Программа по курсу
«Школа безопасности»
для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка
В соответствии с
требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной
безопасности», «О безопасности дорожного движения»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
«О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Школа
безопасности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической
реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное
информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий
населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным
предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения,
начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни
и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
* ориентировать личность учеников на совершение действий, основываясь на моральные нормы общества;
* оценивать свои действия и контролировать их;
* приобретать умения, учитывать мнение собеседника;
* привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
* сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
*
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной
жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В двадцать первый век человечество вошло в
период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены
достижениями человечества во всех сферах его деятельности. В тоже время
жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области
безопасности жизнедеятельности. Слабая подготовка населения в вопросах
безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности,
пренебрежение правилами и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев
являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время систематическое получение
знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности
начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план
начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих
за рамки основных дисциплин начальной школы. В пояснительной записке к
Федеральному Базисному учебному плану (2004) говорится: «Учебный предмет
(«Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по
2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его
содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы
специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности
жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая
программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента
«Окружающий мир».
Для обеспечения преемственности в процессе
получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам
обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания
базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного
курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Школа
безопасности» для 1—4 классов. Она позволяет с учетом доминирующих в
определенных регионах социальных факторов, уровня материального благополучия в
семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного
образовательного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в
данном городе, районе, школе целей обучения дополнительный материал по основам
безопасности жизни, расширяющий содержание базового курса.
Включение дополнительных знаний расширяет
интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные
знания в практической деятельности, развивает способности учащихся
ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того,
включение дополнительного материала в состав основного курса способствует
развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать
полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость
углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено
растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях,
развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных
жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам
безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и
практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность
для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания
данного предмета.
Таким образом, предлагаемая нами программа
явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного
образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение
глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Школа безопасности».
Учитывая изложенное, основной целью
интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса
«Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание
им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны
следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение
(активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний,
рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша
программа курса «Школа безопасности», дополняющая темы основного
образовательного компонента «Окружающий мир»
В ходе реализации содержания программы
учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных
ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую
медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении
природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учетом уровня
подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и
включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в
которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной
программе являются ( наряду с формированием универсальных учебных действий )
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка
самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного
поведения в реальной жизни.
Программа по внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
7.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.
Актуальность проблемы
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».
Рабочая программа учебного предмета «Школа безопасности» для 1-4 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Цель:
Создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников школы.
формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации
Задачи:
организация
правового всеобуча на всех стадиях образования в школе, направленного на формирование
у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих;
формирование
у детей и подростков ценностно-смыслового подхода к организации безопасности
жизнедеятельности;
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:
В основу программы положены следующие принципы:
Формы занятий:
Целевая аудитория, объём
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в первом классе и 34 часа во 2-4 классах по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:
Метапредметные
связи содержания программы прослеживаются через:
• овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять
цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных
целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной
безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать
информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных
ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и
отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
1-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать
- общие понятия
опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве,
экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
-основные понятия «здоровье» и «здоровый
образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и
укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
- основные виды травм у детей. Что такое
первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и
ожогов;
-общие правила оказания первой медицинской
помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
-источники возможной опасности и опасные
ситуации, которые могут возникнуть дома;
-опасные ситуации, которые могут возникнуть
при контактах с незнакомыми людьми;
-наиболее безопасный путь в школу и домой.
Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного
средства;
- правила безопасного поведения на улицах и
дорогах. Где можно и где нельзя играть;
-правила безопасного поведения при
возникновении пожара в доме;
-влияние на здоровье человека температуры
окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться
по сезону, правила поведения;
- чистый воздух, его значение для здоровья
человека, причины загрязнения воздуха;
- правила безопасного поведения в парках,
скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
-опасные животные и насекомые. Правила
безопасного поведения и меры защиты
Прогнозируемый эффект
Уметь:
-составить
распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
-оказать медицинскую помощь при порезах,
ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших
кровотечениях, ожогах;
-безопасно общаться с незнакомыми людьми на
улице, в подъезде дома, по телефону;
-выбрать наиболее безопасный путь в школу и
домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и
регулировщика;
-правильно переходить дорогу при высадке из
транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в
транспорте;
-самостоятельно одеться по сезону;
-самостоятельно ориентироваться и правильно
вести себя в парках, скверах, в лесу;
- правильно вести себя при встрече с
животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при
укусах насекомых
2-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать:
-чем опасны
водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду
водоемов;
-правила поведения на пляже. Правила
купания в оборудованных и необорудованных местах;
-правила безопасного поведения в лесу, в
поле;
-возможные опасные ситуации при движении по
открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя,
грозы, снегопада и др.;
-ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила
поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
-от чего зависит наше здоровье. Как живет
наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости
и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое
неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
-травмы, порезы, ссадины и царапины.
