Специально созданные условия - в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, звуки, фактуру и т.п.
Сенсорное воспитание детей.
Специально созданные условия в процессе проведения занятий и в
повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление
разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений,
формировать элементарные представления об основных разновидностях
величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал,
прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый,
зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится
возможным формировать умение выделять разнообразные свойства
предметов, ориентируясь на цвет, форму, звуки, фактуру и т.п.
Решая задачу совершенствования восприятия цветовых свойств
предметов я учила детей от 1 года до 1 года 6 месяцев различать два
цвета: красный и синий. На первом занятие я вносила красный лоток и
красные шарики, предлагала покатать шарики по столу, прокатить их с
лотка. На следующим занятии дети катали сини шарики по синему лотку.
Каждый раз особое внимание я обращала на цвет. Затем давала детямкрасные и сини шарики в одной коробке, предлагала выбрать только
сини: «Дай, Даша, пожалуйста, синий шарик, покатай синий шарик ».
При закреплении занятий о цвете проводила занятия с разными
предметами. Я приносила в коробке зеленые и желтые шарики и кольца,
давала детям коробочки такого же цвета, предлагала предметы желтого
цвета положить в желтую коробочку, а красные в красную. Разложив
предметы, дети наглядно убеждались, что разные предметы могут быть
одного цвета.
Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми
пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая
необходимую мозаику или краску из двухтрех разновидностей («огоньки
ночью», «листочки», «снег идет» и т.д.)
Знакомство детей с величиной – трудная задача, реализация которой
требует многократных упражнений и длительного закрепления. Детей в
возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев знакомила с резко контрастными
размерами предметов: большой – маленький. На первом занятии малыми
играми с большими и маленькими шариками, катали их по столу, затем
по моему предложению большие шарики складывали в большую
корзину, а маленькие – в маленькую.
На следующем занятии был использован ящик, в стенах которого
сделаны большие и маленькие круглые отверстия (игра «Шароброс»).
Дети по моему показу брали большой шарик и опускали его в большое
окошко, затем я показывала, куда нужно опускать маленький шарик,
приговаривая: «Большой шарик кладем в большое окошко, маленький –
в маленькое». Малыши опускали в отверстия то большие, то маленькие,
то маленькие шарики; я помогала найти соответствующие окошки.В играх с пирамидками упражняла детей в названии слов
«большой», «маленький», вводила понятие «поменьше». Дети вместе со
мной снимали самое маленькое колечко, затем остальные, стараясь
класть их на стол последовательно. Надевать кольца на стержень
ребенок начинал с большого кольца. К 2 годам дети правильно собирали
пирамидку из трех колец, башню из пяти кубиков.
Детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев учила различать
резко контрастные формы: шар, куб. Я вносила в одной коробке шары, в
другой кубики, показывала их детям, называла, катала шарики по
столу, прокатывала с лотка, каждый раз приговаривая: «Шарик гладкий,
круглый, катиться». Пыталась катать кубик по столу и прокатывалась с
лотка. Дети видели, что кубик оставался на том месте, где его положили.
Я также пыталась сложить шарики горкой – они раскатывались. Дети
видели, что шарики таким образом сложить нельзя. Малыши сами
попробовали ставить шарики друг на друга, но они тоже раскатывались.
Из кубиков построили башню и убедились в том, что кубики можно
ставить друг на друга.
Основными методами организации игр – занятий являются пробуждение
интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде
всего пособиям, изготовленным из дерева (матрешки, большие и
маленькие, пирамидки, кубы вкладыши, доски с отверстиями разной
величины, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года
жизни).
Именно деревянные игрушки нужны для сенсорного развития: их
фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении
элементарных действий с ними удобны для игр – занятий с детьми
раннего возраста.В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать
за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев,
превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на
небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливых
узоров мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа,
яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе –
главное условие познавательного развития, правильной и быстрой
ориентировки в бесконечном меняющемся окружении, эмоциональной
отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А
быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития.