Мамаева Елена Алексеевна, учитель технологии,
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора И.С.Никитина.
Тема урока: «Сервировка стола к обеду. Элементы этикета».
Раздел: Кулинария
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный
Цель урока: Создание условий для изучения, усвоения правил сервировки стола, порядка подачи блюд на обед.
Задачи:
Образовательная задача: способствовать формированию знаний, умений в сервировке стола, знакомству способов складывания салфеток, правил подачи блюд.
Развивающая задача: содействовать в развитии интереса к процессу приготовления пищи, умения применять знания на практике, навыков целеполагания , исследования, анализа, сравнения, умения выражать свои мысли, оценки, планирования, самоконтроля
Воспитательная задача: мотивировать на осознание потребности к труду, экологической культуре, профессиональному самоопределению, взаимовыручке, содействовать эстетическому воспитанию.
Методы:
Организации занятия: словесный, наглядный,
Деятельность учителя и учащихся: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, частично-исследовательский, проблемная ситуация, метод мотивации успеха ,контроля.
Форма организации : фронтальная, индивидуально-фронтальная, групповая, индивидуальная.
Уроки технологии всегда сопровождаются показом большого количества наглядностей. Новизна данного проекта состоит в том, что эти наглядности четко упорядочены и не занимают большого пространства на доске, а сам процесс показа подготавливает обучающихся к выполнению собственного проекта по кулинарии.
Методическое обеспечение:
доклады и презентации (подготовленные обучающимися), скатерть, салфетки полотняные и бумажные, посуда и приборы для сервировки стола, образцы карточек меню (разрабатываются учащимися), образцы складывания салфеток, памятка поведения за столом, фото сервировки стола, карточки c картинками, карточки-задания.
Понятийный аппарат: сет (альтернатива скатерти, небольшая подставка или подложка для посуды размером не менее 30 х 40 см),
кокотница (порционная посуда для приготовления и подачи горячих закусок).
Ход урока:
1.Организация начала урока (2мин.) (Цель: проверить готовность обучающихся к уроку).
2.Активизация опорных знаний (10мин.) (Цель: проверить степень усвоения ранее изученных знаний, чтобы опираться на них при изучении нового материала).
3. Изложение нового материала (10 мин.):
(Цель: помочь обучающимся усвоить новые термины, познакомить с правилами сервировки стола к обеду, способствовать развитию эстетического вкуса)
А) теоретические знания о сервировки стола;
Б) введение новых понятий;
В) последовательность подачи блюд;
Г) ознакомление и обучение способам складывания салфеток.
4. Физкультминутка (3мин.).
Выполнение упражнений для опорно –двигательного аппарата
5. Проверка усвоения и закрепления (15мин.)
Практическая работа обучающихся по теме «Сервировка стола к обеду»
6. Анализ (5 мин.)
Заключительный инструктаж учителя.
● анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
● разбор типичных ошибок учащихся.
Теоретический опрос по усвоению полученных знаний.
§ Что нового узнали сегодня?
§ Чему научились?
§ Что осталось непонятным?
Домашнее задание с комментарием учителя.
Выставление оценок, их аргументация.
Рефлексия
7. Уборка рабочих мест.
8. Ход урока
1. Постановка проблемы
Учитель: «Здравствуйте, девочки! Садитесь.
Итак, раздел кулинария подходит к концу, на прошедших уроках по этому разделу мы с вами познакомились с различными блюдами и научились их готовить. А также мы с вами постоянно беседовали о правилах поведения за столом. Но прежде чем объявить тему сегодняшнего урока послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ.
Однажды девочке Маше пришлось остаться дома одной, т.к. ее родители отправились на вокзал встречать родственников. Они обещали вернуться скоро, но время летело, часы пробили час, через какое-то время два. И тогда Маша решила сделать маме сюрприз – накрыть стол к приходу гостей. Она приготовила всю необходимую посуду и скатерть с салфетками, принялась накрывать стол. Прошло время, вдруг распахнулась дверь, и на пороге появились родители с родственниками. А Маша все растерянно ходила вокруг стола, переставляя посуду с места на место.
