Материал Школьной олимпиады по русскому языку для 6 класса подобран таким образом, чтобы охватить весь материал курса. Задания разнообразные по своей тематике и уровню сложности. Задания максимально приближены по структуре к экзамену в форме ОГЭ. последнее задание предполагает работу с текстом, где и работа по развитию речи, и связь с литературой.
ФАМИЛИЯ, ИМЯ___________________________ ДАТА НАПИСАНИЯ________________
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
6 КЛАСС
1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
Вьюга, агентство, уменьшить,
ясный______________________________________________________
1.Фонетика и орфоэпия:
2. Расставьте ударения в словах:
водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит
3. В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?
Тире, крем, музей, шинель___________________________________________________
4. Сколько мягких согласных звуков в пословице:
Не трудиться – хлеба не добиться?___________________________________________
2.Словообразование и орфография:
1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
____________________________________________________________________________________
2. Обозначьте состав слов:
Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.
3.Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход? ___________________________
4. Какое слово «лишнее»?
Женитьба, свадьба, косьба, молотьба_____________________________________________
1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
Трасса_________________дискуссия_____________________, авеню____________________
маэстро__________________, фиаско______________________, шеф___________________.
3.Лексика:
2. Замените синонимами устаревшие слова:
Чело___________, ланиты_____________, ветрило_________________, перст_____________,
брань_________________, глаголет_____________________, брадобрей___________________.
3.Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах_____________________________________________________________________,
засучив рукава_______________________________________________________________________,
одного поля ягоды________________________________________________________________,
между двух огней
_______________________________________________________________________.4.Морфология. Синтаксис:
1.Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта.
Дайте столовую ложку._______________________________________________
Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?_______________________________
2.В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:
читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по
аллее, петь громко.____________________
______________________________________________________________________________________
__
3.Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них
ошибку.
А. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.
Б. Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.
В. Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.
Г. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.
______________________________________________________________________________________
__
5.Пунктуация:
1. Найдите предложение без пунктуационных ошибок:
А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.
Б. Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.
В. «Сходи за хлебом» попросила меня мама.
Г. Что пристал ко мне, ты?
_____________________________________________
6.Комплексный анализ текста:
Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста.
Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительновыразительные средства
языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями,
отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте
их, графически объясните постановку знаков препинания.
Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом
своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает
преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро
мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода
собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.
Тема
– ________________________________________________________________________________
Идея
– ________________________________________________________________________________Стиль – _______________________________________________________________________________
Тип
– _________________________________________________________________________________
Тропы – олицетворения: _____________________________________________________________
сравнение: _________________________________________________________________________
эпитеты: _____________________________________________________________________________
Корни с чередованием: _________________________________________________________________
Предложение с ошибкой – ______________________________________________________________
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС
(ответы)
1.Фонетика и орфоэпия: (Максимум 9 баллов)
1. Вьюга (1балл)
2. ВодопровОд, киломЕтр, прибылА, из развитЫх (языков), красИвее, звонИт
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3. Тире (1балл)
4. 5 (1балл)
2.Словообразование и орфография: (Максимум 12 баллов)1. Летят, перелетные, улетать.(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
2. Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее,
двумястами. .(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3. бессуффиксным(1 балл)
4. Свадьба)1балл)
3.Лексика: (Максимум 21 балл)
1. Трассадорога, дискуссияспор, авенюулица, маэстромузыкант, фиаско
поражение, шефначальник.(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
2. Челолоб, ланитыщёки, ветрилопарус, перстпалец, браньбитва, глаголет
говорит, брадобрейпарикмахер.(по 1 баллу за каждый правильный ответ).
3. на всех парусах (быстро)со всех ног; засучив рукава (старательно)не
покладая рук; одного поля ягоды (похожи)два сапога пара или как две капли
воды; между двух огней (между двух опасностей)между Сциллой и Харибдой.(по
2 балла за каждый правильный ответ)
4.Морфология. Синтаксис: (Максимум 5 баллов)
1. Столовая (сущ.подлежащее) закрыта. Дайте столовую (прил.
определение) ложку. (2 балла)
Переход слов из одной части речи в другую. (1балл)
2. наша бригада (1балл)
3. В. (1балл)
1. Б.
5.Пунктуация: 1 балл
6.Комплексный анализ текста: (Максимум 12 баллов)
Тема лесной ручей (1балл)
Идея – лесной ручейдуша леса (1балл)
Стиль – художественный (1балл)
Тип – повествование и описание(1балл)
Тропы – олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри;
рождаясь, пузыри мчатся (2 балла)
сравнение: будто сжимает мускулы; (2 балла)
эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба (2балла)
Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает (1балл)
Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной
ручей и отправляйся его берегом. (1балл)
Общее количество баллов 60.Отмет
Балл
ка
ы
0-24
2
25-38 3
39-53 4
54-60 5