Программа внеурочной деятельности
«Школа юного волшебника»
(возраст детей 9 – 10 лет)
срок реализации 2 года
2013 год
1. Пояснительная записка
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Младшие школьники любит всё таинственное, загадочное и необычное. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы через свою деятельность. Тогда обязательно нужно проводить вместе с ними нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Эта цель обучения может быть достигнута только тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям через урок и внеурочную деятельность.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Материал, рекомендованный по данной авторской программе, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, имеют строго очерченные программные требования. Знания и навыки, выделенные в программах по этим предметам, должны быть прочно усвоены в полном объеме. Многие авторские программы внеурочной деятельности для младших школьников лишь закрепляются знания, полученные на уроках. Проанализировав программы внеурочной деятельности в сети Интернет, программ по системе Занкова и «школы 2100», можно сделать вывод, что основная цель большинства программ – это формирование исследовательских навыков младших школьников либо расширение информационной грамотности учащихся. При изучении материала в «Школе юных волшебников» школьники должны, главным образом, получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы, веществах в природе, расширить свой кругозор. При этом будут развиваться у учащихся наблюдательность, способность рассуждать и размышлять. Программа тесно связана с предметом «Окружающий мир», который на современном этапе образования в начальной школе является интегрированным, но не всегда содержание данного предмета способно ответить на вопросы детей «почему и как». Содержание программы можно изменять, исходя из вопросов, которые будут интересовать членов кружка.
Основная цель «Школы юных волшебников»:
- формирование убежденности в познаваемости мира и начальных представлений о принципе причинности на основе формирования экспериментальных умений и познавательной активности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Обучающие:
- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;
-овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы;
Развивающие:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике и химии;
- расширение кругозора, развитие наблюдательности.
Воспитательные:
- зарождение и углубление интереса к окружающему миру;
- воспитание творчески активной личности, живущей по принципу «Я всё смогу».
Развитием познавательных интересов и мотивации у школьников занимались известные учёные и педагоги - Д.Б. Эльконин, Г.А. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Т.А. Матисс, А.Б. Орлов.
Л.С. Рубинштейн отмечал, что существенная задача обучения - формирование полноценных интересов, так как интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом. Аналогичной точки зрения придерживается и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом, он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.
Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов. Н.С.Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является в высшем проявлении активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики.
Основные ключевые понятия программы:
- познавательный интерес
- познавательная активность
- способности
Программа реализуется в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «МСОШ №1» и представляет систему познавательных опытов и экспериментов для учащихся начальных классов и рассчитана на два года обучения (3-4 класс). В дальнейшем как продолжение в среднем звене вводятся элективные курсы «Занимательная физика», «Химия на кухне». В старших классах ребята имеют возможность вступить в созданный в школе Клуб юных рационализаторов и изобретателей.
Рассчитана на 2 года обучения , 68 занятий, продолжительностью 40 минут каждое. Набор детей свободный. Число членов школы- 15-20 человек. В начале обучения проводится диагностика познавательных процессов и интересов, затем анкетирование по выявлению интересующих детей вопросов.
Место проведения занятий – кабинет (во второй половине дня).
Основной формой работы на 1 год обучения являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Задания, упражнения и опыты на занятиях предлагают парную, групповую, самостоятельную работу. Во 2 год обучения предполагается выполнение мини – проектов и исследовательских работ по химии и физике.
Основные виды деятельности:
- игровая деятельность:
- совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);
- опытно – экспериментальная деятельность (проведение познавательных опытов)
- презентационная (представлении своих работ)
Форма подведения итогов:
- презентация опытов перед одноклассниками (в виде занимательного внеклассного мероприятия «Друзья Гарри Поттера»)
- участие в различных конкурсах и НПК.
Данная программа позволить учащимся достигнуть второго и третьего уровня результатов. Второй уровень предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, школьник приобретает мужество, готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников».
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «МСОШ № 1». Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочно можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных и физических), их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (природа, знания);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- составление плана работы и оценка своей деятельности в соответствии с поставленными задачами и целями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ.
- установление причинно-следственных связей;
В результате занятий по разработанной программе у младшего школьника появится возможность:
- оценивать свои знания об окружающем мире и стремиться познавать новое и неизведанное;
- научиться договариваться с людьми, согласовывая свои интересы и взгляды для успешной деятельности;
- рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;
- расширить свой кругозор;
- иметь более высокий уровень познавательного интереса и познавательной активности
Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, самостоятельные работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, участие в конкурсах, фестивалях, НПК)
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, консультации
Итоговый контроль: демонстрация (презентация) опытов (фокусов) и своих научно- исследовательских работ для других учащихся и родителей.