Выявление точек зрения детей
Учитель |
Дети |
Как вы считаете, почему девочка не сумела накрыть на стол? А в какое время суток встречали гостей? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня с вами на уроке, чтобы не попасть в подобную ситуацию? |
Потому что не знала правила сервировки стола Обед. Будем учиться сервировать стол к обеду. |
Таким образом, тема сегодняшнего урока – «Сервировка стола к обеду. Элементы этикета».
(Слайд№2)
У нас сегодня на уроке гости и наша с вами задача принять гостей по правилам этикета. Применив свои ранее полученные ЗУН и закрепив новые знания, с которыми вы познакомитесь сегодня на уроке.
Прежде чем говорить о сервировке стола к обеду, необходимо вспомнить, что означает слово «сервировка» и для чего она необходима.
В конце прошлого урока каждая группа получила различные задания на дом. Одним из первых было создать презентацию на тему «Сервировка стола». Девочки, готовы сейчас, напомнить вам об истории и правилах сервировки стола.
(показ презентации учениками)
Ученики:( вспоминают материал 5-6 класса)
(Для завтрака на стол ставят вазочку с бумажными салфетками (или кладут льняные), пирожковую тарелку, подают закусочные нож и вилку, чайную ложку. Пирожковую тарелку ставят слева от того места, где должна стоять столовая или закусочная тарелка. Вилку кладут слева, рожками вверх, нож — справа, лезвием влево от места, предназначенного для столовой или закусочной тарелки. Чайную ложку кладут за ней. Закусочные тарелки не ставят на стол, потому что блюда к завтраку подают уже уложенными на соответствующие тарелки (их нужно подать, если закуску или блюдо на завтрак приносят в салатнике или баранчике и т.п., так как из такой посуды есть, не принято).
- Что нужно сделать каждой хорошей хозяйке, прежде чем приготовить обед, завтрак или ужин? ( Составить меню.)
- Что же такое меню?
Об этом нам напомнит следующая группа, которая подготовила сообщение.
(доклад учеников)
Меню – это список блюд приготовленных к завтраку, обеду и ужину.
Меню в столовых составляется заранее на несколько дней вперёд. Чтобы правильно составить меню, надо выполнить ряд требований.
1.Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка. 2.В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день - суп-лапша, во 2-й – суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То-есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания.
3.Нужно учитывать, то, что обед должен состоять из трёх блюд, а перед обедом полезна небольшая закуска - салат из свежих или квашеных овощей.
И помните! Разнообразная пища нужна для сохранения здоровья человека.
(Слайд№3)
Учитель: Практическая работа. « Составление меню обеда».
Задание каждой бригаде, работа с карточками.
- Из предложенных продуктов выбрать те, которые понадобятся для приготовления блюд к обеду, и составить меню обеда. Можно использовать образцы, а также, чтобы составить меню можно использовать рецепты различных блюд. Книг с рецептами очень много, вот некоторые из них (показать книги). В этих книгах очень подробно описан ход работы и красочные картинки с готовым блюдом.
При составлении меню учитывать:
Меню
разнообразное состоит правильное сочетание
из продуктов питания
салата и 3х
блюд
(Слайд№4)
Бригадам раздаются карточки с названием продуктов.
1 бригада 2 бригада
Свежие помидоры свежие помидоры
Свежие огурцы зелёный лук
Свежая капуста фасоль
Картофель курица
Свекла гречка
Морковь компот
Лук хлеб
Рыба картофель
Картофель лук
Компот морковь
Хлеб
(Слайд№5)
Образцы меню, которое должно получиться у каждой бригады.
1-я бригада 2 бригада
1.Салат из свежих огурцов и помидор 1.салат из свежих помидор и зелёного лука
2.борщ из свежей капусты 2.суп из фасоли
3.жареная рыба с картофельным пюре 3.отварная курица с гречкой
4.компот 4.компот
5.хлеб 5.хлеб
- Каждая бригада зачитывает своё меню обеда.
(Слайд№6)
5. Физминутка.
Точим нож, точим нож
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь молодцы!
(Слайд№7)
Учитель: Итак, меню готово, приступаем к сервировке стола к обеду.
Следует помнить, что обед – это наиболее питательный и разнообразный по количеству блюд прием пищи. На обед приходится 35 % суточного рациона, что равняется примерно 900 г. В меню должны быть включены четыре блюда: холодные закуски, суп, горячее и десерт. Как же приготовить вкусный, хорошо сервированный обед из нескольких блюд?
