Администрация городского округа «Город Калининград»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Города Калининграда средняя общеобразовательная школа №25
с углублённым изучением отдельных предметов им. И.В. Грачёва
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №25 с УИОП
______________ /В.В. Солнышкина/
«___»____________20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Школа компьютерной грамотности»
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Чернышова Ирина Васильевна
учитель информатики
г. Калининград, 2021
Пояснительная записка
В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку. Компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Направленность (профиль) программы технической направленности.
Программа «Компьютерная грамотность» рассчитана на детей среднего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 5-7 классов. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Реализация данной программы происходит с применением интерактивного оборудования в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (15 ноутбуков, интерактивная доска, кабинет 85)
Программа ориентирована на изучение: графических компьютерных программ растровой и векторной графики Paint, Gimp и Paint.NET; текстовых редакторов и процессоров Блокнот и Microsoft Word; средств создания презентаций Microsoft PowerPoint, электронных таблиц EXCEL.
Актуальность программы
Мы живем в информационном обществе, когда компьютер используется уже практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Поэтому каждому кто, который хочет идти в ногу со временем, необходимо уметь пользоваться компьютером. Компьютер из роскоши превратился в средство необходимости.
В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Обучение в пределах внеурочной деятельности может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни. Обучающиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Этим и обуславливается актуальность программы.
Отличительные особенности программы
Новизна программы обусловлена своей направленностью на реализацию развития гибкости мышления детей, соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и методике обучения информатике детей. Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.
Ключевыми понятиями, которыми оперирует программа, являются: информация и её свойства, компьютер, компьютерная графика, диалоговое окно, поисковая строка, векторное и растровое изображение, редактирование, форматирование, канал связи, локальная сеть, глобальная сеть, аппаратное обеспечение, презентация, слайд, объект, субъект, база данных, ячейка, диаграмма, гистограмма, поле.
Возраст детей, участвующих в реализации программы (адресат программы)
Данная программа предназначена для детей от 10 до 14 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Особенности набора
В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков работы за компьютером, так и умеющие работать за компьютером. Специального отбора детей не проводится. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области информатики.
Объем и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Включает в себя 110 аудиторных занятий и 34 внеаудиторных. Всего – 144 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 3 занятия по 45 минут.
Формы обучения очная, а также допускается частично дистанционная форма.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 144 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе ее реализации происходит не только усвоение определенного математического содержания, но и обогащение опыта творческой деятельности учащихся, расширение математического кругозора детей. Программа «Компьютерная грамотность» способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим и цифровым условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении работ на компьютере применяются знания из областей черчения, рисования, математики, грамматики.
Ведущие теоретические идеи
Дополнительная образовательная программа «Компьютерная грамотность» базируется на ведущих теоретических идеях:
общепедагогические идеи:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей личности учащихся;
• постановка образовательного и воспитательного процесса на основе субъект - субъектных отношений педагога и ученика;
• гуманистический подход к личности ребенка;
• становление формирования личности ребёнка через творческую самореализацию;
• развитие сознания в деятельности;
социальные идеи:
адаптация учащихся к условиям современного социума через формирование позитивного опыта взаимодействия между сверстниками, в разновозрастных группах, реализацию лидерских качеств.
Цель программы:
Подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности
Задачи программы:
Образовательные:
- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
-Научить учащихся работать с различными компьютерными программами.
Развивающие:
- развитие творческого потенциала учащихся, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;
- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
Воспитательные:
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией;
- воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Принципы отбора содержания
При написании программы учтены следующие принципы:
- доступности и последовательности;
- научности;
- учёта возрастных особенностей;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- межпредметности.
- единства обучающей, развивающей и воспитательной функции
- систематичности и постепенности;
Основные формы и методы
Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя:
- организационный момент;
- проверку домашнего задания;
- изучение нового материала;
- практическую работу;
- индивидуальное консультирование;
- устранение ошибок по ходу выполнения работы;
- подведение итогов;
- уборку рабочего места;
- выдачу домашнего задания.
Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Методы организации процесса обучения
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- наглядный метод (демонстрация, иллюстрация);
- метод проектов;
- практический, обучающий контроль;
- познавательная игра;
- упражнение;
- работа с книгами;
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
В течение занятия происходит смена деятельности – расслабляющие упражнения для мышц рук, пальцев, глаз.
Основное место отводится практической работе. Это работа на компьютере. В процессе выполнения практических работ учитель проводит инструктаж (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный.), который включает как словесные, так и практические методы обучения.
Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы на компьютере.
Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста большой эффект в обучении дает внедрение проблемных задач. Следует предлагать детям сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует их воображение, заставляет задуматься.
Данный курс носит коррекционно – развивающую направленность. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, навыков самостоятельной работы. Большое место в программе отводится привитию обучающимися практических умений и навыков, т.к. обучение работе на компьютере является средством коррекции интеллектуального развития, успешной интеграции в общество.
Основным предназначением обучения является получение учащимися представлений о сущности информационных процессов, рассмотрении примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификации информации и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.
Программа следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение одного года с постепенным наращиванием сведений. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий.
При этом возможность использования компьютерных технологий развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому материалу.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- правила поведения, правила техники безопасности;
- виды инструментов, используемых при работе за компьютером;
- основные определения ключевых понятий.
- элементарные навыками прогнозирования.
- основные приемы работы в различных компьютерных программах.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях;
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- правильно читать условные обозначения;
- правильно осуществлять поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график).
Система оценки результатов освоения программы
Учёт знаний обучающихся проводится путём проведения диагностики (входящей, промежуточной и итоговой). Форма учёта знаний может быть следующей: наблюдение, тестирование, зачётное выполнение мини-лабораторной.
Обучающиеся, показывающие высокие уровень подготовки и имеющие устойчивую мотивацию к посещению занятий, могут участвовать в конкурсах по компьютерной грамотности.
Механизм оценивания образовательных результатов
1. Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений. Работа с инструментами, техника безопасности.
- Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.
- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.
- Высокий уровень. Четко и безопасно работает инструментами.
Способность изготовления конструкций.
- Низкий уровень. Не может изготовить конструкцию по схеме без помощи педагога.
- Средний уровень. Может изготовить конструкцию по схемам при подсказке педагога.
- Высокий уровень. Способен самостоятельно изготовить конструкцию по заданным схемам.
Степень самостоятельности изготовления конструкции
- Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию конструкции.
- Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
- Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции при сборке и программированию конструкции.
Формы подведения итогов реализации программы (проектная деятельность ЦОС и д.р.)
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения модуля. В конце каждого модуля получается индивидуальный продукт (рисунок, презентация, реферат и т.д). Итоговый контроль проводится в виде защиты проектов.
Практические занятия проводятся с использованием цифровой образовательной среды (ЦОС). Обучающиеся участвуют в различных конкурсах и соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня, например: Урок цифры, УчиРу, АртТалант. По окончании модуля обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровьяобучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностямиздоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и средесверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые. Педагог дополнительного образования.
Материально-технические: проектор, конструкторы, ноутбуки, нэтбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий, УМК к программе.
