Шахматы как средство воспитания личности
Оценка 4.6

Шахматы как средство воспитания личности

Оценка 4.6
docx
13.06.2023
Шахматы как средство воспитания личности
Шахматы как средство воспитания личности.docx

Гущенко Любовь Петровна,

начальник учебного отдела

МБОУ ДОД ДЮШЦ «Маэстро»

Новосибирская область, г. Бердск,

высшая квалификационная категория

 

 

Шахматы как средство воспитания личности

(из опыта работы ДЮШЦ «Маэстро»)

В современной педагогической литературе воспитание рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально-значимых ценностей и социально-адекватных приемов поведения.

Воспитательную составляющую дополнительного образования, с моей точки зрения, как и собственно само дополнительное образование нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и общем образовании.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности).

В нашем учреждении дополнительного образования, в шахматном центре «Маэстро», уже более 25 лет воспитание личности осуществляется в формировании основ профессионального воспитания, основ социального воспитания.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения обучающихся:

-культура организации своей деятельности;

-уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

-адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов (турнирный опыт);

-понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность, к тому же шахматы — это модель жизни).

Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения обучающихся:

-коллективная ответственность;

-формирование навыка взаимоотношений в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-толерантность;

-стремление к самореализации социально адекватными способами;

-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

-развитие потребности в здоровом образе жизни;

-приобретение устойчивой шахматной формы;

-соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида, культуры ведения шахматной игры).

Так как воспитание является долговременным и непрерывным процессом, то результаты своей деятельности мы видим в наших выпускниках, которые стали успешными в семейной жизни, трудовой деятельности, либо в тех выпускниках, которые связали свою жизнь с шахматной игрой.

К дополнительному образованию в настоящее время общество предъявляет такое требование как повышение его конкурентоспособности и социализации в обществе, то есть «от человека знающего – к человеку умеющему».

Таким образом, одним из направлений развития воспитательной работы является сохранение традиций и преемственности в работе, создание традиции по обновлению содержания, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и на основе сотрудничества с различными учреждениями – субъектами социокультурной среды.

Традиционно именно система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс обучение, воспитание и творческое развитие личности ребенка, особенностями которых является создание атмосферы доброжелательности, партнерские отношения педагога и обучающихся.

Процесс воспитания становится целенаправленным, индивидуально-творческим, целостным, способствующим формированию здорового образа жизни обучающихся, дающий возможность педагогам научить их ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под влиянием которых и формируется личность, готовая к участию в общественно-экономической жизни страны.

В этом случае меняются цели и задачи в деятельности педагогов, пересматривается их функционал, то есть педагог оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем объединении и в учреждении в целом.

Поэтому одним из основных направлений обновления содержания воспитания должно стать повышение профессионализма педагогов, их компетентности.

К педагогам дополнительного образования в этой новой модели профессиональной готовности к работе с детьми предъявляются следующие требования - это умение общаться с обучающимися «на их языке», поддерживая интерес к тому, чем они занимаются, стимулировать максимальное самовыражение, создать условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития, реализации творческого потенциала.

Цель и содержание воспитательного процесса в шахматном центре «Маэстро» раскрываются через содержание дополнительных общеразвивающих программ по обучению игре в шахматы дошкольников и младших школьников, а также программы «Шахматы» (углубленный уровень) и педагогических технологий.

Их реализация в учреждении нацелена на содействие социальной адаптации, профориентации и повышения конкурентоспособности на рынке труда. Дополнительные общеразвивающие программы способствуют выполнению социального заказа в сфере дополнительного образования: наш выпускник должен быть социально адаптированным, а учреждение и педагоги – конкурентоспособными.

Основным средством реализации воспитательной системы является создание и функционирование специфической воспитательной среды, под которой понимаются педагогически целесообразно организованная форма и время жизнедеятельности ребенка в учреждении, где происходит его личностное развитие и самоутверждение, - это воспитательная среда, учебное занятие, детское объединение, работа с родителями.

Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых проходит процесс воспитания и с которым выступают во взаимодействие включенные в него люди.

Спецификой осуществления воспитательного процесса в шахматном центре «Маэстро» как в учреждении дополнительного образования является создание воспитательной среды, в которой обучающийся научится уважительному и продуктивному взаимодействию с другими людьми и получит опыт социально-значимой коллективной деятельности.

Виды, формы и содержание деятельности: формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное действие осуществляется незаметно (турниры, соревнования, фестивали), формы прямого открытого воспитательного воздействия, где педагог формирует общественно значимое свойство личности (проектная деятельность, разбор партий, рейтинг личных и командных достижений).

Учебное занятие отражает специфику системы дополнительного образования, являясь структурным элементом всего образовательного процесса учреждения, основной формой его организации и реализации важных задач воспитания в учебных группах ДЮШЦ «Маэстро».

Во время занятия обучающийся и педагог выступают равноправными участниками процесса получения новых знаний, происходит развитие личности ребенка, его социализация, совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога.

