Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)
Оценка 5

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Оценка 5
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
08.08.2017
Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Есенин.doc
Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной) Широкий   интерес   к   жизни   и   творчеству   Есенина   поражает отечественных   и   зарубежных   исследователей.   «Его   знают   даже   те   люди, которые никогда есенинских стихов не читали, да и вообще никаких стихов не читают... Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой  жизни  стали  слагаться  легенды», –  писал   в  1929  году  поэт   русского зарубежья Г. Адамович. Детство и юность.  С. Есенин родился  21  сентября (3 октября)  1895 года «в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове...» – как написал он сам в автобиографии. Здесь прошло его детство, сюда он многократно приезжал, став известным  поэтом. Название села «Константиново» не встречается в его произведениях, но когда он пишет: «Вспомнил я деревенское детство, | вспомнил я деревенскую синь...», сразу понятно, о каком месте на земле идет речь. Его отец, Александр Никитич, служил в Москве в лавке, дома бывал только   наездами.   Раннее   детство   Есенина   прошло   у   деда   и   бабки   по материнской линии. По воспоминаниям поэта, детство было беззаботным, не отягощенным  крестьянским  трудом. В автобиографии 1924 года он писал: «Часто   собирались   у   нас   дома   слепцы,   странствующие   по   селам,   пели духовные стихи...» Поэзией Есенин заинтересовался уже в детстве: «Пробуж­ дение  творческих  дум  началось   по  сознательной  памяти  до  8 лет...  Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка, она рассказывала сказки». Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта. «...Есенин любил пение   матери.   Уже   в   зрелые   годы   он   с   большой   радостью   слушал   ее   и   в Константинове,   где   она   постоянно   жила,   и   в   Москве,   куда   изредка наведывалась. ...Споет она, – вспоминала писательница Софья Виноградская, – а он говорит: "Вот это песня! Сестры так не умеют, это старая песня"». Неслучайно одну из своих первых книг Сергей Александрович хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания». В   1904   году   Есенин   поступил   в   земское   четырехклассное   училище, затем   окончил   второклассную   учительскую   школу   в   селе   Спас­Клепики. «Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель», – вспоминал поэт. К этому   времени   относятся   его   первые   сохранившиеся   стихи.   Лето   Есенин проводил   в   Константинове,   бывал   в   доме   священника   Ивана   Попова,   в котором   собиралась   учащаяся   молодежь;   посещал   имение   помещицы Л.И.Кашиной, которая стала прототипом Анны Снегиной. Он был сердечно привязан к своей семье, любил младших сестер Екатерину и Александру. Есенин   часто   бывал   в   Москве,   там   познакомился   с   творческой интеллигенцией, начал писать стихи. Весной 1912 года поэт приехал в Москву. «Есенин пришел из деревни не крестьянином,   а   в   некотором   роде   деревенским   интеллигентом»   (А.В. Луначарский). Однако судьба уготовила ему службу в мясной лавке, конторе книгоиздательства   «Культура»,   затем   в   типографии   И.   Д.   Сытина.   Есенин сблизился   с   революционно   настроенными   рабочими,   начал   интересоваться общественными вопросами, встречаться с социал­демократами, участвовать в организации   их   собраний,   распространять   литературу.   В   письмах   Сергея Александровича отразились его напряженные духовные искания. Он мечтал идти   по   пушкинским   стопам.   «Хочу   писать   "Пророка",   в   котором   буду клеймить   позором   слепую,   увязшую   в   пороках   толпу...   Отныне   даю   тебе клятву,   буду   следовать   своему   "Поэту".   