Перед тем как приступить к работе, следует обратить внимание, какие блюда включить в меню, а про какие необходимо забыть. Учесть вкусы каждого очень трудно. Можно сначала выяснить, какие продукты нравятся всем, а какие — нет. А после этого подбирать блюда. Ведь основная цель сервировки - создать удобство и уютную атмосферу.
(Слайд№8)
Перед вами сервировка стола к обеду. Внимательно посмотрите и постарайтесь определить последовательность сервировки.
(Слайд№9)
Проверяем, правильно ли вы расположили предметы сервировки.
(Слайд№10)
(Слайд№11-35)
· Итак, первое, что нам понадобится это - скатерть.
Скатерть – это «платье» для стола. И потому естественно, к ней предъявляют особые требования. Вы же не выйдите к гостям в неглаженом застиранном платье.
Цвет скатерти зависит от степени важности события, по поводу которого сервируют стол. Чем торжественнее событие, тем светлее скатерть, но даже и для повседневного обеда нужно обязательно использовать скатерть. Для простого домашнего обеда можно использовать и клеёнчатую или полиэтиленовую скатерть. Но важно учитывать обязательные условия:
1. Скатерть по цвету должна гармонировать с посудой.
2. Скатерть должна отвечать поводу сервировки и вписываться в интерьер помещения.
3. Скатерть должна соответствовать величине и форме стола; для круглого стола -круглая, для квадратного соответственно – квадратная.
· Второе это посуда.
Для сервировки стола к обеду используют столовый сервиз (или набор столовой посуды), а также столовые приборы. Набор посуды должен быть одинаковым по форме, рисунку, цвету.
Посуду на столе размещают в строго определенной последовательности, каждый предмет сервировки должен иметь своё место.
Начинаем с основной тарелки, то есть подстановочной. Далее следует закусочная тарелка. Слева, на расстоянии 5-7 см от основной, помещаем пирожковую тарелку (для хлеба, булочек, тостов, гренков и других хлебобулочных изделий, предназначенных каждому участнику застолья). За закусочной тарелкой правее ставят фужеры (для воды и вина) на тарелку кладут сложенную салфетку.
Теперь приборы с правой стороны: столовый нож (для мяса, птицы, дичи) кладём лезвием ктарелке, чтобы ее край на пару миллиметров прикрывал отточенный край. Далее в 2 мм -столовая ложка. Ручки приборов и тарелки должны находиться на расстоянии 2 см от края стола.
Приборы с левой стороны, начиная от края тарелки: столовая вилка. Сверху - десертный нож, ручкой вправо. И ложки, и вилки кладут выпуклой стороной вниз.
С каждой стороны должно быть не больше трёх приборов. (В обеденном варианте столовая ложка и столовый нож считаются как единое целое.) Подстановочную тарелку убирают перед подачей второго блюда, которое подаётся на подогретой тарелке. Но при подаче десерта подстановочная тарелка нам вновь понадобится. В зависимости от перемен блюд тарелки меняются, но подстановочная всегда остаётся на своём месте.
На
званом обеде столовые приборы раскладываются так, чтобы ими можно было
пользоваться, беря один за другим “извне к себе”, а стаканами - справа налево
(в
соответствии с последовательностью подачи блюд). На середине стола ставят соль
и перец.
· Третье-салфетки.
Как вы заметили непременная деталь при сервировке стола —
полотняные салфетки. В зависимости от характера трапезы их складывают
различными способами, учитывая при этом, что салфетку можно легко развернуть,
чтобы вытереть губы или положить ее на колени.
Принимаются также во внимание и правила гигиены: чем меньше прикосновений
пальцев к салфетке, тем лучше.
Если при сервировке на стол не ставят закусочную тарелку, то на ее место кладут
полотняную подкрахмаленную (бумажные не ставят) салфетку, сложенную вчетверо.
Для обеда, а также праздничного ужина, банкета салфетки часто складывают в
форме конусных колпачков: вначале складывают салфетку вдвое, а затем
подвертывают ее нижний конец, придавая форму колпачка.
