Сенсорное воспитание детей.

  • Памятки
  • docx
  • 22.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Специально созданные условия - в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, звуки, фактуру и т.п.
Иконка файла материала Сенсорное воспитание детей..docx
Сенсорное воспитание детей. Специально созданные условия ­  в процессе проведения занятий и в  повседневной  жизни  –  позволяют обеспечить накопление  разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений,  формировать элементарные представления об основных разновидностях  величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал,  прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый,  зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится  возможным формировать умение выделять разнообразные свойства  предметов, ориентируясь на цвет, форму, звуки, фактуру и т.п. Решая задачу совершенствования восприятия цветовых свойств  предметов я учила детей от 1 года до 1 года 6 месяцев различать два  цвета: красный и синий. На первом занятие я вносила красный лоток и  красные шарики, предлагала покатать шарики по столу, прокатить их с  лотка. На следующим занятии дети катали сини шарики по синему лотку. Каждый раз особое внимание я обращала на цвет. Затем давала детямкрасные и сини шарики в одной коробке, предлагала выбрать только  сини: «Дай, Даша, пожалуйста, синий шарик, покатай синий шарик ». При закреплении занятий о цвете проводила занятия с разными  предметами. Я приносила в коробке зеленые и желтые шарики и кольца,  давала детям коробочки такого же цвета, предлагала предметы желтого  цвета положить в желтую коробочку, а красные в красную. Разложив  предметы, дети наглядно убеждались, что разные предметы могут быть  одного цвета. Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми  пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая  необходимую мозаику или краску из двух­трех разновидностей («огоньки  ночью», «листочки», «снег идет» и т.д.) Знакомство детей с величиной – трудная задача, реализация которой  требует многократных упражнений и длительного закрепления. Детей в  возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев знакомила с резко контрастными  размерами предметов: большой – маленький. На первом занятии малыми играми с большими и маленькими шариками, катали их по столу, затем  по моему предложению большие шарики складывали в большую  корзину, а маленькие – в маленькую. На следующем занятии был использован ящик, в стенах которого  сделаны большие и маленькие круглые отверстия (игра «Шароброс»).  Дети по моему показу брали большой шарик и опускали его в большое  окошко, затем я  показывала, куда нужно опускать маленький шарик,  приговаривая: «Большой шарик кладем в большое окошко, маленький –  в маленькое». Малыши опускали в  отверстия то большие, то маленькие,  то маленькие шарики; я помогала найти соответствующие окошки.В играх с пирамидками упражняла детей в названии слов  «большой», «маленький», вводила понятие «поменьше». Дети вместе со  мной снимали самое маленькое колечко, затем остальные, стараясь  класть их на стол последовательно. Надевать кольца на стержень  ребенок начинал с большого кольца. К 2 годам дети правильно собирали  пирамидку из трех колец, башню из пяти кубиков. Детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев учила различать  резко кон­трастные формы: шар, куб. Я вносила в одной коробке шары, в другой ­  кубики, показывала их детям, называла, катала шарики по  столу, прокатывала с лотка, каждый раз приговаривая: «Шарик гладкий, круглый, катиться». Пыталась катать кубик по столу и прокатывалась с  лотка. Дети видели, что кубик оставался на том месте, где его положили.  Я также пыталась сложить шарики горкой – они раскатывались. Дети  видели, что шарики таким образом сложить нельзя. Малыши сами  попробовали ставить шарики друг на друга, но они тоже раскатывались.  Из кубиков построили башню и убедились в том, что кубики можно  ставить друг на друга. Основными методами организации игр – занятий являются пробуждение  интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде  всего пособиям, изготовленным из дерева (матрешки, большие и  маленькие, пирамидки, кубы­ вкладыши, доски с отверстиями разной  величины, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года  жизни). Именно деревянные игрушки нужны для сенсорного развития: их  фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении  элементарных действий с ними удобны для игр – занятий с детьми  раннего возраста.В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать  за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев,  превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на  небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливых  узоров мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа,  яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.). Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой  ориентировки в бесконечном меняющемся окружении, эмоциональной  отзывчивости, способно­сти  воспринимать красоту и гармонию мира. А  быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых  способностей человека, основ его полноценного развития.