Реализация педагогами воспитательного компонента занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, развития их творческого потенциала.

В дополнительных общеразвивающих программах указаны воспитательные задачи, возможные виды и формы деятельности в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью.

Педагоги выстраивают индивидуальные образовательные маршруты для одаренных обучающихся, применяя наиболее продуктивные формы (дистанционное обучение, гибридная форма проведения соревнований и т.д.).

Взаимодействие с образовательными организациями города осуществляется в организации дополнительного образования детей; внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образовании; в организации и проведении шахматных турниров различного уровня.

В шахматном центре «Маэстро» деятельность обучающихся по освоению дополнительных общеразвивающих программ осуществляется в разновозрастных детских объединениях (учебных группах) – традиционной формы объединений детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного учебного курса по обучению игре в шахматы.

В «Маэстро» действуют 112 детских объединений по физкультурно-спортивной  направленности. Содержание деятельности воспитательной работы каждого объединения (учебной группы) учреждения определяется приоритетными направлениями государственной образовательной политики в области дополнительного образования, особенностями региональной и муниципальной образовательной и культурной политики, памятными событиями, традициями, государственными и народными праздниками, в соответствии со спортивным календарным планом ДЮШЦ “Маэстро”, составленным с учетом Всероссийского спортивного календаря и календаря шахматной федерации НСО.

В учреждении есть свои традиции. На протяжении многих лет в «Маэстро» проводятся турниры, посвященные памяти педагогам «Маэстро», шахматистам Бердска. В их числе шахматные турниры памяти педагога и организатора Валентина Павловича Батанова (ноябрь), главного конструктора ОАО БЭМЗ Калиниченко Константина Васильевича (декабрь), первого шахматного педагога Бердска, фронтовика Плавских Дмитрия Романовича (май), Мемориал Агафонова Виктора Егоровича «Шахматные надежды» (октябрь).

Не менее важной составляющей воспитательного процесса стало проведение матча-турнира "Связь поколений", который проводится с 2014 года. Мы дорожим подобными встречами, понимая, что "ветераны" могут передать нашим детям не только знания, не только свой богатый опыт, но и поделиться с ними своим рыцарским отношением к шахматам, которое царило раньше в нашей игре и которое легко может быть утрачено в наши годы.

Согласно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» система дополнительного образования является составляющей всей системы образования, при этом семья выступает не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.

Таким образом, одним из важных направлений работы нашего учреждения является взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка.

Стараемся, чтобы взаимодействие педагогов и родителей обучающихся было направленно на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, и с учетом этого выбирать направления и формы воспитательной работы.

Суть взаимодействия педагогического коллектива «Маэстро» и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Сотрудничество ДЮШЦ «Маэстро» и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы всего педагогического коллектива.

Педагоги шахматного центра на местах создают новые системы для реализации воспитательной компоненты в практике преподавания и обучения физкультурно-спортивной направленности. Всё это для того, чтобы наши выпускники были не только востребованными специалистами на рынке труда в будущем, могли извлекать необходимую информацию самостоятельно и использовать её в жизненных ситуациях, но и быть мобильными в вопросах перепрофилирования профессии. Ведь мир не стоит на месте…

И как сказал 9-ый чемпион мира по шахматам,  Мастер FIDE по шахматам Ян Джумагалиев: «Никто не пожалеет о времени, отданном Шахматам, ибо они помогут в любой профессии. И важно понимать, что навыки остаются с каждым человеком навсегда. Они прорастают в сознании человека. От них невозможно избавиться, даже если захочешь. Шахматы формируют человека как личность, и не так важно станет ли ребенок или взрослый профессиональным шахматистом, или же останется на уровне любителя – шахматы оставят свой отпечаток, очень приятный и суперполезный».

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года (включает все изменения до 6 февраля 2020 г).

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».

4. Примерная программа воспитания и пакет методических материалов по ее разработке.

5. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации/ Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2016.- 192 с.

6. Поволяева М.Н., Попова И.Н. Дополнительные образовательные программы нового поколения и оценка их результативности. Монография. – М.: ООО «Новое образование», С.-Пб.: Свое издательство, 2017. – 80 с. (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).

7. Попова И.Н. Курс «Дополнительные общеразвивающие программы нового поколения: от разработки до реализации и оценки эффективности».

 

 


 

Гущенко Любовь Петровна, начальник учебного отдела

Гущенко Любовь Петровна, начальник учебного отдела

Традиционно именно система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс обучение, воспитание и творческое развитие личности ребенка, особенностями которых является создание…

Традиционно именно система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс обучение, воспитание и творческое развитие личности ребенка, особенностями которых является создание…

Реализация педагогами воспитательного компонента занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, развития их творческого потенциала

Реализация педагогами воспитательного компонента занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, развития их творческого потенциала

Сотрудничество ДЮШЦ «Маэстро» и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы всего педагогического коллектива

Сотрудничество ДЮШЦ «Маэстро» и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы всего педагогического коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023