Сформированность механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия у дошкольников и младших школьников
Проба на реципрокную координацию (А.Р. Лурия).
Проба на реципрокную координацию направлена на выявление сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия, координации движений. Данная проба проводится с 4 лет, она понятна детям, проводится очень быстро, в игровой форме.
Ход выполнения: исследователь кладет на стол обе кисти, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.
Критерии
балловых оценок:
0 баллов – плавные двуручные движения.
0,5 баллов – замедленное вхождение в задание, или неполное сжимание и распрямление
ладони, или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из
симптомов)
1 балл – несколько указанных выше симптомов одновременно.
1,5 балл – отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после
указания на ошибку.
2 балла – отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной
коррекцией после указания на ошибку.
3 балла – невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение
(уподобление).
Проба на реципрокную координацию *
(Ладонь – кулак)
Фамилия, имя ________________________________________ Возраст __________________
Дата обследования ___________________________
Балл |
Проба |
Выполнение |
0 |
Плавные двуручные движения |
|
0,5
Один из симптомом |
- Замедленное вхождение в задание - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное , напряженное, но координированное выполнение |
|
1 Несколько симптомов одновременно |
- Замедленное вхождение в задание - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное , напряженное, но координированное выполнение |
|
1,5 |
Отставание одной руки или поочередное выполнение с координацией после указания на ошибку |
|
2 |
Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной координацией после указания на ошибку |
|
3 |
Невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление) |
|
Исследование моторики и координации движений у детей
Методика состоит из двух основных разделов.
Раздел 1. Задания на ходьбу по линии и удерживание равновесия.
Раздел 2. Задания на чередование движений конечностей.
Результаты выполнения оцениваются в баллах. Во время обследования в таблицах отмечаются оценки за выполнение каждого задания, затем эти оценки суммируются. Рассчитывают три оценки: за выполнение заданий раздела 1, заданий раздела 2 и общая оценка. Кроме того, в разделе 2 регистрируется время выполнения 20 последовательных движений.
№ |
Задание |
Избыточные движения: 0 баллов – нет 1 балл - есть |
Оценка
в баллах |
1 |
Ходьба на носках, руки опущены вниз |
0 1 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
2 |
Ходьба на пятках, руки опущены вниз |
0 1 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
3 |
Ходьба приставными шагами вперед. Пятка ставится к носку, руки разведены в стороны |
0 1 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
4 |
Ходьба приставными шагами назад (спиной), носок ставится к пятке, руки разведены в стороны |
0 1 |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
Задания на ходьбу по линии и на удержание равновесия
Для проведения необходима четко обозначенная на полу линия шириной 5 см и длиной 2,5 – 3 м. Ребенок должен быть в легкой обуви с мягкой подошвой или без обуви в носках. Сначала ребенку дается первая попытка для тренировки; оценка ставится по результатам второй попытки при выполнении 10 шагов. Шаги не должны быть слишком большими . Фиксируются избыточные движения (вспомогательные, балансирующие движения руками) и число ошибок (отступлений от линии). В 1 и 2 пробах ошибкой считается также опора на всю подошвенную поверхность стопы, в 3 и 4 – промежуток между пяткой и носком. За избыточные движения и каждую ошибку начисляется по 1 баллу.
В заданных позах необходимо удерживать равновесие в течении 20 с (время фиксируется секундомером). В зависимости от времени, на протяжении которого ребенок способен удерживать равновесие, в правом столбце выставляется соответствующая оценка (в баллах):
0 баллов – 20 и более секунд;
1 балл – от 15 до 19 секунд;
2 балла – от 10 до 14 секунд;
№ |
Задание |
Избыточные движения 0 баллов – нет 1 балл - есть |
Оценка в баллах |
|||
20 с |
19-15 с |
14-10 с |
9-0 с |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Проба
Ромберга (ступни ставятся рядом, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы
разведены): |
0 1 |
|
|
|
|
2 |
Усложненная
проба Ромберга (пятка приставлена к носку, глаза закрыты, руки вытянуты
вперед, пальцы разведены): |
0 1 |
|
|
|
|
3 |
Стояние на правой ноге (руки опущены вниз, левая нога поднята и согнута в колене): а)
вспомогательные установки рук; |
0 1 |
|
|
|
|
4 |
Стояние на левой ноге (руки опущены вниз, правая нога поднята и согнута в колене): а)
вспомогательные установки рук; |
0 1 |
|
|
|
|
3 балла – от 0 до 9 секунд.
В столбце «избыточные движения» фиксируются вспомогательные установки рук, тенденция к падению, за наличие которых начисляется по 1 баллу.