Пусть   меня   ждут   унижения, презрения и ссылки», – писал он в письме другу, земляку Г.А. Панфилову. Одновременно проявлялись его религиозные настроения: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство»,   –   сообщал   он   Панфилову.   С.   Есенин   учился   на   историко­ философском   отделении   Народного   университета   им.   А.Л.   Шанявского; пытался публиковать свои стихи в московских журналах. Первой   публикацией   С.   Есенина   считается   стихотворение   «Береза», напечатанное   в   детском   журнале   «Мирок»   и   подписанное   псевдонимом Аристон.   Откуда   этот   псевдоним?   Возможно,   из   стихотворения   Г.   Р. Державина «К лире», в котором поэт осуждал людей черствых, равнодушных. Ранние   стихотворения   Есенина   разнообразны   по   тональности   и настроению,   в   них   изображен   яркий   мир   родной   природы.   В   его   лирике переплетаются  два начала – языческое и христианское. Есенин разделял и идеи   пантеизма   (учение,   отождествляющее   Бога   с   природой   и рассматривающее природу как воплощение божества). Обращаясь к природе, поэт общался с Богом: «Позабыв людское горе, | … | Я молюсь на алы зори, | Причащаюсь у ручья» («Я пастух; мои палаты...», 1914). Так поэт отождествлял  церковную службу с жизнью природы. В его стихах присутствует много церковной лексики: «И под плач панихид, под кадильный канон, | Все мне чудился тихий раскованный звон» («Подражанье песне», 1910); «Троицыно утро, утренний канон, | В роще по березкам белый перезвон...» (1914). Лирический   герой   настроен   романтически,   он   мечтает   о   чистой   и светлой любви: «Залюбуюсь, загляжусь ли | На девичью красоту, | А пойду плясать   под   гусли,   |   Так   сорву   твою   фату».   Здесь,   как   и   в   других произведениях Есенина, просматривается фольклорное начало («Подражанье песне», 1910; «Хороша была Танюша, краше не было в селе...», 1911; «Песня старика разбойника», 1912; и др.).  Лирический   герой   –   восторженный   наблюдатель   природы,   любящий Русь, все живое. В 1910 году С. Есенин написал стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...».  Необычные метафоры первых строк стихотворения раскрывают   яркую   гамму   переживаний   лирического   героя.   Его   любовь   и радостное чувство находятся в определенной дисгармонии с природой: «Пла­ чет где­то иволга, схоронясь в дупло. | Только мне не плачется – на душе светло».   Этот   свет   души,   хмельное   безрассудство   не   видит   опасности,   не думает   о   будущем:   «Зацелую   допьяна,   изомну,   как   цвет,   |   Хмельному   от радости пересуду нет». В стихах С.Есенина рисуется деревенское приволье, неисчерпаемая в своей   красоте   жизнь   природы.   В   них   есть   зарисовки,   напоминающие лирические   этюды  («В  хате»,   «Пороша»,   «Береза»,   «Сыплет   черемуха снегом...» и др.). Любовь   к   природе,   деревне,   животным   –   это   составляющие   аспекты любви к родине, к России: «Край любимый! Сердцу снятся | Скирды солнца в водах лонных. | Я хотел бы затеряться | В зеленях твоих стозвонных» (1914); «Край ты мой заброшенный, | Край ты мой, пустырь. | Сенокос некошеный, | Лес   да   монастырь»  (1914).  Откуда   берется   это   чувство   и   чем   оно поддерживается,   сам   поэт   сказать   не   может:   «Но   люблю   тебя,   родина кроткая! | А за что — разгадать не могу...» («Русь»). Появляются   у   Есенина   и   стихи­размышления   о   жизни,   добре,   зле, любви.   Основная   их   идея   –   искренняя   любовь   к   ближнему,   непоказная христианская добродетель. Шел господь пытать людей в зачерствелую пышку.  любови,  Выходил   он   нищим   на кулижку.  Старый дед на пне сухом, в Увидал дед нищего дорогой,  На тропинке, с клюшкою железной,  И подумал: «Вишь, какой убогой, –  Знать,   от   голода   качается, дуброве,  болезный».  Жамкал   деснами Подошел господь, скрывая скорбь и муку:  Видно,   мол,   сердца   их   не И сказал старик, протягивая руку:  «На,   пожуй...   