При изучении курса обществознания использование схем и таблиц делает трудный материал более доступным для восприятия обучающимися, способствует повышению интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности студентов. Применение таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик.
схемыпо разделу Общество.doc
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА
в узком
смысле
слова
Общество
в широком
смысле
слова
в узком
смысле
слова
Природа
в широком
смысле
слова
круг людей,
объединенных
общностью цели,
интересов,
происхождения
(например,
дворянское
общество,
общество
нумизматов)
отдельное
конкретное
общество
(например,
современное
российское
общество)
в
исторический
этап
развитии
человечества
(например,
феодальное
общество)
человечество в
целом
это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная
часть материального мира, которая включает в себя
способы
взаимодействия
людей
формы
объединения
людей
природногеографическая среда
весь окружающий нас мир в бесконечном
разнообразии его форм и проявлений
(в этом значении синоним понятия "Вселенная") Общественные отношения – многообразные формы
взаимодействия людей, а также связи, возникающие
между различными социальными группами (или
внутри них)
материальные
отношения
духовные (идеальные)
отношения
возникают и складываются непосредственно
в ходе практической деятельности человека
вне его сознания и независимо от него
формируются, предварительно "проходя
через сознание" людей, определяются их
духовными ценностями
производственн
ые отношения
экологические
отношения
отношения
по детопроизводству
моральные
отношения
правовые
отношения
политические
отношения
художественные
отношения
философские
отношения
религиозные
отношения
Духовная сфера
удовлетворяет потребность
человека в самореализации,
самоутверждении, в
возрастании добра, истины и
красоты, в нравственном
совершенствовании
Экономическая сфера служит
удовлетворению материальных
потребностей человека
О
Б Щ Е
С
Т
В
О
Политическая сфера
направлена на удовлетворении
потребности человека в
организованности,
взаимодействии, дисциплине,
мире, законе и порядке
Социальная сфера
удовлетворяет потребность
человека в контактах, в общении
с другими людьми, в той или
иной форме общности
Основание для разграничения сфер базовые потребности человека Французские
просветители
История
обновление,
всех сторон жизни общества
непрерывное
–
совершенствование
Религиозные
течения
Преобладание регресса во многих
сферах жизни общества
Различные взгляды
на направленность общественного
развития
Платон, Аристотель, Дж. Вико,
О. Шпенглер, А. Тойнби
Движение по определенным
ступеням в рамках замкнутого
цикла, т.е. теория исторического
круговорота
Современные
исследователи
Положительные изменения в
одних сферах общества могут
сочетаться с застоем и регрессом
в других,
вывод о
противоречивости прогресса
т.е.
Прогресс (от лат. progressus – движение
вперед, успех) – направление развития, для
которого характерен переход от низшего к
высшему, от простого к более сложному,
движение вперед к более совершенному
Критерии
Регресс (обратное движение) – это такой
тип развития, для которого характерен
переход от высшего к низшему, процессы
деградации,
уровня
организации, утраты способности к
выполнению тех или иных функций
понижение
развитие
человеческого
разума
совершенствование
нравственности
людей
прогресс
науки и техники
развитие
производительн
ых сил, включая
самого человека
возрастание степени свободы, которую общество
может предоставлять человеку Общественное развитие – это процесс, который
может носить реформистский или революционный
характер
реформа
революция
какаялибо
это
степень
усовершенствования в какойлибо сфере
жизни, проводимого одновременно, через
ряд постепенных преобразований, не
затрагивающих фундаментальные основы
(системы, явления, структуры)
коренное,
качественное
изменение в основах
какихлибо явлений
природы, общества и
познания
виды
виды
прогрессивные
регрессивные
(реакционные)
кратковременные
долговременные
(Февральская
революция 1917 .
в России)
(неолитическая
революция – 3 тыс.
лет; промышленная
революция
XVIIIXIX вв.) СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
разных типов общества
Тип
общества
Доиндустриальное
(традиционное)
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
Основной фактор
производства
Основной продукт
производства
земля
пища
Характерные черты
производства
ручной труд
капитал
промышленные
изделия
широкое применение
механизмов,
технологий
знания
услуги
автоматизация
производства,
компьютеризация
общества
Характер труда
индивидуальный
труд
преимущественно
стандартная
деятельность
резкое повышение
творческого начала
в труде
Занятость населения
сельское хозяйство
– около 75%
сельское хозяйство
– около 10%
промышленность
– 85%
сельское хозяйство
– до 3%,
промышленность –
около 33%, услуги –
около 66%
Основной
экспорта
вид
сырье
Политика в области
образования
борьба с
неграмотностью
продукты
производства
подготовка
специалистов
услуги
непрерывное
образование
Продолжительность
жизни
4050 лет
свыше 70 лет
свыше 70 лет
Воздействие
человека на природу
локальное,
неконтролируемое
глобальное,
неконтролируемое
глобальное,
контролируемое
Взаимодействие с
другими странами
несущественное
тесная
взаимосвязь
открытость
общества СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
американского социолога У. Ростоу (род. в 1916 г.)
Общество
высокого
"массового"
потребления
значительный
рост сферы
услуг,
производства
товаров
потребления и
превращение
их в основной
сектор
экономики
"Стадия
сдвига"
"Стадия
зрелости"
(индустриальн
ое общество")
промышленные
революции и
следующие за
ними
социально
экономические
и политические
преобразования
развитие НТР;
рост значения
городов и
численности
городского
населения;
распространение
новейших
технологий
"Переходное
общество"
рост
сельскохозяйственног
о производства;
появление нового вида
деятельности –
предпринимательство;
складывание
централизованных
государств; усиление
национального
самосознания
Традиционное
общество
аграрные
общества с
довольно
примитивной
техникой;
преобладание
сельского
хозяйства в
экономике;
сословно
классовая
структура;
власть крупных
земельных
собственников Общественноэкономическая формация – это общество, находящееся на определенной
ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему
способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура
Надстройка
– это совокупность идеологических
отношений, взглядов и учреждений (философия, религия,
мораль, государство, право, политика и др.), возникающая
на основе определенного экономического базиса,
органически связанная с ним и активно воздействующая на
него
с
п
о
с
о
б
Базис
производственных отношений)
– экономический строй
(совокупность
Производительные силы – средства производства и люди,
обладающие производственным опытом, навыками к труду
п р о и з в о д с т в а ОБЩЕСТВЕННОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ
первичная
архаичная
вторичная
экономическая
третичная
капиталистическа
я
коммунистическая
1) социализм
2) коммунизм
рабовладельческая
феодальная
первобытно
общинная
Термин "цивилизация" в
мировой исторической и
философской литературе
употребляется:
как определенная
стадия в развитии
локальных культур
(например,
О. Шпенглер)
как синоним
культуры
(например, А.
Тойнби)
как ступень
исторического
развития (Л.
Морган, Ф. Энгельс,
О. Тоффлер)
как уровень
(ступень) развития
того или иного
региона либо
отдельного этноса Направления в теории цивилизации
стадиальный подход
локальный подход
Цивилизация – единый процесс,
проходящий через определенные
стадии
индустриальная
(машинная;
техногенная)
сер. XIX в. –
посл. треть ХХ в.
доиндустриальная
(аграрная,
традиционная)
IVIII тыс. до н.э. –
6080е гг. XVIII в.
постиндустриальная
(информационная)
переход
совершается в наши
дни
Локальная цивилизация –
большая социокультурная
общность,
которая
существует
длительное
время, имеет относительно
устойчивые
пространственные границы,
вырабатывает
специфические
формы
экономической, социально
политической,
духовной
жизни и осуществляет свой,
индивидуальный
путь
исторического развития
структура
Культурнопсихологическая
подсистема (культура как область
норм, ценностей, обеспечивающая
взаимодействие людей)
Политическая подсистема (обычаи
и нормы, право, власть и общество,
партии, движения и т.д.)
подсистема
Экономическая
(производство, потребление, обмен
услугами,
продуктами
система
технологиями,
коммуникаций,
принципы
регулирования и т.д.)