Иногда для праздничного стола салфетку складывают в виде конверта: сначала ее
складывают вдвое, затем подвертывают углы, перевертывают — и получается
конверт. Есть и другие приемы складывания салфеток:
Оригинально сложенные салфетки придают дополнительный шарм сервировке стола. Ими вы сможете украсить свой повседневный или торжественный стол, чтобы создать уютную и праздничную атмосферу застолья.
· Четвертое – цветы.
В центре стола ставится ваза с цветами. Для того, чтобы ваза с цветами не занимала много места, лучше ставить на стол невысокие вазочки, куда помещать не букеты, а несколько цветов.
(Слайд№36)
Перед вами схема сервировки стола к праздничному обеду (всем раздается схема). Ее вы будите использовать в особых случаях. А я вам покажу сервировку стола для обычного « воскресного» обеда (учитель демонстрирует).
Практическая работа
Учитель: А сейчас я приглашаю двух девочек (по одной из каждой группы) для сервировки стола к обеду (раздается схема расстановки приборов).
(Все остальные получают схемы складывания салфеток различными способами, но выполняют вместе с учителем один способ «веер»).
Подведение итогов практической работы.
1. Проверка правильности сервировки (проверяют сами учащиеся).
2. Демонстрация салфеток.
Учитель: Все молодцы! Поработали на славу.
А не кажется ли вам, что мы с вами забыли что-то важное?
Ученик: Мы забыли повторить правила поведения за столом.
Учитель: Девочки приготовили для вас небольшую сценку
(показ сценки)
Гость. Привет! А вот и я! Не ждали?! Ну, ничего, не волнуйтесь, я ведь, кажется, вовремя. Пообедаем вместе. (Бросает пальто и шапку на стул.)
Хозяйка(растерянно, но вежливо): Я очень рада вас видеть…
Гость. (осматривает стол). А у вас тут ничего, подходяще! Ух ты! Это что такое? (Хватает руками.) Для чего? Ой, сломалось. До чего непрочные вещи у нас делают! Ого! А это что? Сколько стоит? Мне позарез нужно!
Хозяйка. Я вам дарю!
Гость. С удовольствием! Я вот здесь, во главе стола люблю сидеть. (Усаживается. Затыкает за воротник салфетку и бодро приступает к еде, вилкой берет хлеб, с возгласом. «Вот это я люблю!» придвигает поближе какие-то блюда.) А вот рыбу я не буду! Я ее не люблю! Все! Я наелся! (Со звоном переворачивает на блюдце чашку вверх дном и выходит из-за стола.) Ухожу по-английски, не прощаясь.
Хозяйка (вскакивает). Подождите! Я провожу вас!
Ответьте на вопросы: Какие ошибки допущены нашим гостем?
1. Гость пришел без приглашения.)
2. Бросил пальто и шапку на стол.)
3. Хватал без разрешения вещи и выпрашивал понравившуюся.)
4. Сел во главе стола.)
5. Вилкой брал хлеб.)
6. Выбирал себе лучшее блюдо, придвигая его к себе.)
7. Наевшись, перевернул на блюдце чашку.)
8. Поев, быстро вышел из-за стола, не дождавшись, когда поедят другие и не прощаясь.)
Работа с текстом
Учитель: А теперь я раздам вам памятки, где перечислены правила этикета, которые должны сопровождать человека всю жизнь. Прочтите вслух эти правила по одному (чтение правил цепочкой).
Правила этикета
От того, как мы себя ведем, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам.
Существуют правила этикета, как принимать гостей. Приглашая гостей к себе на ужин, постарайтесь сообщить им об этом заранее и в одно и тоже время. Иначе, тот, кто получит приглашение позже, может подумать: «Не потому ли меня позвали, что кто-то не смог прийти?» На обычный вечер, чашку чая приглашают устно или по телефону за один-три дня. На дни рождения или семейные праздники – за неделю. На особо торжественные, юбилейные вечера – письменные приглашения вручают лично в конверте или посылают по почте (за месяц до торжества). В некоторых семьях принято регулярно встречаться с родственниками, хорошими знакомыми в таких случаях специальные приглашения не требуются.