маленько   крепче разбудишь...  будешь». («Шел господь пытать людей в любви...», 1914) В   1914  году   С.Есенин   создал   стихотворение   «Марфа   Посадница»,   в котором отразилась ситуация военного времени. Стихотворение «Русь» (1914), пожалуй, самое драматичное, социальное произведение   С.Есенина.   Поэт   изобразил   империалистическую   войну   через слезы   и   боль   матерей,   которые   испытывали   тяжесть   войны.   Народные приметы, обрядовые детали, лексика, психологические детали помогли поэту точно и ярко воспроизвести русскую деревню, погруженную «в сумерки мгли­ стые». «Я,   при   всей   своей   любви   к   рязанским   полям   и   к   своим   со­ отечественникам,   всегда   резко   относился   к   империалистической   войне   и воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически чужд. У меня даже были неприятности из­за того, что я не пишу патриотических стихов на тему "гром победы раздавайся!"» – писал С.А.Есенин в «Воспоминаниях». Поэзия 1915 —1916 годов.  В  марте  1915  года С. Есенин приехал в Петроград, «к Блоку» – «первому поэту России», чтобы прочитать ему свои стихи.   А.   Блок   оценил   их   так:   «...Стихи   свежие,   чистые,   голосистые, многословный   язык...»   Есенин   вошел   в   литературную   группу   «Краса», участники   которой   стремились   к   возрождению   национальной   старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни. Он познакомился и сблизился с Клюевым, уже известным поэтом. Позднее Есенин вспоминал об этом   периоде   своей   жизни:   «Стихи   я   начал   писать   рано,   лет   девяти,   но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице» <...>. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городец­ кий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз я видел живого поэта, Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. Начала   складываться   группа   новокрестьянских   поэтов,   про­ тивопоставляющая себя поэтам из интеллигенции. В 1915 году С. Есенин издал первый печатный сборник «Радуница», в котором   были   разделы   «Русь»   и   «Маковые   побаски».   Критика   активно откликнулась на сборник поэта, подчеркивая, что «для Есенина нет ничего дороже Родины», что поэт любит ее и «находит для нее хорошие, ласковые слова»;   также   отмечали   задушевность   и   естественность   лирики   Есенина. «...На всем его сборнике лежит прежде всего печать подкупающей юной непо­ средственности...   Он   поет   свои   звонкие   песни   легко,   просто,   как   поет жаворонок», – отмечала З.Бухарова. Для   Есенина   тема   деревни   была   большой   общенациональной   и патриотической   темой.   Ему   было   свойственно   обостренное   чувство   долга перед родиной и осознание вины перед народом. Современники   поэта   находили   в   его   творчестве   свежесть   и   лиризм, живое ощущение природы, образную яркость, метафоричность и узорчатость стиха, т.е. поиски в области формы, что позже привело поэта к имажинизму. Одна из ранних поэм С. Есенина, «Русь», написана в разгар затяжной войны,   народных   бедствий.   Поэт   рисовал   не   только   бессильную   и   нищую Россию, он предполагал, что ее ждет иное будущее, и призывал: «О Русь, взмахни крылами...». Служба в армии в Петрограде, в Царском Селе обогатила опыт поэта. В июле 1916 года на концерте для раненых в царскосельском лазарете он читал свои стихи в присутствии императрицы и членов царской семьи. Среди   стихотворений  1915  —1916  годов   уже   есть   подлинные лирические шедевры. Например, «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916).  Интонации,   ритм,   язык,   инструментовка   стиха   передают   оттенки внутреннего состояния героя, его душевную нежность. В   предреволюционной   лирике   поэта   преобладает   тема   молитвенной, страннической Руси («Тебе одной плету венок...», «Запели тесаные дроги...»). Осторожно,   но   уверенно   проступают   приметы   другой   России,   по   которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива...», «Синее небо, цветная   дуга...»).  