Биосоциальная подсистема (семья,
родственные связи, половозрастные
отношения;
питание,
жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
гигиена,
и ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛОКАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Локальная цивилизация
Мировая цивилизация
Большие исторически сложившиеся
общности,
занимают
определенную территорию и имеют свои
особенности социальноэкономического
и культурного развития
которые
Этап в истории человечества,
характеризующийся
определенным
уровнем потребностей, способностей,
знаний, навыков и интересов человека,
технологическим и экономическим
строем
способами производства,
политических
общественных
отношений, уровнем развития духовного
воспроизводства
и
Создается на
одного
господствующего и, в крайнем случае,
немногих этносов
основе
Создается на основе множества этносов
Включает регионы со сравнительно
одинаковым уровнем хозяйственного
развития
Включает регионы, находящиеся на всех
ступенях
социальноэкономической
эволюции
Имеет приверженцев одной религии
Имеет приверженцев всех религий
земного шара
Носители – представители, как правило,
одной расы
Носители – представители всех рас
Состоит из людей, связанных общей
исторической
общим
культурным наследием
судьбой,
Включает все население Земли с
огромным разнообразием исторических
судеб и культуры ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Линии сравнения
Западная цивилизация
Восточная цивилизация
1. Особенности восприятия
мира
2. Отношение к природе
3. Соотношение личности и
общества
4. Отношения власти
Рациональное,
противоречивое восприятие
– "фаустовско
гамлетовское"
Эмоциональное, целостное
восприятие (икебана, вера в
бесконечную цепь смертей и
возрождений)
Стремление подчинить себе
природу. Человек – венец
природы и все создано для
его пользы. Для возмещения
несовершенства человека
создается и используется
техника
Стремление быть в гармонии
с природой. Человек –
органическая часть природы
(боевые искусства, медицина
построена на изучении
законов природы).
Усовершенствование своей
души и тела
Приоритет свободной
личности, обладающей
гражданскими правами.
Ценности индивидуальной
свободы
Приоритет системы
подчинения личности
(подданных) обществу
(государству). Господство
традиций коллективизма
Принцип разделения властей.
Сословнопредставительные
структуры. Парламентаризм
Политический монизм.
Восточная деспотия
(неограниченная власть,
обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной
собственности
6. Отношение к прогрессу
Стремление к прогрессу,
постоянное изменение форм
деятельности, использование
новаций.
Развитие общества носит
постепенный,
поступательный характер
Преобладание
государственной и общинной
собственности. Принцип
власти – собственности
(власть рождает
собственность, а утративший
власть становится, как и все,
бесправным)
Стремление к
воспроизводству самих себя,
поддержанию традиционного
образа жизни.
Развитие общества носит
циклический характер Результаты контактов между
цивилизациями
Взаимное обогащение
или слияние на
началах
относительного
равенства
Уничтожение и
полное поглощение
одной из двух
цивилизаций другой
(византийская
цивилизация
исламской в XV в.)
Длительное
существование на
одной территории
двух цивилизаций
(Малая Азия и
Северная Африка в
первые века ислама)
Навязывание более
мощной
цивилизацией
отдельных
компонентов другой
цивилизации
(европейская и
восточная
цивилизации в новое
и новейшее время)
Раздробление единой
цивилизации на
части, которые ранее
могли уже
существовать как
локальные (распад
эллинской
цивилизации)
Разрушение старой и
возникновение новой
цивилизации
(крушение греко
римской и
формирование
европейской
цивилизации в I
столетии н.э.)
Образование
трансплантированных
цивилизаций
(латиноамериканская
и
североамериканская)
Полное уничтожение
цивилизации,
сопровождающееся
уничтожением
племен и народов – ее
носителей (этруски в
древности,
ацтекской, инкской и
других локальных
цивилизаций в
доколумбовой
Южной и Северной
Америке)
Возникновение
локальных вариантов
континентальной
цивилизации
(французской,
германской в
пределах
европейской) ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Линии сравнения
Формационный
подход
Цивилизационный
подход
Соотношение
1.
объективных
и
субъективных факторов
общественного развития
Объективные
закономерности развития
носят всеобщий характер.
Хотя общественные
законы прокладывают себе
путь через деятельность
людей, они непреложны
2.
Соотношение
материальных и духовных
сфер жизни общества
Материальные факторы
(прежде всего
производство) играют
решающую роль в
развитии общества
3.
Направленность
исторического развития.
Понятие "прогресс"
Общество движется от
более низкой к более
высокой ступени развития.
Главные критерии
прогресса связаны с
совершенствованием
производственных
отношений
Человек – единственный
творец истории, стоит в
центре прошлого и
настоящего. Общественно
историческое познание –
это познание человека
через формы и продукты
его трудовой, социальной,
политической и другой
деятельности
Ценностные установки,
мировоззрение играют в
развитии общества не
меньшую роль, чем
материальные факторы, а в
ряде случаев могут стать
определяющими
Каждая цивилизация
неповторима, каждая
вносит свой оттенок в
"палитру" человеческого
многообразия. Прогресс
относителен, он может
охватывать отдельные
сферы общества:
экономику, технологии.
