Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.8

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
Детсад
28.12.2018
Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье описывается необходимость сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты задачи и значение сенсорного воспитания детей с нарушениями в развитии. Описаны сенсорные системы, с помощь которых человек познает мир. Предложены игры и упражнения по сенсомоторному развитию и описаны их задачи.
Сенсорная интеграция.docx
Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Главной   составляющей   полноценного   развития   детей   дошкольного   возраста   является сенсорное развитие. В дефектологии  делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями   здоровья,   их   подготовленность   к   обучению   в   школе.   Очевидна   необходимость совершенствования   традиционных   приемов   и   методов,   а   также   поиска   более   новых,   более эффективных научно­обоснованных путей сенсомоторного развития детей с ОВЗ. Целенаправленная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью  которого является чувственный опыт, что немаловажно для детей с ОВЗ. Успешность   умственного,   физического,   эстетического   воспитания   в   значительной   степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:   является основой для интеллектуального развития;  упорядочивает   хаотичные   представления   ребенка,   полученные   при   взаимодействии   с внешним миром;  развивает наблюдательность;  готовит к реальной жизни;  позитивно влияет на эстетическое чувство;  является основой для развития  воображения, развивает внимание;  обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;  влияет на расширение словарного запаса ребенка;  влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и  др. видов памяти. В   качестве   особой   задачи   в   работе   с   обучающимися   с   ОВЗ   выступает   необходимость развивать у них аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В   старшем   дошкольном   возрасте,   при   усвоении   грамоты   большую   роль   играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир:  Осязание (тактильное восприятие)  Зрительное восприятие  Восприятие формы  Восприятие величины  Слуховое восприятие К   осязанию   относят   тактильную   (поверхностную)   чувствительность   (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте   с   разнообразными   природными   материалами   и   предметами,   отличающимися   структурой поверхности. Давайте разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Вы   можете   сами   сделать   интересный   тактильный   альбом   из   лоскутов   ткани   разной   текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое.  Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно   также   играть   с   различными   крупами:   опускать   ручки   в   коробку   и   искать   спрятанную маленькую игрушку. Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина. Развитие   слухового   восприятия   обеспечивает   формирование   представлений   о   звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов   и   явлений   живой   и   неживой   природы.   Овладение   звуковыми   характеристиками способствует   целостности   восприятия,   что   имеет   важное   значение   в   процессе   познавательного развития ребенка. Предлагаем варианты игр и упражнений по сенсомоторному развитию ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСРИЯТИЕ Название «Волшебный паровозик» «Подбери по цвету» «Оденем куклу Катю» «Спрячь мышку» «Вагончики для паровозика» «Подбери картинку по цвету» «Воздушные шары» «Составь пары по цвету» «Какого цвета предмет? »  «Какие цвета использованы? » ЦВЕТ Задачи Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия; закреплять знание цветов; умение определять закономерность, научить детей действовать, согласно, предложенного алгоритма. Учить различать и сравнивать картинки между собой, умение подбирать пару на основе сходного сенсорного признака. Развивать умение  узнавать цвета, упражнять в умении рассказывать о цвете платья куклы, бантика и туфель. Закреплять у детей цветовой спектр, продолжать использовать в речи детей названия цветов. Учить детей умение группировать предметы по цвету. Развивать   умение   подбирать   по   цвету   нужный   предмет.   Развивать воображение и логическое мышление. Закреплять знание основных цветов, развивать зрительное восприятие. Развивать   умение   различать   и   называть   основные   цвета,   закреплять умение различать и называть величину фигуры.  