Лирический   герой   Сергея   Есенина   меняется   от   одного произведения   к   другому   –   то   «нежный   отрок»,   «смиренный   инок»,   то «грешник»,  «бродяга   и   вор»  («Наша   вера   не   погасла...»,  «Устал   я   жить   в родном краю...» и др.). Поэт приобщился к идеям грядущего переустройства мира как к идеям «духовной   революции»,   носителем   которых   был   Р.В.Иванов­Разумник   и которые разделяли А.Блок, А.Белый и др. Революция и ее восприятие поэтом. Предреволюционные события 1917 года   повлияли   на   творчество   поэта.   С.   Есенину   казалось,   что   наступает духовное обновление, «преображение жизни», переосмысление ценностей. В   первом   отклике   С.   Есенина   на   Февральскую   революцию   появились образы, которые  возникали  в  это время  почти  у всех  поэтов  и писателей, современников Есенина, – образы ветра, бури, вьюги, урагана... Замечательно первое  его  стихотворение, написанное  после Февральской революции:   «Разбуди   меня   завтра   рано,   |   Засвети   в   нашей   горнице   свет.   | Говорят, что я скоро стану | Знаменитый русский поэт». Октябрьскую революцию Есенин принял с «крестьянским уклоном», т.е. в упрощенной   трактовке,   «замешанной»   на   христианских   началах.   В стихотворении  «Товарищ»  (1917)  проявилось   бунтарско­религиозное восприятие   революции   поэтом:   Иисус   Христос   в   строках   стихотворения сражается   в   одних   рядах   с   рабочими   «за   волю,   за   равенство,   за   труд», погибает, и вместе с другими жертвами революции его хоронят на Марсовом поле.   Так   Есенин   переосмыслил   Евангелие;   образ   Иисуса­товарища   соот­ носится с образом Христа в финале поэмы А. Блока «Двенадцать». В   целом   именно   в   этот   период   С.   Есенин   отверг   все   христианские заповеди, предрек появление новых святых, возникновение «града Инонии», где «живет божество живых». Поэма  «Инония» (1918)  вобрала в себя черты утопического   мужицкого   рая,   тему   которого   первым   поднял   Клюев.   Он говорил о светлой, радостной стране, омытой голубыми ливнями, освещенной ярким солнцем.  Неокрестьянские   поэты   «революцию»   и   «свободу»   рассматривали   в религиозно­нравственном  смысле,  вот  отчего  у  С.Есенина  в  произведениях этого   периода   («Отчарь»,   «Преображение»,   «Инония»,   «Иорданская голубица») «тайный спор» с Богом перерастал в бунт. В мечтах об Инонии Есенин отошел от своих прежних идеалов, связанных с Русью: «Проклинаю тебя   я,   Радонеж,   |   Твои   пятки   и   все   следы!»   В   «Инонии»   даже просматривается попытка поэта вообразить себя человекобогом. Несколько раз С.Есенин приезжал в Константиново. «Еду посмотреть, что делается в деревне», – снова и снова слышали от него друзья и знакомые. Деревня   бурлила,   спорила,   митинговала:   начальные   шаги   по   новому   пути давались непросто. Поэту представлялось: вот они рядом – «злачные нивы с стадом буланых коней», будни, словно ведра, наполненные молоком, «голу­ бая, звездами вбитая высь...». В жизни оказалось иначе и гораздо трагичнее. Стихи революционных лет вошли в сборник  «Голубень».  В 1920  году в письме Е. И. Лившицу С. Есенин описал эпизод, который стал основой для стихотворения «Сорокоуст»: Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в   окно,   и   что   же?   Видим,   за   паровозом   что   есть   силы   скачет   маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему­то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой­то станции его поймали. Эпизод для кого­нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни... «Сорокоуст» звучит  как   панихида  по  погибшей  деревянной  Руси. «Только мне,   как   псаломщику,   петь   |   Над   родимой   страной   аллилуйя».   