Учебный план
№ |
Содержание (перечень разделов, тем) |
Количество часов |
Формы контроля |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
Внеаудиторные |
|
|||
|
Раздел 1 |
||||||
1.1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
|
|
Тестирование |
|
1.2 |
Основные виды работы на компьютере |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
1.3 |
Знакомство с компьютером. |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
|
Раздел 2 |
||||||
2.1 |
Графический редактор Paint . Основные инструменты рисования. |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
2.2 |
« Слои и работа со слоями» |
6 |
1 |
5 |
|
|
|
2.3 |
Возможности коррекции изображения. |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
2.4 |
Творческое задание. Построение интерьера. |
16 |
2 |
6 |
8 |
|
|
2.5 |
«Инструменты клонирования» |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
2.6 |
« Возможности анимации» |
3 |
|
3 |
|
|
|
|
Раздел 3 |
||||||
3.1 |
Текстовый редактор Microsoft Word. |
6 |
1 |
5 |
|
|
|
3.2 |
Проект «Создание реферата» |
25 |
1 |
14 |
10 |
|
|
|
Раздел 4 |
||||||
4.1 |
Программа Power Point. |
21 |
5 |
6 |
10 |
|
|
4.2 |
Создание презентации своих достижений |
9 |
2 |
4 |
3 |
Защита проекта |
|
|
Раздел 5 |
||||||
5.1 |
Знакомство с табличными редакторами. |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
5.2 |
Создание небольшой реляционной базы данных «Олимпиада по информатике» |
12 |
3 |
6 |
3 |
|
|
|
Раздел 6 |
||||||
6.1 |
Знакомство с Интернетом. |
6 |
|
6 |
|
|
|
6.2 |
Поисковые системы |
10 |
|
10 |
|
|
|
6.3 |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
|
Игра |
|
|
Итого часов: |
144 |
23 |
121 |
36 |
|
|
Календарный учебный график
Год реализа ции программ мы
|
Начало учебно го года |
I Учеб ный период
|
I Канику лярный период
|
II Учеб ный период |
II Канику лярный период
|
|
1 год
|
1-ый рабочий день октябрь |
4 недели |
5-ая неделя |
8 недель |
14-ая неделя |
III Учеб ный период |
III Канику лярный период
|
IV Учеб ный период |
Летний период |
Продол житель ность учеб ного года |
||||
Июнь |
Июль |
Август |
||||||
10 недель |
25-ая неделя |
7 недель |
|
4 неде ли |
4 неде ли |
4 неде ли |
|
44 Недель (30-по расписанию) 12-само стоятельно) |
|
-
Ведение занятий по расписанию
|
-
Занятия в летнем оздоровительном лагере
|
-
Самостоятельная подготовка
|
- Промежуточная аттестация
|
- Итоговая аттестация
Содержание программы
Раздел 1. Знакомство с компьютером
Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Запуск программ.
Раздел 2. Графический редактор Paint.
Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения.
Раздел 3. Текстовый редактор Microsoft Word.
Набор текста, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста. Создание текста- объявления, поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Создание шаблона грамоты. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе.
Раздел 4. Программа Power Point.
Создание и дизайн слайда. Умение создавать надписи, вставлять картинки в программе Power Point. Знакомство с анимацией, автофигурами.Создание простой презентации на основе шаблона.
Раздел 5. Знакомство с Microsoft Excel
Работа с таблицей. Создание небольшой базы данных.
Раздел 6. Знакомство с Интернетом.
Интернет. Знакомство со всемирной сетью.
Итоговое занятие. Подведение итогов. Оформление выставки работ. Итоговое занятие в форме игры по пройденному материалу. Поощрение кружковцев.
Методическое обеспечение
Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, которое проводится в форме: лекции, беседы, лабораторной за компьютером, дискуссии, игры, экскурсии, праздника, выставки, практического занятия, соревнования.
В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности.
При организации учебно-воспитательного процесса используются такие методы обучения как: словесный, наглядный, исследовательский, проектный, метод игры, практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
Объяснительно-иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
Частично-поисковый (участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
Фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
Коллективный – организация проблемно – поискового или творческого взаимодействия между всеми учащимися;
Индивидуально – фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
В парах – организация работы по парам;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Здоровье сберегающие технологии
Организационно-педагогические условия реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение
Ноутбуки 15 шт.,
Интерактивная доска 1 шт..
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работы одной из установок (навыбор).
2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок.
3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.
Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:
- Теория;
- Практика.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- Электронные учебники;
- видеоролики;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе.
По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам идр.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ;
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрированного в Минюсте РФ 20.08.2014 г., регистрационный номер 33660);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
7. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
8. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
9. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
11. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 212 с., 16 с. Ил.: ил.
12. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 – 245 с.
13. Пожарина Г.Ю. Свободное программное обеспечение на уроке информатики. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.+СD-ROM.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.