Школьный Этап олимпиады по русскому языку

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЯ ШЭ (1).docx

Всероссийская олимпиада школьников

2020-2021 учебный год


     Школьный этап

    Русский язык

    10-11 классы

 

Продолжительность – 120 минут.


 

 

 

 

Шифр ______

 


 

1.                     Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.

 

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

_________________________________________________________________________________________

 

2.                      В некоторых из приведенных ниже слов можно выделить древние приставки:

 

пасынок, паводок, паста, падчерица, палтус сугроб, сумятица, суета, сурепка, супостат.

 

В каких? Выделите в выписанных словах исторический корень, запишите родственные слова.

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

3.                     Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

 

пять килограммов (яблоки, апельсины, вишни, помидоры) пять (грузины, армяне, черкесы, дунгане)

 

пара (носки, чулки)

 

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

4.                     Это выражение возникло в среде офицеров русской армии. Оставив в револьвере один патрон, они поворачивали барабан наугад, приставляли дуло к виску и нажимали спусковой крючок… Какое выражение имеется в виду? В каких ситуациях его употребляют?

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


5.                      Перед вами три коротких произведения Дмитрия Авалиани.

 

Те - у кровати, та - воркует, те - загудят от яду газет.

 

Сор повис у роз,

 

о Руси вопрос.

 

Дорого небо, да надобен огород.

 

Что роднит эти произведения?

 

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

6.                      Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

 

1.      Многие из тех, кто читал журнал «Эпоха» и был его поклонником, после ряда статей отвернулся от него, посчитав изменение редакционной политики недопустимым.

 

2.      Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

 

3.      На минуту дождь утихает и застучит вновь.

 

4.      Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.

 

5.      Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

 

Исправленный вариант

Комментарий ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.                     Определите, в какой роли выступает слово  да в предложениях:

 

1)                     Да я никуда и не ухожу (Т.Толстая)

 

2)                     Да, сердце Александры Эрнестовны никогда не пустовало (Т.Толстая)

3)                     Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин)

 

4)                     Да ведь она бросила меня. (И.Бунин)

5)                     Да нет, не может быть.


8.                      Подберите синонимы к заимствованным словам:

 

Стагнация _________________________________; Коррумпированный __________________________; Брифинг ____________________________; Консенсус ______________________________; Мониторинг_____________________________.

 

9.                      Восстановите исходную форму цитаты, которая обыгрывается в газетном заголовке. Укажите автора и произведение.

 

1)                 Крабовый корпус. _____________________________________________________

2)                 Я бы в брокеры пошёл._________________________________________________

 

3)                 Луч света в сером царстве.______________________________________________

 

4)                 Хождение по внукам. __________________________________________________

5)                 Тела давно минувших дней._____________________________________________

 

 

 

10.                 С романом «Убийцы вы дураки» русского писателя Александра Ивановича Введенского связано немало тайн. Одна из них состоит в том, что рукопись этого произведения была безвозвратно потеряна. Вторая тайна касается названия романа. Объясните, как его можно интерпретировать и почему.

 

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

11.     Объясните, чем с точки зрения характера коммуникации (жанров речи1) отличаются высказывания:

 

1) Внимание! Магазин закрывается через 15 минут. Просим оплатить покупки в кассе.

 

2) Внимание! Через 15 минут магазин закрывается. Покупатели не будут обслуживаться в кассах.

 

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________