Город наступает   на   мирную   соломенную   деревню   и   разрушает   ее. Послереволюционные   события   (уже   через   два   года)   подтвердили   главную мысль   стихотворения   Есенина   «Сорокоуст»:   новая   жизнь,   цивилизация разрушили родину поэта, деревню. Этому было невозможно противостоять. С.Есенин и имажинизм  (литературное течение в России 1920­х годов. Эстетическая   концепция   имажинистов   опиралась   на   антиэстетизм   с установкой на шокирующие образы, которые признавались самоценными). В 1919  году   с   изложением   принципов   нового   литературного   течения   — имажинизма   выступили   С.Есенин,  Р.Ивнев,   А.Мариенгоф,  В.Шершеневич   и др. Глубоких   философских   основ   у   этого   течения   не   было.   Усваивая крайности  поэтики  раннего   футуризма,  имажинисты   выступали  против   его политической   нацеленности   в   послеоктябрьский   период   (в   частности, допускали резкие выпады против Маяковского). Декларировали самоценность не   связанного   с   реальностью  слова­образа  (поэзия   –   «ритмика   образов»), фатальное противостояние искусства государству. Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью   русского   языка,   со   стихией   народного   творчества.   В программной   статье   «Ключи   Марии»   он   рассуждал   о   происхождении народного   искусства,   при   этом   принципы   старой   мифологической   школы сочетал   со   взглядами   новейшего   символизма.   В   «Ключах   Марии»   трудно разграничить книжные и фольклорные источники. В статье много народных загадок, песен. Мифы в древности являлись основой познания окружающего мира   и   обладали   свойством   эмоционального   воздействия.   В   творчестве   С. Есенина мифы соединяются с духовными стихами и апокрифами. Имажинисты утверждали, что стихи нужно писать так, чтобы читать их было можно хоть с начала, хоть с конца... перебирать образы и сравнения, как монахини перебирают четки. По инициативе В. Шершеневича, был утвержден Великий   Орден   Имажинистов.   Они   организовали   издательство «Имажинисты», в котором выпускали одноименные сборники, а также журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном»  (1922  —1924). У них было свое кафе – «Стойло Пегаса». В этом кафе много раз и с большим успехом выступал Есенин. С. Есенин постепенно отходит от имажинистов, даже публикует манифест о роспуске имажинистского ордена. Близость к имажинистам определенным образом повлияла на его лирику 1919 – 1920 годов. В его произведениях этого периода много вычурных образов и сравнений, мощно звучит мотив протеста против города. Есенин   за   границей.   Еще   одна   важная   страница   в   жизни   Сергея Александровича   –   отношения   с   Айседорой   Дункан,   всемирно   известной танцовщицей. «Не гляди на ее запястья | И с плечей ее льющийся шелк. | Я искал в этой женщине счастья, | А нечаянно гибель нашел» («Пой же, пой. На проклятой гитаре...», 1922). Айседора   Дункан   решила   показать   ему   мир.   За   пятнадцать   месяцев пребывания за границей Есенин многое увидел, многое переосмыслил. Из­за границы он писал: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начхать... Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину». «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства», — искренне признавался С. Есенин. Творчество С. Есенина 1923 —1925 годов. Русь советская в творчестве Есенина.  В 1925  году вышел сборник  «Русь советская».  Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь совет­ ская», « Русь уходящая ». В стихотворении  «Спит ковыль. Равнина дорогая...»  (1925) многие темы раннего   периода   получили   развитие,   более   глубокое   философское осмысление. Поэт убежден, что «Никакая родина другая | Не вольет мне в грудь мою теплынь». В новой жизни «Все равно остался я поэтом | Золотой бревенчатой избы...» Говоря о родине, герой Есенина все чаще задумывается о своем возрасте и скорой смерти: По ночам, прижавшись к  изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет  новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! («Спит ковыль. Равнина дорогая...», 1925) Есенинское «все любя» не означает, что поэт был в гармонии с жизнью, но родина, Русь всегда была им любима. Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». («Русь советская», 1924) Вернувшись   в   родное   село,   герой   стихотворения   «Русь   советская» понимает: «Я никому здесь не знаком». Возникшая обида быстро проходит, он видит   новую   жизнь,   новое   поколение   и   говорит   сам   себе:   «Уже   ты   стал немного отцветать, | Другие юноши поют другие песни. | Они, пожалуй, будут интересней — | Уж не село, а вся земля им мать». Поэт   преодолевает   чувство   одиночества,   принимает   все   в   этой   новой жизни: «...Готов идти по выбитым следам. | Отдам всю душу октябрю и маю, | Но только лиры милой не отдам». Как ни грустно осознавать, что «...Моя поэзия здесь больше не нужна, | Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», поэт приветствует молодежь, понимает неизбежность смены поколений. Несмотря на все внутренние противоречия и страдания, любовь поэта к родине остается неизменной. Любовная лирика Есенина. О  любви юной, нежной, поэтичной Есенин писал и в самых ранних стихах – «Выткался на озере алый свет зари...» (1910), «Чары» (1913 – 1915) и др. Тональность любовной лирики резко изменилась в цикле   стихов  «Москва   кабацкая»  (1923).  Любовь   низводится   до   животной потребности, но звучит и раскаяние: «Дорогая, я плачу, | Прости... прости ». Цикл  «Любовь   хулигана»  (1923)  стал   отречением   от   «кабацкого» прошлого,   попыткой   очиститься,   спастись   любовью.   Лирический   герой ощущал обновление: «Заметался пожар голубой, | Позабылись родимые дали. | В  первый  раз я  запел  про  любовь, |  В  первый  раз отрекаюсь  скандалить». Трагизм   сменился   задушевностью,   попыткой   вызвать откровенность: «Дорогая, сядем рядом, | Поглядим в глаза друг другу. | Я хочу под кротким взглядом | Слушать чувственную вьюгу». Лирический герой Есенина мечтает о «чистой» любви.   лиризмом, После книги «Москва кабацкая» в творчестве Есенина наступает новый период, происходит переоценка ценностей. В 1924 году он пишет еще одно послание – «Письмо к женщине». Лирическому герою, задавленному «роком событий», непросто порвать с прежней жизнью, устремиться к новому, но он сумел победить себя: «...Я избежал паденья с кручи. | Теперь в Советской стороне | Я самый яростный попутчик». Социальные проблемы в стихотворении переплетаются с личными: «...С того   и   мучаюсь,   |   Что   не   пойму,   |   Куда   несет   нас   рок   событий...». Произведение делится на две части: «тогда» – непонимание смысла жизни и «теперь» – обретение этого смысла. В   целом   философское   и   эмоциональное   наполнение   поздней   поэзии Есенина – избавление от внутреннего конфликта, стремление к гармонии. В стихотворении  «Неуютная   жидкая   лунность...»  (1925)   лирический   герой стремится   преодолеть   грусть   и   тоску,   найти   гармонию   в   новой   жизни. Воспоминаниям юности: «Неуютная жидкая лунность | И тоска бесконечных равнин» — противопоставляется мечта о новой жизни: «Мне теперь по душе иное... | И в чахоточном свете луны | Через каменное и стальное | Вижу мощь я родной стороны». Особенности   творчества   Есенина.  Центром   художественного   мира Есенина являются образы Неба и Земли. Поэт объясняет это двуединство в статье «Ключи Марии» мифом о «браке земли с небом». Природа в ранней лирике поэта – божественный храм. Отсюда звезды – «лампадки небесные», «хаты   –   в   ризах   образа»,   «поля,   как   святцы,   рощи   в   венчиках   иконных», «струятся   звездные   псалмы».   