Самых первых гостей принимают хозяин и хозяйка, последних – один хозяин или взрослые дети. Гости садятся за стол только после того, как села хозяйка, поэтому, если еще что-то осталось недоделанным, все-таки сначала надо сесть за стол, чтобы гости последовали твоему примеру. Все правила надлежащей сервировки не имели бы никакого смысла, если бы своим поведением за столом мы портили хорошее настроение, которое хотим при этом создать. Это значит, что нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим, спокойно принимать пищу.
1. За стол следует садиться в опрятном виде, вымыв руки
2. На стуле сидеть надо прямо, не горбиться, не наклоняться низко к тарелке, не класть локти на стол, на столе могут находиться только кисти рук.
3. Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. О верхний край салфетки вытирают пальцы и промокают губы. Салфетку кладут на колени, а по окончании еды – на стол слева от тарелки.
4. Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, ко рту подносят слегка наискось.
5. Нож держат в правой руке, вилку – в левой. Если едят одной вилкой, ее держат в правой руке. С ножом едят блюда, которые нужно резать из-за твердой консистенции. Горячее мясо отрезают понемногу, холодное нарезают на небольшие кусочки сразу всю порцию.
6. Хлеб, булочки, фрукты, пироги берут руками.
7. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
8. Окончив есть, приборы кладут крест-накрест.
9. Прервав еду, приборы кладут параллельно друг другу.
10. Есть надо спокойно, не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.
11. Не принято тянуться через чужую тарелку, нужно попросить передать то, что сам достать на столе не можешь.
12. Масло, икру, паштет сначала кладут к себе на тарелку, а уже потом намазывают на хлеб.
13. Неприлично трогать все на блюде или вазе, выбирая себе, что получше. Берут то, что лежит с края.
14. Если подают к столу какое-либо блюдо в небольшом количестве, надо взять себе столько, чтобы хватило и другим, сидящим за столом.
15. Размешивая сахар, нельзя очень громко звенеть ложкой о чашку.
Чтобы вы запомнили правила этикета, эти памятки я оставляю вам, чтобы вы их периодически читали.
V. Подведение итогов
Осознание значимости для детей освоенной информации.
На сегодняшнем занятии вы узнали много нового и интересного. А теперь давайте еще раз повторим:
· Что вы сегодня узнали на уроке?
· Пригодится ли вам это в жизни?
· Для чего нужно знать правила этикета?
VI. Домашнее задание
По выбору учащихся.
Я предлагаю вам два варианта домашнего задания. Вам нужно выполнить одно из них.
Задание 1. Придумайте другие способы складывания салфеток.
Задание 2. Придумать небольшой юмористический рассказ о поведении учащихся в школьной столовой.
Вот и подошел к концу наш урок. Я очень благодарна вам за понимание, поддержку, активное участие. Я хочу, чтобы знания, которые вы сегодня получили, пригодились вам в жизни и чтобы вы никогда не попадали в неловкую ситуацию, а были всегда на высоте.
Приложения
Меню – это список блюд приготовленных к завтраку, обеду и ужину.
Меню в столовых составляется заранее на несколько дней вперёд. Чтобы правильно составить меню, надо выполнить ряд требований.
1.Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка. 2.В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день - суп-лапша, во 2-й – суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То-есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания.
3.Нужно учитывать, то, что обед должен состоять из трёх блюд, а перед обедом полезна небольшая закуска - салат из свежих или квашеных овощей.
И помните! Разнообразная пища нужна для сохранения здоровья человека.
1 бригада 2 бригада
Свежие помидоры Свежие помидоры
Свежие огурцы Зелёный лук
Свежая капуста Фасоль
Картофель Курица
Свекла Гречка
Морковь Компот
Лук Хлеб
Рыба Картофель
Картофель Лук
Компот Морковь
Хлеб
Сценка
Гость. Привет! А вот и я! Не ждали?! Ну, ничего, не волнуйтесь, я ведь, кажется, вовремя. Пообедаем вместе. (Бросает пальто и шапку на стул.)
Хозяйка(растерянно, но вежливо): Я очень рада вас видеть…
Гость. (осматривает стол). А у вас тут ничего, подходяще! Ух ты! Это что такое? (Хватает руками.) Для чего? Ой, сломалось. До чего непрочные вещи у нас делают! Ого! А это что? Сколько стоит? Мне позарез нужно!
