Школьная география как фактор социализации личности учащихся

  • Контроль знаний
  • Научные работы
  • doc
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье говорится о том, что современные реалии показывают: классическая система образования не всегда обеспечивает подготовку учеников к реальным жизненным задачам. Большинство учащихся способны лишь воспроизводить усвоенную информацию, но при встрече с практической ситуацией оказываются беспомощными.
Иконка файла материала публикация.doc

Школьная география как фактор социализации личности учащихся

 Булгакова Любовь Михайловна учитель географии и биологии высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №6» города Губкин Белгородской области

 

Основная задача педагогов — воспитание подрастающего поколения для самостоятельного функционирования во взрослой жизни, что тесно связано со концепцией социальной адаптации. В последние годы данное понятие стало ключевым в научных исследованиях и практике психологов, специалистов по реабилитации и педагогов. Социальную адаптацию нередко смешивают с такими процессами, как интеграция индивидов в общество, социализация личности, восстановление функциональности (реабилитация) после трудностей различных видов, а также компенсацией недостатков и ограничений.

Современные реалии показывают: классическая система образования не всегда обеспечивает подготовку учеников к реальным жизненным задачам. Большинство учащихся способны лишь воспроизводить усвоенную информацию, но при встрече с практической ситуацией оказываются беспомощными. В школе они изучают теоретические основы — правила, законы, формулы — и могут продемонстрировать их применение на упражнениях базового уровня. Однако отсутствие опыта решения реальных проблем приводит к тому, что выпускники школ (особенно с ограниченными возможностями здоровья) не готовы активно участвовать в экономической, культурной или политической жизни общества. Таким образом, существующая система образования часто выпускает молодое поколение недостаточно подготовленным для самостоятельного и успешного функционирования во взрослом мире [2].

Социальная адаптация и успешная интеграция детей в общество напрямую связаны с глубиной и качеством образования, которое они получают в школе. Качество сформированных знаний, умений и навыков определяет, насколько легко школьники смогут вписаться в современное общество, найти своё место и ощутить личную значимость. XXI век, объявленный ЮНЕСКО «веком образования», ставит в приоритет развитие знаний, культуры, воспитанности и интеллигентности, подчёркивая стратегическую роль образования как ключевого социального института. Современная система образования, как важнейший фактор прогресса, направлена на формирование личности, способной к профессиональной реализации, социализации и воспитанию в условиях динамичного, высокотехнологичного и конкурентоспособного мира.

Основные цели школы — раскрытие индивидуальных способностей каждого ученика, воспитание гражданина с высокими моральными качествами и патриотическим сознанием, готового к жизни в сложных условиях. Социализация, как процесс и результат освоения социального опыта, включает в себя преобразование психических функций ребёнка под влиянием обучения и воспитания. Это означает присвоение социальных норм, ценностей, правил поведения, формирование мировоззрения, что происходит через активное взаимодействие с окружающим миром. Культурные и психологические особенности общества, с одной стороны, и личный опыт ребёнка, приобретённый в процессе его активной деятельности, — с другой, определяют содержание социализации. Овладение социальным миром — это не просто накопление информации, а умение владеть способами деятельности и общения, которые позволяют эффективно функционировать в обществе. Социальный опыт ребёнка, таким образом, становится результатом не только усвоения знаний, но и глубокого внутреннего преобразования личности в процессе социализации и воспитания [3].

Овладение социальным опытом происходит через несколько взаимодополняющих механизмов:

 1. Целенаправленные процессы воспитания, образования и просвещения обеспечивают структурированное введение детей в социальные нормы и знания, где ребёнок активно вовлекается в учебные и образовательные мероприятия.

2.  Активное взаимодействие в совместных действиях позволяет детям не просто подчиняться внешним воздействиям, а самостоятельно участвовать в процессах, осваивая социальный опыт путем включения в различные ситуации и задачи.

3. Спонтанное приспособление к социальному окружению происходит через непосредственное взаимодействие с окружающим миром, когда ребёнок быстро адаптируется к условиям жизни и людям, нередко интуитивно и без явного обучения.