Самоконтроль:
1)листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются: -развитие познавательных интересов обучающихся;
-создание ситуации успеха для каждого ученика;
-повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-приобретение навыков саморефлексии.
Раздел |
Тема |
Я знаю |
Я умею |
|
|
|
|
2) ведение дневника « Я могу, я научился»
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в демонстрациях для одноклассников и младших школьников .
Средний уровень: умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике
3. Содержание программы
1 год обучения (34 часа)
№ п\п |
Раздел |
Кол-во часов |
Теория |
Практические действия |
|
Вводное занятие |
1 |
- знакомство с целями и задачами школы юных волшебников |
игра «Расскажи о себе» |
I. |
Вещества и материалы |
12 |
-знакомство с понятием «вещество, материал» - рассмотрение вопроса «Какие бывают вещества?» - из чего состоят вещества и материалы - правила безопасного проведения опытов и экспериментов |
- проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства различных материалов и веществ ( плотность, плавучесть, удивительные смеси, химические соединения, состав материалов), основанных на законах физики и химии
|
II. |
Воздух вокруг нас |
11 |
-рассмотрение основных свойства воздуха -использование их в различных приспособлениях - изобретения, основанные на свойствах воздуха |
проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства воздуха (атмосферное давление, температура воздуха, вода в воздухе, мощь воздуха)
|
III. |
Движения и механизмы |
10 |
- рассмотрение истории изобретения различных механизмов и принципов их действия (от колеса до наших дней) |
проведение познавательных опытов, раскрывающих такие понятия как: магнетизм, электрический разряд, источник энергии, сила тяжести, инерция, реактивное движение)
|
2 год обучения
(34 часа)
№ п\п |
Раздел |
Кол-во часов |
Теория |
Практические действия |
I. |
Вводное занятие |
1 |
- знакомство с целями и задачами школы юных волшебников |
дидактическая игра «Что я знаю и умею» |
II. |
Химия вокруг меня |
17 |
- повторение свойств различных веществ - углубление знаний о веществах - знакомство с лабораторным оборудованием по химии
|
- подготовка и выполнение групповых и индивидуальных исследовательских проектов и работ по теме «Тайны шпионов», «Тайны воды», «Тайны масляных пятен», «За чашечкой чая» - проведение экспресс- исследований |
III. |
Физика вокруг меня |
16 |
- повторение свойств различных материалов - углубление знаний о материалах - знакомство с лабораторным оборудованием по физике |
- подготовка и выполнение групповых и индивидуальных исследовательских проектов и работ «Лабораторная работа по сбору электрической цепи», «Получение электричества из картофеля», «Изготовление модели простейшего робота», «Сила воды» -проведение экспериментов |
4. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Раздел/Тема |
Кол-во времени |
Всего часов |
|
теория |
практика |
|||
I |
Вещества и материалы |
1 |
11 |
13 |
|
Вводное занятие. |
1 |
|
|
1 |
Что такое вещество? Какие бывают вещества? |
1 |
|
1 |
2 |
Из чего состоят вещества. Свойства разных веществ. |
|
|
1 |
3 |
Невидимые чернила. |
|
1 |
1 |
4 |
Разбегающиеся зубочистки |
|
1 |
1 |
5 |
Могучая скорлупа |
|
1 |
1 |
6 |
Научи яйцо плавать |
|
1 |
1 |
7 |
«Наживка» для льда |
|
1 |
1 |
8 |
Сильная газета |
|
1 |
1 |
9 |
Рекордный вес |
|
1 |
1 |
10 |
Чудесные спички |
|
1 |
1 |
11 |
Исчезающая монетка |
|
1 |
1 |
12 |
Висит без верёвки |
|
1 |
1 |
13 |
Презентация опытов для одноклассников |
|
1 |
1 |
II |
Воздух вокруг нас |
2 |
9 |
11 |
1 |
Что такое воздух? Свойства воздуха |
1 |
|
1 |
2 |
Изобретения человека с использованием свойств воздуха. |
1 |
|
1 |
3 |
Лимон надувает шарик |
|
1 |
1 |
4 |
Соломинка-пипетка |
|
1 |
1 |
5 |
Соломинка флейта |
|
1 |
1 |
6 |
