Сформированность механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия у дошкольников и младших школьников

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Серийная организация движений и межполушарное взаимодействие.docx

Сформированность механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия у дошкольников и младших школьников

 

Проба на реципрокную координацию (А.Р. Лурия).

Проба на реципрокную координацию направлена на выявление сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия, координации движений. Данная проба проводится с 4 лет, она понятна детям, проводится очень быстро, в игровой форме.

Ход выполнения: исследователь кладет на стол обе кисти, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.

Критерии балловых оценок:
0 баллов – плавные двуручные движения.
0,5 баллов – замедленное вхождение в задание, или неполное сжимание и распрямление ладони, или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из симптомов)
1 балл – несколько указанных выше симптомов одновременно.
1,5 балл – отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после указания на ошибку.
2 балла – отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку.
3 балла – невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление).


Проба на реципрокную координацию *

(Ладонь – кулак)

Фамилия, имя ________________________________________ Возраст __________________

Дата обследования ___________________________

Балл

Проба

Выполнение

0

Плавные двуручные движения

 

0,5

 

Один из симптомом

- Замедленное вхождение в задание

 - неполное сжимание и распрямление ладони

- замедленное , напряженное, но координированное выполнение

 

1

Несколько симптомов одновременно

- Замедленное вхождение в задание

 - неполное сжимание и распрямление ладони

- замедленное , напряженное, но координированное выполнение

 

1,5

Отставание одной руки или поочередное выполнение с координацией после указания на ошибку

 

2

Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной координацией после указания на ошибку

 

3

Невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление)

 

 

 

 

 


Исследование моторики и координации движений у детей

Методика состоит из двух основных разделов.

Раздел 1. Задания на ходьбу по линии и удерживание равновесия.

Раздел 2. Задания на чередование движений конечностей.

Результаты выполнения оцениваются в баллах. Во время обследования в таблицах отмечаются оценки за выполнение каждого задания, затем эти оценки суммируются. Рассчитывают три оценки: за выполнение заданий раздела 1, заданий раздела 2 и общая оценка. Кроме того, в разделе 2 регистрируется время выполнения 20 последовательных движений.

Задание

Избыточные движения:

0 баллов – нет

1 балл - есть

Оценка в баллах
(число ошибок)

1

Ходьба на носках, руки опущены вниз

0       1

0 1 2 3 4 5 6 7

2

Ходьба на пятках, руки опущены вниз

0       1

0 1 2 3 4 5 6 7

3

Ходьба приставными шагами вперед. Пятка ставится к носку, руки разведены в стороны

0       1

0 1 2 3 4 5 6 7

4

Ходьба приставными шагами назад (спиной), носок ставится к пятке, руки разведены в стороны

0       1

0 1 2 3 4 5 6 7

Задания на ходьбу по линии и на удержание равновесия

Для проведения необходима четко обозначенная на полу линия шириной 5 см и длиной 2,5 – 3 м. Ребенок должен быть в легкой обуви с мягкой подошвой или без обуви в носках. Сначала ребенку дается первая попытка для тренировки; оценка ставится по результатам второй попытки при выполнении 10 шагов. Шаги не должны быть слишком большими . Фиксируются избыточные движения (вспомогательные, балансирующие движения руками) и число ошибок (отступлений от линии). В 1 и 2 пробах ошибкой считается также опора на всю подошвенную поверхность стопы, в 3 и 4 – промежуток между пяткой и носком. За избыточные движения и каждую ошибку начисляется по 1 баллу.

 

В заданных позах необходимо удерживать равновесие в течении 20 с (время фиксируется секундомером). В зависимости от времени, на протяжении которого ребенок способен удерживать равновесие, в правом столбце выставляется соответствующая оценка (в баллах):

0 баллов – 20 и более секунд;

1 балл – от 15 до 19 секунд;

2 балла – от 10 до 14 секунд;

Задание

Избыточные движения

0 баллов – нет

1 балл - есть

Оценка в баллах

20 с

19-15 с

14-10 с

9-0 с

0

1

2

3

1

Проба Ромберга (ступни ставятся рядом, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены):
а) вспомогательные установки рук;
б) тенденция к падению

0           1

 

 

 

 

2

Усложненная проба Ромберга (пятка приставлена к носку, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены):
а) вспомогательные установки рук;
б)тенденция к падению

0           1

 

 

 

 

3

Стояние на правой ноге (руки опущены вниз, левая нога поднята и согнута в колене):

а) вспомогательные установки рук;
б)тенденция к падению

0           1

 

 

 

 

4

Стояние на левой ноге (руки опущены вниз, правая нога поднята и согнута в колене):

а) вспомогательные установки рук;
б)тенденция к падению

0           1

 

 

 

 

3 балла – от 0 до 9 секунд.

В столбце «избыточные движения» фиксируются вспомогательные установки рук, тенденция к падению, за наличие которых начисляется по 1 баллу.

