Значение особенности нравственно-духовных ценностей
Оценка 4.7

Значение особенности нравственно-духовных ценностей

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитание
3 кл—7 кл
23.10.2020
Значение особенности нравственно-духовных ценностей
Значение и особенности нравственно-духовных ценностей.docx

ГККП ДО №15 «Жидек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему

«Значение и особенности нравственно-духовных ценностей

в жизни дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Бондарева Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актобе 2020г.

Теория.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

            В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. 

            Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 

            Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственно-духовные ценности для дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. 

            Другими словами, нравственно-духовное  воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

            В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. 

            Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

            Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

            Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в привитии детям нравственно- духовных ценностей дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. 

            Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. 

            Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии ( сочувствию). Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

            По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды , друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

            Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. 

 

Практика.

            1.Ценность : любовь.

Качества: дружелюбие, позитив, добро.

Круг радости «Скажи хорошее о друге»

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать  не более двух детей.

2. Минутка тишины.

Ценность: ненасилие.

Качества: не причинение вреда, сострадание, поддержка.

 

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

3. Элемент занятия «Самопознание».

Ценность: праведное поведение.

Качества: ответственность, доброта, благодарность.

Видите, на столе у меня пустая прозрачная ваза. Она похоже на нашу Землю, такая же круглая, большая. Мы живем с вами в прекрасном мире, где сияет солнышко, цветут красивые цветы, зеленеет травка, порхают бабочки. Наш мир наполнен добротой, лаской и живут такие хорошие, добрые ребятки, как вы. Еще у меня есть шарики, смотрите какие они разноцветные: синие, красные, желтые, зеленые, как их много. Но эти шарики волшебные. Давайте громко, все вместе, скажем каждый своему шарику добрые слова «Я очень милый, послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я очень хороший!!»

Теперь наполним нашу вазу волшебными шариками. Ребята, посмотрите какая стала наша ваза! Она была пустая, а теперь разноцветная, красивая. А от ваших слов она наполнилась любовью и добротой. Любите всех и будьте любимы!

 

 

 

 


 

ГККП ДО №15 «Жидек»

ГККП ДО №15 «Жидек»

Теория. Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер

Теория. Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер

Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы

Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы

Ценность: праведное поведение

Ценность: праведное поведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2020