Социализация как процесс формирования личности включает в себя: широкий спектр социальных факторов, таких как влияние СМИ, культурные традиции региона, школьные и семейные ценности; спонтанные изменения в оценках, взглядах и суждениях, что отражает динамику внутреннего мира ребёнка; переход к личностному самоконтролю, инициативе и ответственности, что является ключевыми аспектами взросления.

На уроках географии в гимназии реализуются следующие творческие подходы: в 5 классе ученики создали выставку «Тайны вулканов», где самостоятельно изготовили модели вулканов из подручных материалов, что позволило им глубже понять процессы вулканической активности [4].

В 6 классе дети написали сказку «Путешествие Капельки» (о круговороте воды в природе), создали иллюстрации и совместно сделали мультфильм, что способствовало осознанию важности экологических процессов.

В 7 классе гимназисты разработали правила поведения в лесу, провели конкурс на лучший свод этих правил, представили их младшим школьникам и создали листовки с призывом беречь лесные ресурсы, тем самым демонстрируя социальную ответственность и умение применять знания на практике. Эти творческие задания не только углубляют понимание учебного материала, но и способствуют развитию социальных навыков, самостоятельности и ответственности у учащихся.

Работа по воспитанию толерантности и социализации учащихся в многонациональной среде на примере географических занятий демонстрирует важные аспекты образовательного процесса [2].

1. Воспитание толерантности: Организация дискуссии о национальном составе населения России помогла 7-классникам осознанно подходить к пониманию многообразия наций и культур. Исследование национального состава гимназии показало, что гимназия является многонациональной.   

Создание диаграммы «Штрихи к многонациональному составу МАОУ «Гимназия №6»» позволило ученикам визуализировать это разнообразие и осознать значимость толерантности в повседневной жизни. Проведение классных часов для сплочения различных народов способствует формированию дружелюбия, уважения к культурным особенностям сверстников.

2. Активное включение в социокультурную деятельность. Благоустройство школьной территории стало значимым проектом, где ученики изучали состояние пришкольного участка, разрабатывали дизайнерские проекты и макеты вместе с педагогами, принимали активное участие в посадке растений и озеленении территории. Этот опыт способствует развитию социальной ответственности, умения работать в команде, а также приобретению практических навыков.

3. Профориентация как элемент социализации. Организация экскурсий по предприятиям и учреждениям города Губкина (краеведческий музей, музей истории КМА, музей им. Раевского, Спасо – Преображенский Собор, мясокомбинат, пожарную часть, мусороперерабатывающий комбинат «Флагман», Лебединский карьер, шахта имени И.М. Губкина) позволила: познакомить учащихся с историей региона, предоставить возможность увидеть различные профессии в действии. Профориентационные встречи (с горным мастером, пожарными, преподавателями БГТУ, участниками СВО) расширили кругозор учеников 9-10 классов, показали разнообразие профессий, способствовали осмыслению собственных интересов и склонностей. Эти мероприятия в совокупности способствуют - формированию у учащихся толерантного отношения к представителям разных национальностей, уважения культурных различий, развитию социальной активности через участие в коллективных проектах, осознанному выбору будущей профессии и пониманию своей роли в обществе.

Таким образом, подобные практики не только обогащают учебный процесс, но и являются мощным инструментом социализации подрастающего поколения.

Воспитание гражданина и патриота через знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей и особенностями родного края на уроках географии является актуальным и значимым направлением в образовательном процессе [4].  Рассмотрим основные аспекты и результаты реализации данного подхода:

1. Воспитание патриотических чувств и формирование нравственных ценностей: 8-й класс проект «Мастер своего дела». Знакомство с жизнью и деятельностью известных людей города способствует формированию уважения к труду, профессионализму, патриотических чувств. Учащиеся глубже погружаются в историю и культуру своего региона, осознают вклад конкретных личностей в развитие общества. 

2. Формирование профессиональных компетенций и самоопределения. Проект «Мастер своего дела» стимулирует - инициативность и самостоятельность в выборе темы и подходов к исследованию, анализ собственных интересов и склонностей в контексте рынка труда, развитие навыков презентации и публичных выступлений.

9-й класс: комплексное изучение истории, природы и экономики родного края - экскурсии на «Прохоровское поле» и в город-крепость «Яблонов» позволяют прикоснуться к истории и культурному наследию, осознать значимость событий и мест для развития региона, развивать чувство гордости за свою страну и город.

