Школьный Этап олимпиады по русскому языку

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЯ ШЭ (5).docx

Шифр ______

 

Всероссийская олимпиада школьников

2020-2021 учебный год

Школьный этап.

Русский язык

7   класс

Продолжительность – 90  минут

 

1.                 Расставить ударения в словах:


 

танцовщица, диспансер, средства, христианин,


 

дремота, щавель,


 

квартал, искра,


 

красивейший, газопровод

 


 

 

2.                 В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

 

1)    воробьи, перешьют, поставь;

 

2)    маячить, разрежьте, бурьян;

 

3)    увлечься, мальчонка, съешьте;

 

4)    объедки, уязвить, обжечься

 

___________________________________________

 

3.                 Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

 

интуиция - _____________________, экстренный - _____________________, шарм - _____________________, абсурд - _____________________, шеф - _____________________.

 

4.                 В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

1)    Ветрило сильный ветер.

 

2)    Ланиты часть доспехов древнерусского воина.

 

3)    Ферт название буквы Ф.

 

4)    Кузен двоюродный брат.

 

5)    Чело голова.

 

6)    Конка городской транспорт с конной тягой

 

7)    Челобитная наказание.

 

8)    Наперсник металлический колпачок, надеваемый на палец при

 

шитье

 

________________________________________________________________

________________________________________________________________


________________________________________________________________

 

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

5.                 Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

1.                 О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

 

2.                 О кротком, безобидном человеке.

 

3.                 О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

 

4.                 О человеке, который часто меняет свои решения.

 

1)                О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

 

1)                Об очень худом, изможденном человеке

 

 

6.                 Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме Ø Ç Ù

 

вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление, заглянут, булочник, поумнее, доросший, местность

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

7.                 Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

 

строй,жгут,печь,ласково,стекло

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________


 

8.                 Исправьте ошибки в предложениях.

 

 

1.            Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти

 

2.            Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья

 

3.            Это был самый вернейший способ решения задачи

 

4.            Он рассказал мне автобиографию своей жизни

 

5.            Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина

 

9.                 Расшифруйте данные пословицы:

 

УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ. НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.

 

ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________

 

10.                 Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных:

 

грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________

 

11.             Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами – хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так называл? Приведите 3-4 примера таких слов.


_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________

 

12.             Придумайте и запишите продолжение сказки.

 

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

 

-   Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.

 

-   А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________