Как мы шефствовали с детским садом
Школа-сад у нас малокомплектная. В школе всего 42 учащихся и 15 воспитанников детского сада. Мы всем классом начали шефствовать с детским садом. Мои девочки ходили на занятия, присматривали за маленькими детьми. Они сами проводили занятия и заметили, что дети уже с малых лет не понимают родного якутского языка. Решили выбрать форму для занятий – сказку. Так как сказка своей атмосферой, природой близка ребёнку. Решили также понаблюдать, какая форма подачи сказок окажется более эффективной.
Сказка – это явление, когда светлое желание и мудрость народа объединяются в удивительном, фантастическом рассказе. Поэтому у всех народов мира существует своя самобытная сказка. Якутская сказка является одним из эпических жанров якутского фольклора. Фольклорист Г. У. Эргис делит сказок на три жанра – сказки о животных, волшебные и бытовые. И все эти три жанра ознакомили детям.
Сказку народного поэта РС (Я) Моисея Ефимова «Күтэр (крыса) и Чооруос (чечётка)» мы рассказали при помощи теневого театра. Сказка имеет форму диалога, поэтому описывали, показывали повадки животных, разделившись по ролям: Милена отыгрывала крысу, Лана – чечётку, Рада – автора. После показа дошкольники сами играли по понравившимся ролям. Из пяти младших дошкольников только двое смогли полностью пересказать сказку.
Сказку народного писателя Якутии Н. Е. Мординова-Амма Аччыгыйа «Как зима была длиннее лета» познакомили с детьми через рисование. Здесь использовали меняющийся рисунок и объясняли масти быков. Сказка бытовая, так как термины сказки исходят из быта и занятий якутского народа. Дошкольники делились своими впечатлениями о том, как восприняли героев сказки и их поведение в ходе истории. Они очень досадовали быку, ведь в сказке из-за него зима у нас долгая, холодная.
В честь дня Космонавтики мои учащиеся сами сочиняли сказку «Звёзды», где повествуется об исполнении желания. После ознакомления со сказкой дошкольники смастерили свою «звезду желания».
Мы пришли к такому выводу о том, что если использовать разные формы деятельности, в нашем случае это театральная постановка, рисование, лепка, то ребёнок с малых лет посредством сказок может прикоснуться к своей культуре и родному языку. А для моих девочек это шефство дало многое, придумывали ход занятия, мастерили, рисовали, наблюдали, прошли социализацию с детьми, в общем, получили огромный опыт в области педагогики.
Касьянова Татьяна Васильевна, классный руководитель 11 класса Салбанской СОШ им. Е.М.Ларионова Намского улуса РС(Я)
Сказка «Күтэр (крыса) и Чооруос (чечётка)»
Сказка «Как зима была длиннее лета»
Сказка «Звёзды»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.