 


Задания на чередование движений конечностей

Ребенок и исследователь сидят на стульях напротив друг друга. Высота стула для ребенка должна быть подобрана в соответствии с его ростом, так чтобы его ступни касались пола своей поверхностью. Каждая серия движений сначала показывается ребенку, а затем воспроизводится им для тренировки. Ребенку объясняют, что он должен ритмично повторять движение много раз и делать это так быстро, как только возможно. Оцениваются время (с помощью секундомера) и качество выполнения 20 последовательных движений. Отмечается наличие синкинезий (одновременных лишних движений), гиперметрии (избыточности движений по амплитуде) и дизритмии (нарушений ритма при повторении движений):

0 баллов – нет

1 балл – есть.

Виды синкинезий: сопутствующие движения головой и других конечностей, орофациальные – сокращения мышц лица (мимических) и мышц вокруг рта, зеркальные – аналогичные движения в противоположной конечности.

Задание

Время выполнения в секундах

Движения головы, конечностей

Орофациальные

Зеркальные

Гипермертрия движений

Дизритмия движений

1

Постукивание носком стопы о пол:

справа

слева

 

0    1

0    1

0    1

0    1

0    1

2

Хлопки ладонью по колену:

справа

слева

 

0    1

0    1

0    1

0    1

0    1

3

Удары указательным пальцем о большой палец:

справа

слева

 

0    1

0    1

0    1

0    1

0    1

4

Последовательные удары 2 – 5-го пальцев о большой палец

справа

слева

 

0    1

0    1

0    1

0    1

0    1


Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых мальчиков, М ± σ

(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)

Исследованные показатели

5-6 лет,

n = 19

7-8 лет,

n = 34

9-10 лет

n = 28

11-12 лет

n = 42

13-14 лет

n = 46

Оценка (в баллах)

Общая сумма баллов

26,6±4,6

16,4±0,1

10,0±6,0

9,9±4,6

8,0±4,0

Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие

11,3±4,9

5,8±3,1

3,5±2,7

4,1±2,3

2,6±1,9

Раздел 2. Задание на чередование движений

15,7±5,3

10,6±5,0

6,7±5,6

6,0±3,1

5,4±3,3

Время выполнения 20 последовательных движений (в сек)

Постукивания носком стопы

справа

слева

 

9,5±2,4

9,2±2,0

 

8,0±2,0

8,3±2,2

 

6,9±1,5

6,9±1,2

 

6,5±1,5

6,9±1,8

 

6,2±1,5

6,2±1,7

Хлопки ладонью по колену

справа

слева

 

7,3±1,4

7,3±1,1

 

7,3±2,0

7,0±2,1

 

5,3±1,5

5,2±1,7

 

6,1±1,5

6,3±1,7

 

6,0±1,5

6,0±1,6

Удары указательного пальца о большой палец

справа

слева

 

 

8,1±1,3

8,1±1,4

 

 

7,5±1,5

7,4±1,8

 

 

6,5±1,4

6,3±1,7

 

 

6,3±1,4

6,4±2,1

 

 

5,8±1,4

5,7±1,5

Последовательные удары 2-5 пальцев о большой палец

справа

слева

 

 

15,4±4,0

16,3±4,4

 

 

14,0±2,8

13,9±3,4

 

 

11,9±3,0

11,3±3,5

 

 

8,4±1,8

7,7±2,1

 

 

7,4±2,0

7,1±2,3

 

Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых девочек, М ± σ

(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)

 

Исследованные показатели

5-6 лет,

n = 25

7-8 лет,

n = 28

9-10 лет

n = 20

11-12 лет

n = 42

13-14 лет

n = 47

Оценка (в баллах)

Общая сумма баллов

22,7±8,9

14,2±6,0

9,1±5,5

7,6±4,1

7,6±4,1

Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие

10,3±7,1

5,1±4,4

4,2±3,1

3,6±2,3

2,7±2,2

Раздел 2. Задание на чередование движений

12,4±5,3

9,0±4,1

4,9±3,8

4,0±2,9

3,6±2,5

Время выполнения 20 последовательных движений (в сек)

Постукивания носком стопы

справа

слева

 

8,9±2,8

8,7±2,6

 

8,0±2,0

7,5±1,1

 

6,9±1,5

6,5±1,3

 

6,5±1,5

6,8±1,6

 

6,2±1,5

6,0±1,6

Хлопки ладонью по колену

справа

слева

 

7,2±1,2

7,0±1,1

 

6,5±1,4

6,4±1,5

 

5,8±1,6

5,5±1,5

 

6,4±1,7

6,6±1,8

 

5,9±1,6

6,1±1,8

Удары указательного пальца о большой палец

справа

слева

 

 

7,9±1,7

7,6±1,7

 

 

7,7±1,6

7,7±1,8

 

 

6,0±1,8

6,1±1,6

 

 

6,6±1,4

6,3±1,5

 

 

6,2±1,3

5,9±1,4

Последовательные удары 2-5 пальцев о большой палец

справа

слева

 

 

15,2±3,3

15,4±3,8

 

 

12,9±2,9

12,6±3,4

 

 

9,3±3,2

9,0±3,3

 

 

7,8±1,5

7,6±1,8

 

 

7,0±1,5

6,6±1,4

 

Литература:

  1. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб., 2008
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005.

 

Скачано с www.znanio.ru