Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 45»
Доклад из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников в проектной деятельности
«Природа и мы».
Воспитель: I квалификационной категории
Светлана Викторовна Борисенко
г.Биробиджан, 2024год
Доклад из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников в проектной деятельности
«Природа и мы».
Проблема всего человечества – спасение природы. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родной природы – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родной природе, побудило меня выбрать экологическое направление работы – как одно из приоритетных. Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Свою работу в этом направлении я начала сравнительно недавно, в 2017году, работая с детьми средней возрастной группы. За основу в своей работе я взяла программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
Актуальность проблемы определили выбор темы. Я сама интересуюсь литературой о природе, с удовольствием читаю книги, журналы, статьи из газет. Все это помогает больше узнать и рассказать детям. Свои знания и применяю к подготовке НОД, бесед или во время наблюдений на прогулке и в играх с детьми. Чтобы мои воспитанники в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным и заботиться о них. И если, такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой, тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Тема экологического воспитания актуальна, по тому что, экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. И первым этапом этой системы является дошкольное экологическое воспитание.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Проекты – это познавательные путешествия. Здесь есть и развлекательные дороги, и возможность принятия решения. И удаются проекты, как правило, так как дети могут разделить друг с другом радость открытия, встретиться с неизвестным, проявить фантазию и творческие способности.
Как руководитель проектов, я стремлюсь сопровождать деятельность детей и выступает в роли консультанта, мотивирует и поддерживает детей. Стараюсь не доминировать при осуществлении проекта. Это нелегко, особенно если у педагога есть много идей и решений. С другой стороны, необходимо провести большую подготовительную работу, чтобы предоставить детям возможность осуществить их планы. В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей и знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проекты помогают развивать у дошкольников: 1.Творческие способности. 2.Умение наблюдать, слушать. 3.Воображение, внимание, память, речь. 4.Мышление. 5.Навыки обобщения и анализа. 6.Способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее. 7.Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей. Мною разработаны экологические проекты:
«Огород на окне»
Цель: формировать экологические представления детей об овощных культурах(огурцы, перец), зернобобовой культуре(горох) в процессе выращивания из семян.
«Первый снег»
Цель: исследовать, что такое снег, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни».
Задачи:
- Закрепить знания, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый, обогатить речь детей описательными прилагательными).
-Узнать когда и откуда падает снег.
-Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращаются в воду; если воду покрасить, то она станет цветной; на морозе вода замерзает и превращается в цветной лед.
-Определить чистоту снега и талой воды.
- Рассмотреть форму снежинок (сравнить одинаковые ли они).
- Познакомиться со снежными играми.
- Познакомиться со стихотворными и музыкальными произведениями о снеге.
-Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, прозрачный, бесцветный; Привлекать родителей к совместной деятельности.
-Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
Продукты проекта:
- Альбом «Такие разные снежинки»
- Фотоальбом «Наш опыты»
- Презентация проекта
В результате реализации проекта у детей появится определённый запас знаний о снеге, и что самое главное, знания эти будут получены в ходе непосредственного участия самого ребенка.
Проект способствовал укреплению здоровья детей, совершенствованию двигательной активности детей.
Реализация этого проекта принесла не только знания, но и массу положительных эмоций воспитанникам!
«Домашние животные»
Цель проекта: Привлечь внимание детей к миру домашних питомцев, обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи проекта:
1.Уточнить, расширить представления детей о домашних питомцах, их внешнем виде, разнообразии, образе жизни, особенностях поведения, питании, содержании, роли и пользе в жизни человека.
2. Воспитывать доброе отношение к животным, наблюдательность, любознательность, умение видеть красоту животного мира, творческие способности, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, учить соблюдать правила безопасного поведения при общении с животными, формировать осознанное и ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.
3.Активизировать и обогатить словарь детей старшего дошкольного возраста по данной теме.
4.Знакомить с
художественной литературой о жизни домашних животных.5. Разработать план
взаимодействия с родителями по формированию духовно-нравственных ценностей у
детей старшего дошкольного возраста.
6.Подвести итоги проделанной работы.
Продукты проекта:
1.Выставка детского творчества: рисунки, поделки, аппликации о домашних животных.
2.Изготовление масок домашних животных для игр.
3.Изготовление стенгазеты «Наши питомцы».
4.Участие в акции «Помоги животным приюта».
5.Фото отчет по проекту.
По окончанию реализации проекта, я могу отметить, что проект пополнил знания детей об особенностях домашних питомцев, их роли в жизни человека, подчеркнул необходимость гуманного отношения к животным. Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из разных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение. Активное участие родителей в реализации проекта позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно - образовательному процессу.
«Видишь птицы прилетели, знать весна на самом деле»
Цель проекта: Воспитание любви к природе, представление о перелетных птицах; знакомство с особенностями внешнего вида и образа жизни птиц. Задачи проекта: 1. Уточнить, расширить элементарные представления о перелетных птицах, желание беречь и заботится о братьях наших меньших. 2. Развивать умение создавать условия для проживания птиц и закрепить правила поведения в местах гнездования. 3. Расширять словарь за счет существительных (грач, скворец, ласточка, соловей, скворечник, прилагательных (перелетные, птичьи, глаголов (возвращаться откладывать, вылупляться защищать, заботиться). 4. Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми . 5.Подвести итоги проделанной работы.
Продукты проекта: 1.Выставка детского творчества :поделки, рисунки, аппликации о перелетных птицах. 2.Изготовление и вывешивание скворечников. 3.Изготовление стенгазеты «Птицы нашего города» 4.Участие в акции «С каждого по зернышку» 5.Коллективная работа с использованием нетрадиционной технике - ниткография «Птицы прилетели» 6.Изготовление 3d книжка «Наши пернатые друзья» 7.Фотоотчет по проекту.
По реализации проекта были получены следующие результаты: у детей проявился интерес к перелетным птицам; ребята много узнали интересного из жизни перелетных птиц и проявили желание заботиться о пернатых. К проекту были привлечены родители: построили скворечники, принимали участие в акции и в оформлении стенгазеты.
Проектная деятельность, таким образом, становится интенсивным, перспективным и длительным процессом, в течении которого дети все глубже прорабатывают тему и интегрируют ее в широкий контекст. Каждый проект в значительной степени затрагивает неизвестные ранее области, изучая, и открывая которые, мы идем по пути поступательного сетевого обучения: каждый предмет или явление открывается нам полностью лишь в том случае, если мы рассматриваем его под разными углами зрения. Ни один предмет или явление не существует обособленно, он находится в определенной взаимосвязи с другими предметами и явлениями и поэтому всегда является частью единого целого. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.
Проводимая мной работа дала положительный результат и отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я считаю, что привила детям любовь к природе и бережное отношение к всему живому.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.