Модель развития дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями.
В нашей стране за последнее время произошли глобальные изменения, затронувшие различные сферы нашей жизни, в том числе социально-экономическую и политическую, но особенно существенно они повлияли на систему образования в целом. Существенно изменились цели обучения, поменялась и их направленность на развитие активной жизненной позиции личности, способной к самосовершенствованию и самореализации в социально значимой деятельности. В системе образования появилось новое явление, такое как интеграция системы общего и дополнительного образования детей, способствующие взаимодействию, как отдельных организаций, так и педагогов различных специальностей. Границы общего образования становятся узкими в рамках современных требований к образовательным результатам. Поэтому развитие общего образования стало возможным за счет потенциала дополнительного образования. Одной из форм интеграции общего и дополнительного образования можно считать сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие как ресурс развития образования – это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования. Сфера дополнительного образования детей расширяет возможности общего образования и положительно влияет на развитие образования в целом, в т.ч. на обновление его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Проблема заключается в том, что для всестороннего выполнения социального заказа ресурсов данного конкретного учреждения может быть недостаточно. Качественное и максимально полное удовлетворение запросов социума возможно через организацию межведомственного взаимодействия и сетевого партнерства с другими учреждениями и организациями. Безусловно, что желаемым результатом при объединении образовательных организаций является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. В социальном партнерстве главной составляющей является – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения и взаимообмена, как опытом, так и полученными результатами.
К примеру, проект «Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций по развитию инновационных видов технического творчества» МБУ ДО «СЮТ» г. Ревда с МАОУ «СОШ №2» обеспечит непрерывность развития технически одаренного ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям технически одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка). Проект по созданию сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждения дополнительного образования детей в ГО Ревда направлен на развитие в муниципальной системе образования инновационного направления технического творчества детей – лего-конструирования и робототехники, конструирования, моделирования, изобретательской и рационализаторской деятельности.
Необходимость разработки данного проекта обусловлена стремлением создать в образовательном пространстве ГО Ревда условия для привлечения детей к наиболее востребованным современным видам технического творчества, способствующим развитию познавательного и углубленного интереса детей к лего-конструированию, робототехнике и робототехническим устройствам, развитию их технического и логического мышления, активизации учебно-исследовательской деятельности, формированию потребности в самостоятельном получении новых знаний, осознанному выбору обучающимися будущей профессии. Объединения дополнительного образования предназначены для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
Работа объединений дополнительного образования строится на принципах природосообразности, гуманизма, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении. Зачисление обучающихся в объединение ДО осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Прием обучающихся в объединение осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения. Объединения ДО могут располагаться в основном здании школы, в зданиях СЮТ; необходимо отметить, что материально-техническое, программно-методическое, кадровое обеспечение этих объединений и контроль за их работой осуществляет МБУ ДО «СЮТ».
Предполагается развитие технического творчества путем объединения ресурсов образовательных организаций разных типов.
Целевая группа проекта - обучающиеся 6-18 лет образовательных организаций ГО Ревда: МБУ ДО «СЮТ»; МАОУ «СОШ №2»; образовательные организации городского округа.
Проект направлен на обучающихся и педагогов дополнительного образования. В рамках проекта планируется:
1) реализация данной модели позволит охватить детей инновационным техническим творчеством до 300 человек;
2) создание материально-технической базы для развития инновационного направления технического творчества – лего-конструирования и робототехники; моделирования и конструирования;
3) создание условий для методической поддержки в реализации педагогическими работниками образовательных программ технической направленности;
4) осуществление образовательной, методической, организационно-массовой деятельности по апробации и отработке новых образовательных технологий.
Важным этапом реализации данной модели является аналитический: мониторинг эффективности реализации сетевого взаимодействия, анализ результатов. Важными элементами сетевого взаимодействия являются:
– распространение педагогического опыта через проведение семинаров, мастер-классов;
– расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического опыта в условиях сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями;
– проведение методических семинаров, мастер-классов (обучающих, практико-ориентированных и др.);
– распространение педагогического опыта через публикацию на сайтах ОУ, личные сайты педагогов. При этом устанавливается многосторонняя связь между всеми участниками в рамках общей совместной деятельности. Условия сетевого партнерства образовательных организаций в системе приобретает динамический характер, теряя при этом свою повторяемость, а образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся.
Через сетевое взаимодействие с образовательными организациями деятельность по развитию технического творчества будет способствовать:
1. Созданию условий для развития инновационного направления технического творчества детей.
2. Развитию одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструкторской и изобретательской деятельности.
3. Увеличению численности воспитанников, занятых различными формами технического творчества от общей численности детей города путем расширения сферы деятельности научно-технической направленности.
4. Продвижению идеи сетевого образования, способствующей передаче полученного опыта и транслированию в другие муниципальные образования.
Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес воспитанников объединений технической направленности к выбору профессий, актуальных для нашего промышленного региона.
Благодаря активной жизненной позиции педагогов, их профессионализму, СЮТ зарекомендовала себя как надежный партнер. Учреждение востребовано на многих уровнях. «Ответственность, творческий подход, работа команды» – девиз нашего учреждения, всегда открытого для сотрудничества и взаимодействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.