Шанс - викторина: "Правовой калейдоскоп".

  • Контроль знаний
  • docx
  • 27.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Шанс - викторина: "Правовой калейдоскоп". Цель: формирование правовой культуры младших школьников.
Иконка файла материала Правовой коллейдоскоп.docx

Шанс - викторина: "Правовой калейдоскоп".

Цель: формирование правовой культуры младших школьников.

Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о правах и обязанностях, об элементарных правовых понятиях.
2. Развивать способность к анализу правовых ситуаций

3. Формировать навык коллективного общения и активности.
4. Воспитывать начальную правовую грамотность, также положительные эмоции, связанные с правовой культурой.

5. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание стихов.

 

Ход мероприятия

 

Ребята делятся на 2 команды (Мальчики и девочки). Правила викторины: за выполненные задания, правильные ответы ребята получают жетоны. Победителем считается команда, набравшая большее количество жетонов.

 

Орг. момент:

 

Песня о правах «АБВГДейка».

-Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? (о наших правах)

-А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. (Правила, по которым живут люди.)

Ребята, прежде чем начать нашу викторину давай проверим ваше настроение.

Настроение у нас – отличное,

А улыбка – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Нам игру начинать пора.

 

Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:

·        уважение к тому, кто говорит;

·        не смеяться над высказываниями других;

·        правило поднятой руки.

Уважаемые гости! Дорогие ребята, гости, все мы являемся гражданами Республики Казахстан, это значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции Республики Казахстан.

Итак мы рады приветствовать всех участников шанс-викторины «Правовой калейдоскоп».  Что такое шанс? (Ответы детей)

Ребята, это значит, что у вас обязательно будут подсказки!

Игра «Правовой калейдоскоп» по данной теме начинается. Сегодня у нас играют две команды. Познакомьтесь! Встречайте команда «Умники» и команда «Умницы».

Девизы для команд: «Мы умницы, а это значит. Сопутствует во всем удача»;

                                    «Умным не страшны преграды, ждет нас победа и награда»;

          

1.     Тур: «Знаю ли я закон!»

Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А. Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б. Бережное отношение к имуществу школы;

В. Допустимость пропуска учебных занятий;

 

С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д.

А. С момента рождения.

Б. С 14 лет

В. С 18 лет

 

Ребенком является лицо...

А. Любой человек до достижения 18 лет

В. Тот, кто имеет свои права

В.  Тот, кто считает себя таковым

 

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?

А. С момента рождения.

Б. С 14 лет

В. С 18 лет

 

2.     Тур: «В гостях у сказки».

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

Право на жизнь.

А. Золушка

Б. Колобок

В. Кот в сапогах.

 

 Право на неприкосновенность жилища.

А. Сестрица Алёнушка

Б. Три поросёнка

В. Колобок.

 

Право на свободный труд.

А. Золушка

Б. Красная Шапочка

В. Семеро козлят

Право на свободу вступление в брак.

А. Золушка

Б. Дюймовочка

В. Алёнушка.

 

Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь?

А. Козлята

Б. Коза

В. Волк

 

Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?

А. Волк

Б. Красная шапочка

В. Бабушка

 

3.     Тур: «Твой выбор».

Я буду зачитывать вопрос, а вы должны выбрать ответ. Ответы размещены на доске.

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

·        личную неприкосновенность

·        получение бесплатного образования

·        пользоваться учреждениями культуры

·        иметь имущество в собственности

·        неприкосновенность жилища

·        свободы передвижения

Физминутка.

Сосчитай горошинки. (Изображаем золушку)

На середине стола стоит миска с горошком. Участники должны выловить горох из миски с помощью трубочки и перенести его на свою тарелку. (Время 2 минуты)

- Ребята, какое право я нарушила во время физминутки.

Нарушение права на отдых и эксплуатацию детского труда.

4.     Тур: «Практические задания».

Ребята, перейдем к практической части.

Описание: Игроки получают карту воображаемой местности. На карте отмечены общественные места, здания (школа, больница, кинотеатр)

Команде дается 5 мин, чтобы она отметила на плане и объяснила, какое право они могут реализовать в том или ином месте.  (Музыка: ожидание ответа)

5.     Тур: «Спрятанные слова». (Для капитанов)

Участникам игры выдаются карточки «Спрятанное слово» (Филворд). Задача игроков — за 5 мин. найти все слова и выписать их. Количество баллов зависит от числа найденных слов командой. (ребенок, семья, конвенция, жизнь, право, документ, мнение, закон)

Х

У

Р

Е

Б

Ё

Н

О

К

З

Л

К

Е

М

С

Е

М

Ь

Я

Л

Я

Ю

Ь

Ж

Ш

Т

К

О

Н

В

Е

Н

Ц

И

Я

П

Р

А

В

О

К

Д

Э

З

Д

О

К

У

М

Е

Н

Т

М

Н

Е

Н

И

Е

В

С

Ы

У

Б

Ь

З

А

К

О

Н

Ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Музыка: ожидание ответа)

 

6.     Тур: «Блиц турнир».

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы для команды «Умники»:

1.     Всенародно избранный глава государства. (Президент)
2. Интересы человека, записанные в декларации ООН и защищаемые государством. (Права)
3. Столица нашего государства. (Астана)
4. Государственный символ на котором изображены
крылатые мифические кони – тулпары. (Герб)
5. Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой. (Гимн)
6. Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму. (Свобода)

Вопросы для команды «Умницы»:

 

 

 

 

 

1. Человек имеет право не только на труд, но и на … (Отдых)
2. Общее право всех граждан. (Равенство)
3. Самый главный город в каждой стране. (Столица)
4. Человек получивший от народа право на власть, глава государства. (Президент)

5.Основной закон нашей страны. (Конституция)
6. Государство, в котором мы живем. (Казахстан)

Наше увлекательное мероприятие - викторина подходит к концу. А пока наши гости подсчитывают количество жетонов в каждой команде, давайте подведем итоги.

Рефлексия. Кубик Блума.

Вручение грамот и поащрительных призов.

В заключении ребята хочется вам сказать. Запомните: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно ещё их соблюдать. Только, если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы. (Исполнение песни: «Я имею право»!

 

Да, я еще не умею машину водить.

Да, я еще не умею платить за квартиру,

но я могу засмеяться, могу загрустить

и могу прокричать всему миру.

 

Припев:

"Я имею право на небо,

я имею право на звезды,

и, когда время придет,

я имею право стать взрослым!"

 

Да, я еще не умею себя защитить,

да, я еще не умею смотреть так же строго,

но я хочу постараться и вам объяснить,

что имею уже очень много!

 

Припев:

"Я имею право на небо,

я имею право на звезды,

и, когда время придет,

я имею право стать взрослым!"