Школьная библиотека как центр духовно-нравственного воспитания учащихся начальная школа 7-10 лет
Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
библиотека
1 кл—4 кл
30.01.2017
Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
статья Школьная библиотека.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа № 1»
Школьная библиотека
как центр духовнонравственного
воспитания учащихся
начальная школа
710 лет
Прахт Илона Валерьевна
педагогбиблиотекарь Тальменка, 2015 год
Часто мы говорим: «Книга это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок
знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями,
а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на
чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше,
сделать чтото хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с
нормами поведения.
Общество не придумало инструмента более совершенного, чем чтение, чтобы
формировать сознание, духовный мир ребенка, «будить» его мысль. О роли библиотеки в
духовнонравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать
центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности.
Воспитать такого человека без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о
духовности, нравственности, культуре.
В стенах детских библиотек – недаром древние философы называли их «аптеками для
души» создаётся благоприятная среда для интеллектуального общения, совместных
открытий, познания мира и определения своей роли в нём. Деятельность библиотеки
направлена на воспитание гуманистической духовнонравственной личности, она раскрывает
перед каждым читателем не только разнообразие фонда, но и оказывает информационную
поддержку педагогам в проведении общешкольных мероприятий, в создании тематических
проектов, ведь главная цель работы школы – выявление и развитие способностей каждого
участника как личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.
Только традиционные духовность и нравственность могут сегодня укрепить
расшатанные семейные и социальные устои, способны остановить распространение
социальных пороков в неокрепших душах наших детей.
Основой для создания учебных и воспитательных программ по духовному воспитанию
служит прекрасно сформированный фонд книжных и периодических изданий духовно
нравственного содержания. Библиотекари, как и классные руководители, моделируют,
организуют и способствуют духовному развитию личности ребенка. Являясь посредником
между социумом и учеником, библиотекарь создаёт условия для развития каждой личности,
раскрытия её потенциальных способностей.
Библиотека не может быть в стороне от школьной жизни, от задач, над которыми
работает педагогический и ученический коллектив. Она постоянно участвует в
педагогическом процессе не только, как информационный центр, но ведём учебно
методическую работу по духовнонравственному воспитанию. Приобщение к книге
начинается с раннего школьного возраста. Чтение та благодатная деятельность, которая
открывает пути поиска жизненных ориентиров, способствует возникновению атмосферы
духовности, общности.
Главной целью библиотеки, в воспитании духовной нравственности, является помощь
детям ощутить себя частичкой «малой» Родины, воспитание гордости и чувства сопричастности к ее истории. Успех в становлении духовнонравственной личности вряд ли
возможен силами только библиотечных работников. Главные наши соратники – педагоги и
родители. Раньше наши дети воспитывались на чтении и экранизации русских народных
сказок, на полных гуманизма произведениях детских писателей, которые учили добру,
взаимопомощи, состраданию, осуждали зло. Теперь дети мало читают, зато с ранних лет
смотрят по телевизору низкопробные детские фильмы западного производства, полные
грубости, обмана, жестокости и насилия. Преодолеть все негативные тенденции в духовно
нравственной сфере будет возможно только в том случае, если этому вопросу будет уделено
самое серьёзное внимание во всех сферах общественной жизни и, прежде всего, в школе.
Можно сужать и расширять виды справочноинформационной деятельности школьной
библиотеки, но бесспорно, что школьная библиотека – это не только место выдачи книг, а
информационно образовательный центр школы, который должен соответствовать ожиданиям
читателей.
Детство – это удивительная страна. Воспоминания о нём остаются с нами на всю
жизнь. Они ложатся в основу нашего сознания, характера. А значит, можно сказать, что
человек, как храм, закладывается в детстве. А если детство полно лишений, бед и
разочарований, «загнанный в угол» маленький человек может вообще ожесточиться и
замкнуться в себе. Ребёнок не должен чувствовать себя брошенным. Надо стараться сегодня
быть с ним рядом, пояснять, комментировать всё, что он видит, ведь ребёнок не может сам
сделать никаких поправок: он живёт здесь и теперь, и всё для него по правде и навсегда. Мы
должны помочь ребёнку справиться с его сиюминутными переживаниями, объяснить, что как
бы остры и болезненны они не были, все это непременно пройдёт, главное – оставаться
человеком.
Поддерживая и развивая образ современной библиотеки, усиливая её активное
воздействие на культурное и духовное развитие личности учеников, библиотека стремится к
максимальной успешности своей деятельности.
Литература:
1. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное
образование. 2010. № 5. С. 259 263.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного
воспитания российских школьников. Режим доступа:
http://www.rkomitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn.
3. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе: единство
воспитывающих и обучающих технологий // Классный руководитель. 2008. № 5. С.
102 106.
4. Лисица, В. А. Развитие духовно нравственных качеств личности через приобщение к
народной культуре // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 11. С. 20
22.
5. Лихачев А. Духовнонравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев //
Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3.
Школьная библиотека как центр духовно-нравственного воспитания учащихся начальная школа 7-10 лет
Школьная библиотека как центр духовно-нравственного воспитания учащихся начальная школа 7-10 лет
Школьная библиотека как центр духовно-нравственного воспитания учащихся начальная школа 7-10 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.