Применительно к
духовной культуре это
понятие можно
использовать очень
ограниченно СРАВНЕНИЕ ФОРМАЦИОННОГО И ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО
ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Подход
Достоинства
(по мнению сторонников)
Недостатки
(по мнению критиков)
Формационный Он позволяет:
– увидеть то общее, что было в
историческом развитии различных
народов;
– представить историю
человеческого общества как
единый процесс;
– установить определенные
закономерности исторического
развития общества;
– предложить определенную
периодизацию всемирной истории
и истории отдельных стран
– позволяет глубоко изучить
историю конкретных обществ и
народов во всем их многообразии
и специфике;
– ориентирует на изучение тех
сторон общественной жизни,
которые обычно выпадают из
поля зрения сторонников
формационного подхода
(ценности, национальные
особенности, духовная жизнь,
психология и др.);
–ставит в центр исследования
человеческую деятельность и
человека
Цивилизационны
й
– многие народы не проходили в
своем развитии через все и даже
через большинство формаций;
– большинство процессов
политического, духовного,
идейного, культурного порядка не
могут быть без искажений и
упрощений объяснены с чисто
экономических позиций;
– последовательное применение
формационного подхода неизбежно
отодвигает на задний план роль
человеческого фактора,
человеческую деятельность;
– недостаточное внимание
уделяется своеобразию,
уникальности, неповторимости
отдельных обществ и народов
– при своем последовательном
применении ведет к тому, что
становится невозможным взгляд на
всемирную историю как единый
процесс исторического развития
человечества в целом;
– создает возможность полного
отрицания единства человеческой
истории, изоляции целых народов и
обществ;
– сводит к минимуму возможности
исследования закономерностей
исторического развития
человеческого общества Всемирная общность
людей, целостность
современного мира
противоречия, конфликты,
проблемы из локальных
становятся общемировыми
Причины
Активнопреобразующей
деятельности человека не
всегда соответствует
уровень общественной
организации, политического
мышления и
экологического сознания
Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной
шар) – совокупность проблем человечества, которые
встали перед ним во второй половине ХХ века и от
решения которых зависит существование цивилизации
интерсоциальные
проблемы
предотвращение
мировой ядерной
катастрофы и создание
оптимальных условий
для социального
прогресса всех народов;
предотвращение
отсталости
развивающихся стран
проблемы,
возникающие в
результате
взаимоотношения
общества и природы
обеспечение
человечества
необходимыми
ресурсами (сырьем,
продовольствием,
энергией);
предотвращение
загрязнения
окружающей среды
Общие черты
проблемы, возникшие в
системе отношений
человека и общества
преодоление
отрицательных
воздействий НТР;
демографическая
проблема; проблема
здоровья человека и др.
затрагивают
жизнедеятельность
всего человечества
проявляются как
объективный фактор
развития общества
настоятельно требуют
решения
предполагают международное
сотрудничество различных
стран
от их решения зависит дальнейшая
судьба человеческой цивилизации Главные (приоритетные)
глобальные проблемы
проблема мира и разоружения,
предотвращения новой мировой
войны
преодоление
развивающихся стран
отсталости
экологическая
энергетическая
демографическая
сырьевая
продовольственная
использования Мирового океана
мирового освоения космоса
Основные направления разрешения
глобальных проблем
нового
Формирование
сознания.
планетарного
Воспитание
на
принципах гуманизма. Широкое
информирование
людей о
глобальных проблемах
человека
Всеобъемлющее изучение причин
и противоречий, условий,
приводящих к возникновению и
обострению проблем
Концентрация усилий всех стран
по решению глобальных проблем.
Необходимо сотрудничество в
создании новейших
экологических технологий,
общего мирового центра по
изучению глобальных проблем,
единого фонда средств и
ресурсов, обмене информаций
международного
Вывод
сотрудничества
новый
на
качественный уровень
Наблюдения и контроль за
глобальными процессами на
планете. Получение объективной
информации от каждой страны и
международных исследований
необходимо для прогнозирования
и принятия решений
Четкая международная система
прогнозирования
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Схемы по разделу "Общество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.