коррекционно-развивающих занятий
Основные методы работы
Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией.
Психогимнастика.
Элементы психодраммы.
Игры на развитие навыков общения.
Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
Ролевые игры.
Релаксация.
Формы организации коррекционно-развивающих занятий
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Методики работы
1) Цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света).
2) Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).
3) Ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).
2008
2009
2010
30
50
70
120
Этапы реализации проекта
Реализация программы проходит в три этапа: первичная диагностика, коррекционная работа и вторичная диагностика.
Ожидаемый результат
Данный проект дает возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Темная сенсорная комната – это среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, адекватно дозированные занятия с детьми, подростками и взрослыми активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, и создает условия для саморегуляции процессов возбуждения и торможения.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Материально-техническое обеспечение
Интерактивная доска с проектором.
Музыкальный центр
Комплект светонепроницаемых занавесей.
Набор мягкой мебели
Кресло «Груша» с гранулами
Проектор «Цветовые пятна».
Напольное панно «Звездное небо».
Проектор «Русская пирамида».
Настенное панно «Бесконечность».
2008
2009
2010
30
50
70
120
Материально-техническое обеспечение
Стол с подсветкой для песочной терапии
Коврик массажный «Ромашка».
Гимнастический мяч с игольчатой поверхностью.
Гимнастический мяч с рожками.
Мяч игольчатый.
Распылитель для ароматерапии.
Массажная ребристая дорожка.
Потолочная панель «Гроза» из фибероптических волокон.
Звукоактивированный проектор.
Настенное интерактивное панно.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Материально-техническое обеспечение
Набор масел для массажа и ароматерапии.
Прибор динамической заливки света.
Интерактивная воздушно-пузырьковая колонна.
Пассивная воздушно-пузырьковая колонна.
Зеркальные настенные панели.
Зеркальный шар.
Фиброоптические волокна с интерактивным источником света в виде мини светодиода.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Материально-техническое обеспечение
Настенное небьющееся зеркало.
Комнатный водный фонтан.
Маты напольные.
Сенсорная тропа для ног.
Декоративный цветодинамический светильник.
Комплект «Мелкая моторика руки и графомоторные функции».
Программа « 1c Психология в школе».
2008
2009
2010
30
50
70
120
Сенсорная комната детского дома
Внутренняя часть круга окрашена в синий цвет
Внешняя часть небосклона окрашена в более светлый оттенок голубого цвета, что создает ощущение глубины пространства, вызывает ощущения настоящего неба.
Подсветка по окружности включается через реостат, что создает эффект рассвета, при постепенном выключении эффект заката
2008
2009
2010
30
50
70
120
Светлая комната
По краю небосвода расположена неоновая подсветка, при включении создается эффект звездного неба.
Подвесной потолок расширяет пространство, комната увеличивается в размере.
Обои светло-кофейные, фактурные, под ткань
На окнах жалюзи под цвет обоев Оснащение:
1.Телевизор, DVD приставка
2. Мебель; диван, два кресла, пастельных тонов светло-кофейного цвета.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Светлая комната
3. Кресла для релаксации с наполнителем из холофайбера
4. Ковер круглый, повторяющий свод неба на потолке (устраняет ощущение замкнутого пространства)
5. Игры-сортировщики для детей дошкольного возраста
6. Набор мягких игрушек для игротерапии.
7. Прибор для проекции света на потолок.
8. Магический световой шар.
9. Зеркальная акриловая панель настенная- «небьющееся зеркало
2008
2009
2010
30
50
70
120
Темная комната
1.Стены однотонные. Обои светло – желтого цвета.
2. Для устранения страха замкнутого пространства в темной комнате, углы закруглены.
3.Потолок белый - для усиления цвета при включении световых приборов.
4.Пол покрыт паркетом светлого тона
5.На окнах рулонные жалюзи для создания эффекта темноты.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Оснащение
1.Зеркальный шар
2. Воздушно-пузырьковая труба
3. Аква панель с подсветкой.
4.Веселый фонтан-каскад фибероптических волокон
5. Разноцветная гроза -декоративный световой модуль на базе оптического волокна
6. Интерактивный источник света -«Северное сияние»
7. Напольный фибероптический ковер «Звездное небо»
8.Подвесной проектор цветовых эффектов звукоактивированный «Русская пирамида»
2008
2009
2010
30
50
70
120
Оснащение
9. Маты для релаксации наполненные гранулами из полистирола.
10.Подушки для релаксации наполненные шариками из полистирола.
11. Кресло ортопедическое для релаксации
12. Кресла-качалки
13. Столик с подсветкой для песочной терапии
2008
2009
2010
30
50
70
120
Эффективность проекта
В течение года проводилось наблюдение за тем, какое влияние оказывают занятия в сенсорной комнате на детей с тотальной депривацией.
По результатам диагностического исследования выявлено:
Снижение уровня тревожности на 40%, повышение уровня восприятия на 30%, объема внимания на 25%, зрительной памяти на 25%,слуховой памяти на 45%.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Эффективность проекта
За тот же период без занятий в сенсорной комнате снижение уровня тревожности в среднем наблюдалось у 15% воспитанников, к концу учебного года наблюдалась тенденция к снижению уровня восприятия, зрительной и слуховой памяти, уровня внимания из-за СДВГ. Данные свидетельствовали об истощаемости нервных процессов у детей с ЗПР, к концу учебного года.
Сенсорная комната помогает стимулировать и развивать ВПФ детей с ЗПР. Активизирует познавательную активность воспитанников. Педагоги отмечают улучшение работоспособности на уроках.
2008
2009
2010
30
50
70
120
Эффективность проекта
Сенсорная комната работает в течение дня, занятия посещают педагоги, логопеды, медицинские работники, другие сотрудники.
Все педагоги отмечают позитивное влияние релаксационного комплекса на состояние нервной системы. Улучшение психического и физического состояния, является профилактикой профессионального выгорания педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.