Задания на чередование движений конечностей
Ребенок и исследователь сидят на стульях напротив друг друга. Высота стула для ребенка должна быть подобрана в соответствии с его ростом, так чтобы его ступни касались пола своей поверхностью. Каждая серия движений сначала показывается ребенку, а затем воспроизводится им для тренировки. Ребенку объясняют, что он должен ритмично повторять движение много раз и делать это так быстро, как только возможно. Оцениваются время (с помощью секундомера) и качество выполнения 20 последовательных движений. Отмечается наличие синкинезий (одновременных лишних движений), гиперметрии (избыточности движений по амплитуде) и дизритмии (нарушений ритма при повторении движений):
0 баллов – нет
1 балл – есть.
Виды синкинезий: сопутствующие движения головой и других конечностей, орофациальные – сокращения мышц лица (мимических) и мышц вокруг рта, зеркальные – аналогичные движения в противоположной конечности.
№ |
Задание |
Время выполнения в секундах |
Движения головы, конечностей |
Орофациальные |
Зеркальные |
Гипермертрия движений |
Дизритмия движений |
1 |
Постукивание носком стопы о пол: справа слева |
|
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
2 |
Хлопки ладонью по колену: справа слева |
|
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
3 |
Удары указательным пальцем о большой палец: справа слева |
|
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
4 |
Последовательные удары 2 – 5-го пальцев о большой палец справа слева |
|
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
0 1 |
Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых мальчиков, М ± σ
(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)
Исследованные показатели |
5-6 лет, n = 19 |
7-8 лет, n = 34 |
9-10 лет n = 28 |
11-12 лет n = 42 |
13-14 лет n = 46 |
Оценка (в баллах) |
|||||
Общая сумма баллов |
26,6±4,6 |
16,4±0,1 |
10,0±6,0 |
9,9±4,6 |
8,0±4,0 |
Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие |
11,3±4,9 |
5,8±3,1 |
3,5±2,7 |
4,1±2,3 |
2,6±1,9 |
Раздел 2. Задание на чередование движений |
15,7±5,3 |
10,6±5,0 |
6,7±5,6 |
6,0±3,1 |
5,4±3,3 |
Время выполнения 20 последовательных движений (в сек) |
|||||
Постукивания носком стопы справа слева |
9,5±2,4 9,2±2,0 |
8,0±2,0 8,3±2,2 |
6,9±1,5 6,9±1,2 |
6,5±1,5 6,9±1,8 |
6,2±1,5 6,2±1,7 |
Хлопки ладонью по колену справа слева |
7,3±1,4 7,3±1,1 |
7,3±2,0 7,0±2,1 |
5,3±1,5 5,2±1,7 |
6,1±1,5 6,3±1,7 |
6,0±1,5 6,0±1,6 |
Удары указательного пальца о большой палец справа слева |
8,1±1,3 8,1±1,4 |
7,5±1,5 7,4±1,8 |
6,5±1,4 6,3±1,7 |
6,3±1,4 6,4±2,1 |
5,8±1,4 5,7±1,5 |
Последовательные удары 2-5 пальцев о большой палец справа слева |
15,4±4,0 16,3±4,4 |
14,0±2,8 13,9±3,4 |
11,9±3,0 11,3±3,5 |
8,4±1,8 7,7±2,1 |
7,4±2,0 7,1±2,3 |
Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых девочек, М ± σ
(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)
Исследованные показатели |
5-6 лет, n = 25 |
7-8 лет, n = 28 |
9-10 лет n = 20 |
11-12 лет n = 42 |
13-14 лет n = 47 |
Оценка (в баллах) |
|||||
Общая сумма баллов |
22,7±8,9 |
14,2±6,0 |
9,1±5,5 |
7,6±4,1 |
7,6±4,1 |
Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие |
10,3±7,1 |
5,1±4,4 |
4,2±3,1 |
3,6±2,3 |
2,7±2,2 |
Раздел 2. Задание на чередование движений |
12,4±5,3 |
9,0±4,1 |
4,9±3,8 |
4,0±2,9 |
3,6±2,5 |
Время выполнения 20 последовательных движений (в сек) |
|||||
Постукивания носком стопы справа слева |
8,9±2,8 8,7±2,6 |
8,0±2,0 7,5±1,1 |
6,9±1,5 6,5±1,3 |
6,5±1,5 6,8±1,6 |
6,2±1,5 6,0±1,6 |
Хлопки ладонью по колену справа слева |
7,2±1,2 7,0±1,1 |
6,5±1,4 6,4±1,5 |
5,8±1,6 5,5±1,5 |
6,4±1,7 6,6±1,8 |
5,9±1,6 6,1±1,8 |
Удары указательного пальца о большой палец справа слева |
7,9±1,7 7,6±1,7 |
7,7±1,6 7,7±1,8 |
6,0±1,8 6,1±1,6 |
6,6±1,4 6,3±1,5 |
6,2±1,3 5,9±1,4 |
Последовательные удары 2-5 пальцев о большой палец справа слева |
15,2±3,3 15,4±3,8 |
12,9±2,9 12,6±3,4 |
9,3±3,2 9,0±3,3 |
7,8±1,5 7,6±1,8 |
7,0±1,5 6,6±1,4 |
Литература:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.