Может ли «кипеть» холодная вода. |
|
1 |
1 |
7 |
Могучее дыхание |
|
1 |
1 |
8 |
Подводная лодка |
|
1 |
1 |
9 |
Яйцо в бутылке |
|
1 |
1 |
10 |
Делаю тучу |
|
1 |
1 |
11 |
Презентация опытов для одноклассников |
|
1 |
1 |
III |
Движение и механизмы |
2 |
8 |
10 |
1 |
Как человек заставил предметы двигаться |
1 |
1 |
1 |
2 |
Изобретения человечества (колесо, транспорт и многое другое) |
1 |
|
1 |
3 |
Волосы дыбом |
|
1 |
1 |
4 |
Шарики- магниты |
|
1 |
1 |
5 |
Танцующая бумага |
|
1 |
1 |
6 |
Лети, лети, лепесток… |
|
1 |
1 |
7 |
Птичка в клетке |
|
1 |
1 |
8 |
Как квадрат превратить в круг |
|
1 |
1 |
9 |
Скатерть- самобранка |
|
1 |
1 |
10 |
Презентация опытов для одноклассников |
|
1 |
1 |
2 год обучения
№ п/п |
Раздел/Тема |
Кол-во времени |
Всего часов |
|
теория |
практика |
|||
|
Вводное занятие. |
1 |
|
|
I |
Химия вокруг меня |
6 |
11 |
17 ч. |
1 |
Лабораторное оборудование по химии. |
1 |
|
|
2 |
Вода удивительная и удивляющая. |
1 |
2 |
|
3 |
Что содержится в чашке чая? |
|
2 |
|
4 |
Всё об йоде. |
|
1 |
|
5 |
Симпатические чернила |
|
2 |
|
6 |
Жиры, белки и углеводы. |
1 |
2 |
|
7 |
Пластмассы. |
1 |
|
|
8 |
Химия на кухне. |
1 |
1 |
|
9 |
Обычный и необычный школьный мел. |
1 |
1 |
|
II |
Физика вокруг меня |
6 |
10 |
16 ч. |
1 |
Лабораторное оборудование по физике. |
1 |
|
|
2 |
Электричество: история и современность |
2 |
1 |
|
3 |
Альтернативные источники электричества |
1 |
2 |
|
4 |
Эти удивительные мыльные пузыри. |
|
1 |
|
5 |
Занимательный магнит |
1 |
1 |
|
6 |
Физика в игрушках. |
1 |
3 |
|
7. |
Удивительная вода. |
|
2 |
|
5. Ресурсное обеспечение программы
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий имеется свободное помещение во второй половине дня. Имеется в школе медкабинет и школьная медсестра. Руководителем кружка может быть учитель начальных классов (химии, физики) или заинтересованный родитель, имеющий навыки работы с химическими препаратами и первоначальные знания по физике.
Основная форма работы: опытно- экспериментальная.
Основной метод: наблюдение, опыт, эксперимент, лабораторные работы. Кроме того, в состав программы входят игровая деятельность.
Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Финансовые затраты минимальны. Все необходимые вещества (по химии) возможно приобрести в магазине. Материалы и инструменты для экспериментов по физике также возможно приобрести или работать с бросовыми и подручными материалами.
Необходимые принадлежности: лабораторное оборудование по физике и химии (имеется в школе), набор необходимых веществ (вода, соль, сахар и т.д), научно-познавательные энциклопедии.
Программа «Школа юного волшебника» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий и детских сайтов по занимательной физике и химии. Методические рекомендации и ход проведения опытов и экспериментов для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.
6. Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.- 25 с.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. -204 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. -41 с.
Дополнительная литература
1. Мои первые научные опыты, - М.: издательская группа «Контент», 2003,-128 с.
2. Сикорук Л.Л. Физика для малышей , -М. : Педагогика, 1983, -165 с.
3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
4. Эрудит. Физика: Справочное издание – М.: «ТД «Мир книги», 2006, -192 с.
Интернет – источники:
http://adalin.mospsy.ru
http://danilova.ru/publication/fizika
http://class-fizika.narod.ru/
http://mults.info
http://simplescience.ru
http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty
http://www.alhimik.ru
http://www.XuMuK.ru
http://www.chemistry.narod.ru/
http://it-n.ru/
http://school.edu.ru/
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
5. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
6. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.