3. Экологическое воспитание и участие в решении местных проблем. Работа над проблемой утилизации мусора дала возможность провести серию экоуроков «Разделяй с нами». Все это способствует осознанию важности экологических проблем на личном и общественном уровне, формированию ответственного отношения к окружающей среде, развитию навыков научного исследования и проектной деятельности. Участие в региональных конкурсах подтверждает высокий уровень подготовки учащихся. Гимназисты в региональных конкурсах-  «Волонтеры могут все», «Спаси лес от пожара», «Подходы к отходам» стали победителями. Создание информационной листовки об утилизации мусора способствует вовлечению широкой аудитории в решение экологических проблем.

4. Социальная активность и гражданская позиция. Участие в решении экологических проблем города (утилизация мусора) показывает, что ученики осознают свою роль в обществе, готовы к активному участию в жизни сообщества, способны к реализации собственных инициатив на благо окружающих. В целом, данный подход к воспитанию гражданина и патриота через географическое образование демонстрирует глубинное понимание и уважение к истории и культуре своего края, формирование активной гражданской позиции и социальной ответственности, развитие профессиональных компетенций и навыков самоопределения, способность к решению актуальных социальных и экологических проблем. Эти элементы создают прочную основу для формирования полноценной личности, способной вносить вклад в развитие общества.

Работа учащихся гимназии во всероссийском движении «Вода России» демонстрирует широкий спектр подходов к социализации и образованию:

 1. Воспитание экологической культуры через движение «Вода России - проведение серии уроков по темам, связанным с водными ресурсами, формирование глубокого понимания важности воды в жизни человека и природы, развитие осознанной ответственности за сохранение окружающей среды.

Участие в конкурсе «Разноцветные капли» стимулирует творческое мышление, умения работать с информацией и представлять свои идеи, способствует обмену опытом и взаимодействию со сверстниками из других регионов.

Экоквест с практическими заданиями обучает конкретным навыкам экономичного использования воды, переработки отходов, развивает практические умения по решению экологических задач и проблемных ситуаций.

2. Самостоятельное добывание знаний.

Организация учебного процесса таким образом способствует развитию самостоятельности, инициативности учащихся, формирует навыки самообучения и самоконтроля.

3. Социальная значимость деятельности для подростков.

 В период перехода от подросткового к юношескому возрасту участие в общественно полезных проектах повышает социальный статус учащихся. Оценивание результатов своей деятельности способствует формированию самооценки и уверенности.

4. Процесс социализации через географическое образование.

География как предмет предоставляет широкие возможности для освоения различных социальных ролей (например, исследователя, защитника природы), способствует пониманию многообразия культур и общественных явлений, развивает навыки коммуникации, сотрудничества в коллективе.

5. Особенности географического образования для учащихся с ОВЗ. География как предмет предлагает гибкие формы подачи материала (наглядные пособия, цифровые ресурсы), способствует развитию пространственного мышления и ориентации в окружающем мире, позволяет адаптировать учебный процесс под индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ.

Важные аспекты: индивидуализация обучения, учёт специфики развития каждого ученика, использование инклюзивных методик и технологий для вовлечения всех в учебный процесс, развитие компенсаторных навыков (например, усиление визуального восприятия через карты, схемы).

В целом включение географического образования в процесс социализации способствует формированию активных граждан с экологической осознанностью, развивает ключевые компетенции (самостоятельность, коммуникабельность, социальную ответственность), обеспечивает адаптацию и успешное включение в общество не только обычных учеников, но и тех, кто имеет ограничения по здоровью.

География как предмет играет особую роль в этом процессе благодаря своей междисциплинарности и практической направленности.

 

Список использованной литературы

 

1. Использование средств обучения в преподавании географии/ Ю.Г. Барышева, М.Б. Вестицкий, Т.В. Григорьева и др. Под ред. Ю.Г. Барышевой. – М.: Просвещение. 2001-136 с.

2. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Сирин, 2002. – 156 с.

3. Круцкий В.А.Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение,2006-106 с.

4. Пороцкая, Т.И. Обучение географии в средней школе/ Т.И. Пороцкая.- М., П., 2007.-131 с.