Отравления. Их причины и признаки;
-какими бывают чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
-как оповещают население о чрезвычайных
ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Прогнозируемый эффект
Уметь:
-правильно
перейти водоем по льду;
-правильно вести себя на пляже. Плавать
техникой плавания «кроль на груди»;
-ориентироваться в лесу. Уметь вести себя
на реке зимой;
- правильно вести себя при встрече с
опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
-распознать отравление и оказать первую
помощь при отравлении грибами;
-оказать первую помощь при царапине,
ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
-действовать по сигналу «Внимание всем!».
3-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать:
-правила движения
пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
-виды транспортных средств, сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского
транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной
дороге;
-обязанности пассажиров. Правила посадки в
транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара
в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту
предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным
отоплением;
-признаки отравления угарным газом, меры
профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных
вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных
ситуациях;
-о чрезвычайных ситуациях природного и
антропогенного происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры,
последствия);
- лесной пожар. Действия по его
предупреждению.
Прогнозируемый эффект:
-переходить
дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств;
-оценить скорость движения городского
транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
-правильно садиться в общественный
транспорт и выходить из него;
-двигаться по загородной дороге, в том
числе группой;
-правильно вести себя при возникновении
пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
-разговаривать с незнакомыми людьми при
звонке в дверь или по телефону;
- соблюдать меры безопасности при
пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и
печным отоплением;
-оказать первую помощь при отравлении
угарным газом;
-действовать при обнаружении возгорания в
лесу, в поле.
4-й год реализации
Прогнозируемый результат
Знать:
-правила перехода
дороги;
-правила движения на велосипедах;
-правила безопасного поведения при
следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
-основные правила поведения на воде, при
купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания
утопающих. Основные спасательные средства;
-как ориентироваться на местности. Как
организовать безопасную переправу через водную преграду;
- меры пожарной безопасности при разведении
костра;
-когда следует вызывать «скорую помощь» и
каков порядок ее вызова;
- основные понятия «здоровье», «здоровый
образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение,
алкоголь, токсикомания).
Прогнозируемый эффект
Уметь:
-правильно
переходить дорогу, перекресток;
-ориентироваться на местности: определять
стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по
карте и местности. -Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или
канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
-вызвать «скорую помощь», оказать первую
медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при
попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак,
кошек, при кровотечении из носа;
-оказать первую медицинскую помощь при
травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Тематический план
«Школа безопасности» (I класс)
№ п/п |
Название темы ( разделов) |
Всего, час. |
Из них |
Форма контроля |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
||||
I |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
7 |
3 |
4 |
Викторина |
II |
Основы здорового образа жизни |
6 |
2 |
4 |
Викторина |
III |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
6 |
2 |
4 |
Диагностическая игра |
IV |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
15 |
5 |
10 |
сообщение |
|
Итого: |
34 |
12 |
22 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (I класс)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего час. |
Из них |
УУД |
Форма организ. занятий
|
Форма контроля |
дата |
|
аудиторные |
вне-аудиторные |
|
||||||
I |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
7 |
3 |
4 |
регулятивные УУД: познавательные УУД : коммуникативные УУД : |
|
викторина |
|
1.1 |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия |
2 |
2 |
|
Беседа. Просмотр тематического видеосю-жета |
|
|
|
1.2 |
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|
|
|
1.3 |
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени |
1 |
1 |
1 |
Беседа |
|
|
|
1.4 |
Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану школы) |
2 |
|
2 |
Презента-ция |
|
|
|
II |
Основы здорового образа жизни |
6 |
2 |
4 |
|
викторина |
|
|
2.1 |
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» |
3 |
1 |
2 |
Презента-ция |
|
|
|
2.2 |
Основы личной гигиены. Режим дня первоклассника. |
3 |
1 |
2 |
Просмотр тематического видеосю-жета |
|
|
|
III |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
6 |
2 |
4 |
|
Дидактическая игра |
|
|
3.1 |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь |
3 |
1 |
2 |
Практическое занятие |
|
|
|
3.2 |
Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых |
3 |
1 |
2 |
Практическое занятие |
|
|
|
IV |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
15 |
5 |
10 |
|
сообщение |
|
|
4.1 |
Безопасное поведение дома |
3 |
1 |
2 |
Просмотр тематического видеосю-жета |
|
|
|
4.2 |
Пожарная безопасность и поведение при пожарах |
3 |
1 |
2 |
Просмотр тематического видеосю-жета |
|
|
|
4.3 |
