Олимпиада по русскому языку 3 класс
Фамилия, имя _____________________________________________________________
Класс _____________________
Задание 1. Сколько твёрдых и сколько мягких звуков обозначаются буквой л в стихотворении? Запиши ответ.
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Ответ: Твёрдых __, мягких __.
Задание 2. Какое слово задумано? Запиши его.
Корень – из слова морской
Окончание – из слова весенний
Приставка – из слова прибежать
Суффикс – из слова русская
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 3. Вставь пропущенные буквы, запиши слова в алфавитном порядке:
л_пата, п_суда, с_п_ги, м_г_зин.
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 4. Выпиши слова, которые содержат только один суффикс.
Желудочек, молоточек, веничек, кружочек, горшочек, комочек, листочек.
Ответ: ___________________
Задание 5. Подбери синонимы к словам.
Лётчик - _______________________
Горе - _________________________
Блестеть - _______________________
Родина - _________________________
Жара - ___________________________
Задание 6. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой колонке, соедини линией.
Трудиться, засучив рукава |
|
Проглотить язык. |
Как кошка с собакой |
|
Черепашьим шагом |
Потерять голову |
|
Работать спустя рукава. |
На всех парах |
|
Хвост трубой |
Пропустить мимо ушей |
|
Душа в душу |
Повесить нос |
|
Навострить уши. |
Задание 7. Прочитай текст и выполни задание.
Она бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр "точно" сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов … (А. П. Чехов).
К выделенному в тексте слову подберите исторически однокоренные слова, значения которых даны в таблице. Запиши слова.
Значение слова |
Искомое слово |
Имя существительное, «знак препинания». |
|
Имя существительное, ботанический термин, «часть цветка с пыльцой». |
|
Глагол, «потерять равновесие, задев ногой что-либо». |
|
Глагол, «задать дополнительный вопрос». |
|
Задание 8. Какое слово задумано? Запиши его.
1) первая буква задуманного слова является согласным в последнем слоге слова «комната»;
2) вторая буква – согласный, два раза встречающаяся в слове «квартира»;
3) третья буква – непроверяемый безударный гласный в слове «завтрак»;
4) четвёртая буква обозначает непарный, звонкий, твёрдый, согласный звук в слове «машина»;
5) с пятой буквы начинается второй слог в слове «овёс»;
6) шестая буква является окончанием в слове «берёза»;
7) седьмая буква обозначает всегда мягкий, звонкий, согласный в слове «урожай».
Ответ: ___________________
Задание 9.
Прочитай слова. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
Якорь, каюта, сирень, яблоко, вечер, армия, ёжик.
Задание 10. Определи и подпиши над словами части речи в предложениях.
Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Задание 11. Найди слова с приставкой, подчеркни их.
Загиб, запрятал, заморский, замок, зайчонок, забег, зависть.
Задание 12. Подчеркни нужную букву в начале слова.
(с,з)дание, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь
Задание 13. Расшифруй письмо и запиши его, используя изученные орфограммы.
[л’ус’а _______________________________________________
з’д’эс’ ч’удный’ лук _______________________________________________
й’а у п’ин’ка л’ижу _______________________________________________
мн’э с’н’ица грус’т’ _______________________________________________
пад й’олкай’ _______________________________________________
ил’й’а] ______________________________________________
Задание 14. Поставь слова в форму родительного падежа множественного числа.
помидоры – |
___________________________ |
носки – |
___________________________ |
яблоки – |
___________________________ |
апельсины – |
___________________________ |
туфли – |
___________________________ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.