Развивать   умение   подбирать   пары   на   основе   сходного   сенсорного признака; развивать зрительное восприятие. Развивать умение подбирать  необходимый цвет для предмета. Развивать   умение  называть   и   различать   два   оттенка   одного   цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки. «Собери  гирлянду» «Уточним цвет» «Посади бабочку на цветок» Развивать   умение  по   памяти   собирать   гирлянду   из    разноцветных кружков в соответствии с образцом. Развивать умение различать и называть близкие цвета. Закреплять   основные   цвета,   называть   их   и   подбирать   предметы   по образцу. ФОРМА « Найди предмет указанной  формы» «Какая фигура лишняя?» «Найди предмет такой же  формы» «Из каких фигур состоит …?» «Собери фигуру» «Весёлый Петушок» «Собери ягоды в корзину» «Подбери окошки к  вагончикам» Развивать   умение  находить   картинки   с   изображением   предметов,   по форме похожих на заданную форму. Развивать   умение  определять   лишнюю   фигуру   в   ряду   из   четырех геометрических фигур.                Развивать   умение  выделять   форму   в   конкретных   предметах окружающей обстановки. Развивать   умение  определять   по   рисунку,   из   каких   геометрических фигур состоит предмет и сколько их. Формировать   у   детей   действия   с   фигурами,   учить   различать   между формой и размером фигуры. Учить складывать фигуру из двух частей. Развивать   умение   из   геометрических   фигур   выкладывать   петушка. Закрепить цвет предмета, находить недостающий предмет. Развивать   глазомер   при   выборе   по   образцу   предметов   определенной формы. Развивать умение различать геометрические фигуры; закреплять знания цветов, названий форм; закрепление умения различать контрастные по «Угадай по тени» «Разрезные картинки» «Помоги Гномику» «Чей домик? » «Самая длинная, самая  короткая» «Собери пирамидку» «Сложи матрешку» «Дальше – ближе» «В какую коробку? »   «Разноцветные кружки»  величине фигуры, используя при этом слова «большой», «маленький». Развивать   образное   мышление,   внимание,   зрительную   память, совершенствовать   речь   детей;   формировать   знания   об   окружающем мире. Формировать   у   детей   представление   о   целостном   образе   предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку. Развивать   умение   умение   группировать   по   цвету   предметы, формировать   целенаправленное  зрительное  восприятие  формы,   учить рассматривать,   сравнивать   и   различать   основные   геометрические фигуры. Развивать   умение   детей   соотносить   предметы   с   геометрическими фигурами. ВЕЛИЧИНА Развивать умение располагать разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты   по   нескольким   признакам.   Обозначать   результат   сравнения словами «длинный», «короткий». Развивать умение ориентироваться на величину предметов, закреплять словесное   обозначение   величин   («большой»,   «маленький»,   «больше», «меньше»). Развивать   умение   соотносить   предметы   по   высоте,   определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ   со   словом,   учить   зрительно   и   по   слову   производить   выбор   и соотнесение величин.  Развивать   умение  по   рисунку   определять   положение      предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше. Развивать умение распределять пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера. Развивать   умение  располагать   геометрические   фигуры,     начиная   от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка. ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ «Чудесный мешочек» «Платочек для куклы»  «Найди пару» «Узнай фигуру» Учить   находить   на   ощупь   предметы,   различающиеся   по   одному  признаку. Учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае  определение типа ткани. Учить находить на ощупь пары одинаковых предметов. Учить доставать на ощупь из мешочка предложенную фигуру. «Тактильные дощечки» Учить на ощупь определять структуру материала. «Сорока­белобока»,  «Ладушки­ладушки» «Узнай по голосу» «Что играет?» «Игра «Звени колокольчик» Для установления тактильного контакта СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Уточнить   и   закреплять   правильное   произношение   звуков.   Различать взрослых   животных   и   детенышей   по   звукоподражаниям,   соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов. Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (Материал:  колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки. «Беги в свой домик» Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные). «Поймай меня» Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные). «Угадай, кто в домике  живет?» «Делай, что скажу, а не что  покажу» «У кого хороший слух?» «Поймай звук» «Заполни клетки» «Отгадай предмет, какой  опишу» Учить дифференцировать звукоподражания. Учить выполнять движения по слову, а не по подражанию. Развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове. Развивать фонематический слух, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Развивать  умение   установить   последовательность   звуков   в   слове; осуществление звуко­буквенного анализа. Учить отгадывать предмет по словесному описанию.

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная интеграция дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018