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
3 |
1 |
2 |
Презента-ция |
|
|
|
4.4 |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
3 |
1 |
2 |
Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района |
|
|
|
4.5 |
Безопасное поведение на природе |
3 |
1 |
2 |
Экскурсия |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
12 |
22 |
|
|
|
|
Тематический план
«Школа безопасности» (II класс)
№ п/п |
Название темы ( разделов) |
Всего, час. |
Из них |
Форма контроля |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
||||
I |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
12 |
5 |
7 |
Презентация |
II |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
12 |
3 |
9 |
Тест |
III |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
10 |
4 |
6 |
Викторина |
|
Итого: |
34 |
12 |
22 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (II класс)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего час. |
Из них |
УУД |
Форма организ. занятий
|
Форма контроля |
дата |
|
аудиторные |
вне-аудиторные |
|
||||||
I |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
12 |
5 |
7 |
регулятивные УУД: познавательные УУД: -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме, в том числе творческого и исследовательского характера; коммуникативные УУД: -определять цели, функции участников, способы
взаимодействия; |
|
Презен-тация |
|
1.1 |
Чрезвычайные ситуации |
3 |
2 |
1 |
Беседа |
|
|
|
1.2 |
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения |
3 |
2 |
1 |
Беседа |
|
|
|
1.3 |
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
|
|
|
1.4 |
Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия) |
3 |
|
3 |
Игра |
|
|
|
II |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
12 |
3 |
9 |
|
Тест |
|
|
2.1 |
Болезни, их причины, связь с образом жизни |
3 |
1 |
2 |
Просмотр тематического видеосю-жета |
|
|
|
2.2 |
Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами |
4 |
1 |
3 |
Практическое занятие |
|
|
|
2.3 |
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи |
5 |
1 |
4 |
Практическое занятие |
|
|
|
III |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
10 |
4 |
6 |
|
викторина |
|
|
3.1 |
Безопасное поведение на воде |
3 |
2 |
1 |
Просмотр тематического видеосю-жета |
|
|
|
3.2 |
Безопасное поведение на природе |
3 |
1 |
2 |
Экскурсия |
|
|
|
3.3 |
Безопасное поведение на дорогах |
4 |
1 |
3 |
Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
12 |
22 |
|
|
|
|
Тематический план
«Школа безопасности» (III класс)
№ п/п |
Название темы ( разделов) |
Всего, час. |
Из них |
Форма контроля |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
||||
I |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
16 |
7 |
12 |
Презентация |
II |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
3 |
1 |
2 |
Тест |
III |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
12 |
6 |
6 |
Викторина |
|
Итого: |
34 |
14 |
20 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (III класс)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего час. |
Из них |
УУД |
Форма организ. занятий
|
Форма контроля |
дата |
|
аудиторные |
вне-аудиторные |
|
||||||
I |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
19 |
7 |
12 |
регулятивные УУД познавательные УУД коммуникативные УУД |
|
Презента-ция |
|
1.1 |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
4 |
1 |
3 |
викторина |
|
|
|
1.2 |
Мы — пассажиры |
4 |
1 |
3 |
игра |
|
|
|
1.3 |
Пожарная безопасность и поведение при пожаре |
4 |
1 |
3 |
Конкурс рисунков |
|
|
|
1.4 |
Безопасное поведение дома |
4 |
2 |
2 |
Беседа |
|
|
|
1.5 |
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
3 |
2 |
1 |
Беседа |
|
|
|
II |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
3 |
1 |
2 |
|
тест |
|
|
2.1 |
Первая медицинская помощь при отравлении газами |
3 |
1 |
2 |
Встреча с медработ-ником |
|
|
|
III |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
12 |
6 |
6 |
|
викторина |
|
|
3.1 |
Чрезвычайные ситуации |
3 |
2 |
1 |
Экскурсия в ПЧ |
|
|
|
3.2 |
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения |
3 |
2 |
1 |
Беседа |
|
|
|
3.3 |
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени |
3 |
2 |
1 |
Практическое занятие |
|
|
|
3.4 |
Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия) |
3 |
|
3 |
Практическое занятие |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
14 |
20 |
|
|
|
|
Тематический план
«Школа безопасности» (IV класс)
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Аудиторные |
Внеаудиторные |
Формы контроля |
|
|
||||
1. |
Основы здорового образа жизни |
8 |
3 |
5 |
Тест |
2. |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
6 |
3 |
3 |
Диагностическая игра |
3. |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
14 |
6 |
8 |
Викторина |
4 |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
6 |
3 |
3 |
Сообщение |
|
Итого |
34 |
15 |
19 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Школа безопасности» (IV класс)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего час. |
Из них |
УУД |
Форма организ. занятий
|
Форма контроля |
дата |
|
аудиторные |
вне-аудиторные |
|
||||||
I |
Основы здорового образа жизни |
8 |
3 |
5 |
Личностные Самоопределение: -самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; -осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения проблемы; Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). |
|
тест |
|
1.1 |
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|
|
|
1.2 |
Вредные привычки, их влияние на здоровье, профилактика |
3 |
1 |
2 |
Просмотр тематического видеосю-жета |
|
|
|
1.3 |
Пути укрепления здоровья |
3 |
1 |
2 |
Конкурс |
|
|
|
2 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
6 |
3 |
3 |
|
Дидактическая игра |
|
|