Хозяйка. Я вам дарю!
Гость. С удовольствием! Я вот здесь, во главе стола люблю сидеть. (Усаживается. Затыкает за воротник салфетку и бодро приступает к еде, вилкой берет хлеб, с возгласом. «Вот это я люблю!» придвигает поближе какие-то блюда.) А вот рыбу я не буду! Я ее не люблю! Все! Я наелся! (Со звоном переворачивает на блюдце чашку вверх дном и выходит из-за стола.) Ухожу по-английски, не прощаясь.
«Шатер»
«Веер»
«Артишок»
«Шатер»
1. - Верхний слой левого нижнего угла перекиньте направо
2. - Правую половину образовавшегося треугольника сложите налево
3. - Повторите движение, показанное на рисунках 1 и 2, но в другую сторону: нижний правый угол пойдет налево
4. - Вновь отогните правую половину треугольника налево
5. - Поставьте салфетку, не подгибая краев
«Веер»
Стоящий веер
1. - Сложите салфетку складками шириной 2 см чуть больше, чем до середины
2. - Лежащую складками вниз салфетку согните пополам
3. - Правый конец по диагонали отогните к вееру
4. - Подогните выступающий конец и поставьте веер
Чтобы получился простой веер, складки закладывают по всей салфетке.
«Артишок»
1. Салфетку положите изнаночной стороной вверх.
2. Все ее четыре угла загните к центру.
3. Еще раз загните к центру все углы.
4. Переверните салфетку.
5. Опять загните к центру все углы.
6. Вытяните кончик салфетки, оказавшийся внутри четырехугольника.
7. Вытяните остальные кончики.
8. Оставшиеся четыре уголка вытяните из под сложенной фигуры.
Правила этикета
От того, как мы себя ведем, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам.
Приглашая гостей к себе на ужин, постарайтесь сообщить им об этом заранее в одно и тоже время. Иначе, тот, кто получит приглашение позже, может подумать: «Не потому ли меня позвали, что кто-то не смог прийти?» На обычный вечер, чашку чая приглашают устно или по телефону за один-три дня. На дни рождения или семейные праздники – за неделю. На особо торжественные, юбилейные вечера – письменные приглашения вручают лично в конверте или посылают по почте (за месяц до торжества). В некоторых семьях принято регулярно встречаться с родственниками, хорошими знакомыми в таких случаях специальные приглашения не требуются.
Самых первых гостей принимают хозяин и хозяйка, последних – один хозяин или взрослые дети. Гости садятся за стол только после того, как села хозяйка, поэтому, если еще что-то осталось недоделанным, все-таки сначала надо сесть за стол, чтобы гости последовали твоему примеру. За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим, спокойно принимать пищу.
· За стол следует садиться в опрятном виде, вымыв руки.
· На стуле сидеть надо прямо, не горбиться, не наклоняться низко к тарелке, не класть локти на стол, на столе могут находиться только кисти рук.
· Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. О верхний край салфетки вытирают пальцы и промокают губы. Салфетку кладут на колени, а по окончании еды – на стол слева от тарелки.
· Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, ко рту подносят слегка наискось.
· Нож держат в правой руке, вилку – в левой. Если едят одной вилкой, ее держат в правой руке. С ножом едят блюда, которые нужно резать из-за твердой консистенции. Горячее мясо отрезают понемногу, холодное нарезают на небольшие кусочки сразу всю порцию.
· Хлеб, булочки, фрукты, пироги берут руками.
· Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
· Окончив есть, приборы кладут крест-накрест.
· Прервав еду, приборы кладут параллельно друг другу.
· Есть надо спокойно, не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.
· Не принято тянуться через чужую тарелку, нужно попросить передать то, что сам достать на столе не можешь.
· Масло, икру, паштет сначала кладут к себе на тарелку, а уже потом намазывают на хлеб.
· Неприлично трогать все на блюде или вазе, выбирая себе, что получше. Берут то, что лежит с края.
· Если подают к столу какое-либо блюдо в небольшом количестве, надо взять себе столько, чтобы хватило и другим, сидящим за столом.
· Размешивая сахар, нельзя очень громко звенеть ложкой о чашку.
От того, как мы себя ведем, во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.