Пейзажная   метафора   в   лирике   Есенина   о крестьянской России соединяется с фольклорными мотивами: «Снова выплыл из   рощи   |   Синим   лебедем   мрак»;   «У   голубого   водопоя   |   На   шишкоперой лебеде»; «Ягненочек кудрявый – месяц | Гуляет в голубой траве». Чтобы   усилить   значимость,   праздничность   образа,   поэт   «добавляет» малиновой, красной краски: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая  в реку»; «Уже давно мне стала сниться | Полей малиновая ширь». Необычайная красочность,   цветовое   богатство   лирики   Есенина   создаются   благодаря живописности   его   эпитетов.   В   целом   мир   его   гармоничен,   прекрасен, оригинальные   образы   сходятся   в   единую   систему:   «Покраснела   рябина,   | Посинела вода. | Месяц, всадник унылый, | Уронил повода». В творчестве Есенина наблюдаются сквозные эпитеты, т.е. повторяющиеся на протяжении всего творчества. Общий колорит творчества поэта создает ощущение   превосходства   сине­голубых   тонов   (цвета   неба),   что,   в   свою очередь,   порождает   особое   эмоциональное   восприятие   предмета,   явления: «Вечером   синим,   вечером   лунным   |   Был   я   когда­то   красивым   и   юным»; «Сердце остыло, и выцвели очи... | Синее счастье! Лунные ночи». Многообразен   растительный   и   животный   мир,   представленный   в творчестве   поэта.   Ученые   насчитали   в  его   текстах   образы   более   двадцати пород деревьев (береза, вяз, липа, черемуха, дуб и т. п.), около двадцати видов трав (ромашка, мак, колокольчик, василек и т.д.), злаков, упоминается около ста видов животных и птиц («По меже, на переметке, | Резеда и риза кашки. | И вызванивают в четки | Ивы – кроткие монашки»). В   художественном   мире   поэта   важны   образы   луны   (месяца)   и   солнца. Образ   луны   (символа   ночи)   больше   привлекал   поэта,   чем   образ   солнца (символа дня). Образ луны (месяца) встречается около 160 раз: «Месяц рогом облако   бодает,   |   В   голубой   купается   пыли»;   «Небо   сметаной   обмазано,   | Месяц как сырный кусок»; «На грядки серые капусты волноватой | Рожок луны по капле масло льет». В некоторых стихотворениях «Радуницы» мифы о небе,   земле,   солнце,   луне,   звездах   используются   Есениным   для   создания собственной системы знаков­символов. В   книге   В.Афанасьева   «Поэтические   воззрения   славян   на   природу» приводится народное поверье: «...Месяц есть солнце русалок и утопленников; выходя   из   глубоких   вод,   они   греют   свои   прозябшие   члены   при   помощи бледных лучей; дневное же светило слишком для них жарко». Именно такую картину   рисует   Есенин   в   стихотворении   «Месяц   рогом   облако   бодает...». Исследователи творчества Есенина находят и другие примеры из народной демонологии   в   этом   стихотворении:   «золотые   космы   по   хитону» соответствуют описанию русалок в народных легендах. Природные   явления   у   Есенина   часто   «очеловечиваются»:   «...заря   на крыше, | Как котенок, моет лапкой рот...»; ивы «трясут подолом». В стихах много олицетворений и сравнений явлений природы с жестами и поступками людей: «Отрок­ветер по самые плечи | Заголил на березке подол»; «Так и хочется руки сомкнуть | Над древесными бедрами ив». Лирический герой ранних стихотворений Есенина принимает мир кротко и спокойно, таким, каков он есть. «Все встречаю, все приемлю, | Рад и счастлив душу вынуть. | Я пришел на эту землю, | Чтоб скорей ее покинуть». Жизнь   в   деревне   дала   будущему   поэту   ощущение   родства   человека   с окружающим   миром.   Нежность,   трепетное   отношение   к   животным неотделимы   у   Есенина   от   любви   к   человеку.   Уже   в   ранних   стихах присутствует этот идеал: «Тот поэт, врагов кто губит, | Чья родная правда мать, | Кто людей, как братьев, любит | И готов за них страдать».

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)

Сергей Александрович Есенин. 1895 – 1925 (Материалы литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017