Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся
№ |
Критерии |
Бал-лы |
Поведенческие индикаторы сформированности критерия |
1. |
Критерии эффективности учебной деятельности |
||
1.1. |
Учебная активность |
0 - 1 -
2 - 3 - 4 -
5 - |
– активность отсутствует; – пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски; – активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает; – редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно; – стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы; – активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.
|
1.2. |
Целеполагание |
0 -
1 -
2 -
3 -
4 -
5 - |
– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать; – осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется; – принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия; – охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения; – столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней; – самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы. |
1.3. |
Самоконтроль |
0 -
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
|
– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников; – контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий; – осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки; – ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется; – задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы; – контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.
|
1.4. |
Усвоение знаний, успеваемость |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок; – частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий; – плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам; – редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»; – единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»; – правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.
|
2. |
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения |
||
2.1. |
Нравственно-этическая готовность |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 -
5 - |
– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме); – ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь); – понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое; – учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы; – адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы; – умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.
|
2.2. |
Поведение на уроке |
0 -
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет; – часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается; – на уроке скован, напряжен или часто отвлекается; – иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко; – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается; – сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.
|
2.3. |
Поведение вне урока |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим; – пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока; – не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой; – активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию; – активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.; – высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.
|
3. |
Успешность социальных контактов |
||
3.1. |
Взаимоотношения с одноклассниками |
0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - |
– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят; – замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны; – предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт; – сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками; – мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются; – общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются. |
3.2. |
Отношение к учителю |
0 -
1 - 2 - 3 -
4 -
5 - |
– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет; – избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается; – выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным; – старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам; – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью; – проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока. |
4. |
Эмоциональное благополучие |
||
|
|
0 - 1 -
2 -
3 - 4 - 5 - |
– преобладает агрессия или депрессия; – выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками; – отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость); – эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении; – спокойное эмоциональное состояние; – находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется. |
Высокий уровень – 44-50 баллов
Уровень выше среднего – 36-43 балла
Средний уровень – 26-35 баллов
Уровень ниже среднего – 21-25 баллов
Низкий уровень – менее 20 баллов
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах
(модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)
учащихся _______ класса
Классный руководитель_______________________________________________
|
Фамилия, имя |
I критерий |
II критерий |
III критерий |
IV критерий |
Общий балл |
|||||||
1.1. |
1.2. |
1.3. |
1.4. |
2.1. |
2.2. |
2.3. |
3.1. |
3.2. |
4 |
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: _____________________________________________________________
Адаптировались _____________________________________________________
Низкий уровень адаптации _____________________________________________
Дезадаптированны (причина)
Диагностический инструментарий
Аналитический отчет
по результатам социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено и уровня сформированности УУД
(заполняется на основе данных, полученных при диагностике по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)
Общее количество учащихся 5 классов ___________ Обследовано на УУД _______________
УУД
|
Показатель |
Высокий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование |
Средний уровень кол-во и % от числа прошедших обследование |
Низкий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование |
Личностные |
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2) |
|
|
|
Эмоциональное благополучие (критерий 4) |
|
|
|
|
Регулятивные |
Целеполагание (критерий 1, шкала 2) |
|
|
|
Самоконтроль (критерий 1, шкала 3) |
|
|
|
|
Познавательные |
Учебная активность (критерий 1, шкала 1) |
|
|
|
Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4) |
|
|
|
|
Коммуникативные |
Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1) |
|
|
|
Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2) |
|
|
|
Общий показатель адаптации к школьному обучению
УУД |
Высокий уровень (%) |
Средний уровень (%) |
Низкий уровень (%) |
Личностные |
|
|
|
Регулятивные |
|
|
|
Познавательные |
|
|
|
Коммуникативные |
|
|
|
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.