2.1 |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь |
3 |
1 |
2 |
Встреча с медработ-ником |
|
|
|
2.2 |
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи |
3 |
2 |
1 |
Коммуникативные Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; |
Встреча с медработ-ником |
|
|
3 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
14 |
6 |
8 |
|
викторина |
|
|
3.1 |
Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах) |
3 |
2 |
1 |
Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
|
тест |
|
3.2 |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
3 |
1 |
2 |
игра |
|
|
|
3.3 |
Безопасное поведение на природе |
3 |
1 |
2 |
экскурсия |
|
|
|
3.4 |
Безопасное поведение на воде |
3 |
1 |
2 |
Презента-ция |
|
|
|
3.5 |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|
|
|
4 |
Чрезвычайные ситуации |
6 |
3 |
3 |
Регулятивные Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную, Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Учебные действия: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. - использовать речь для регуляции своего действия; Прогнозирование: - предвосхищать результата; Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
|
|
сообщение |
|
4.1 |
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|
|
|
4.2 |
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
|
|
|
4.3 |
Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия) |
2 |
1 |
1 |
Встреча с сотрудни-ками служб безопасности района |
|
|
|
Итого |
|
34 |
15 |
19 |
|
|
|
|
Дидактическое сопровождение
Учебно-методические компоненты комплекса |
Учителя |
Ученика |
Информационное обеспечение |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з-3 издание –М., 2014 Планируемые
результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014 Азбука
пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред.
А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
|
Анастасова Л. П.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для
1—2 кл. / Л. П. Анастасова,
П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. —
М.: Просвещение, 2012г. |
Алгоритмы деятельности |
Положение о конкурсах, проектах |
Алгоритм подготовки и представления презентаций, фотовыставок, оформления проектов |
Контрольно-измерительные материалы |
Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014 |
Тест, диагностическая игра, презентация, сообщение |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Условия проведения |
Средства технического оснащения |
Кабинеты начальных классов, 27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест |
Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет |
Мониторинговая карта
Класс |
Цель |
Прогнозируемый результат
|
Продукт деятельности учащихся |
Прогнозируемый эффект
|
Диагностический инструментарий |
1-4 |
Изучение многообразие мира и его единства, находящем отражение в триаде «Природа- Человек- Общество», включая многочисленные опасности повседневной жизни, природного и в некоторой части- техногенного и социального характера. |
Знают главные правила безопасного поведения. Запоминают названия предметов и явлений, которые могут быть источниками опасностей: утечка газа; короткое замыкание в электросети; оставленный без наблюдения электроприбор; подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством; перекрёсток улиц; движущийся транспорт; пешеход, переходящий улицу в неположенном месте; неосторожное обращение с огнём; водоёмы; ядовитые растения и грибы; дикие и бездомные животные; гололёд; морозная погода с ветром; ливень с градом и др., их признаки и возможные последствия. |
Маршрут безопасного движения «Школа-Дом-Школа»
Проект «По улицам родного города»
Фотовыставка «Береги меня водитель»
Выставка рисунков «Волшебный глаз светофора»
Буклет ПДД
|
Учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми , знать о значении природного окружения для здоровья.
|
Тесты, Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014
|
Литература
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста /
под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2012
Анастасова Л. П. Основы
безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для
1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,
Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Анастасова Л. П. Основы
безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл.
В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова,
П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение,
2012.
Анастасова Л. П. Основы
безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл.
В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова,
П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение,
2012.
Анастасова Л. П. Основы
безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для
3—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,
Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012..
Анастасова Л. П. Основы
безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для
3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,
Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012..
Анастасова Л. П. Основы
безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для
4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,
Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного
движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред.
А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для
школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2012.
Топоров И. К. Методика
преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват.
учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. —
М.: Просвещение, 2012.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 2013- 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.