Школьный Этап олимпиады по русскому языку

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЯ ШЭ (6).docx

Шифр ______

 

Всероссийская олимпиада школьников

2020 - 2021 учебный год

Школьный этап

Русский язык

8  класс

Продолжительность – 90  минут

 

1.     Определите, сколько раз каждый звук слова «тир» встречается в следующей фразе:

 

 

Жили-были старик со старухой

 

________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

 

2.     Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

 

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно ок..залась у г..ризонта;

 

бл..с(?)нула огне..ая нить; смеша..ый лес; проб..рались (на)угад; мгнове..о оз..ряется; (не)решительный, но как(будто) тр..вожный; пока ливень (не)пустился (во)всю.

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

3.                 Правильно ли определено слово, предшествующее в словообразовательной цепочке? Прокомментируйте выявленные ошибки.

1.   подчеркивание – подчеркивать;

2.   окаменелость – окаменеть;

3.   сотрясение – трясти.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________

 

4.                 Замените заимствованные слова русскими синонимами:

 

антракт - ________________,

финал -

______________,

ситуация- ______________,

эпилог -

______________,

лозунг -

______________,

имитация - _____________.

миссия -

______________,

 

 


5.     Исправьте ошибки в предложениях.

 

1.            Скоро я обратно вернулся в этот город.

 

 

2.            Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

 

3.            Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом.

 

4.            Покатавшись на катке, болят ноги.

 

 

 

 

5.            Девочка хорошо говорит по-немецкому.

 

 

6.            Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас.

 

 

 

6.                 Найдите обобщающее понятия слово, которое синонимично обоим приведенным вариантам.

мелодия

 

побудительная причина

выучить

 

сословие

несложный

 

вынужденное бездействие

созревать

 

исполнить песню

инструмент

 

поглощение жидкости

 

 

(прошедшее время)

 

7.          Найдите «лишнее». Прокомментируйте.

 

Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


8.                 Правильно ли определены морфологические признаки слова в предложении. Прокомментируйте ошибки.

 

1.   Глухим темным вечером ( сущ., нариц., неодуш., м.р., II скл., в тв. п., ед. ч.) в дом кто-то постучал.

 

2.   Редко перекликались (несов. в., переход., I спр., в изъяв. накл., мн. ч.) птицы.

 

3.   Впереди стояла коленом изогнутая ( прич., страд., прош. вр., сов. в., в им. п., ед. ч., ж.р.) береза.

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________

 

9.                 Какие из приведённых конструкций являются словосочетаниями с подчинительной связью. Выпишите и определите тип связи.

 

1.   Все журналы. 2. Мороз и солнце. 3. Александр Блок. 4. Отчетливо вижу. 5. Изысканная обстановка. 6. Брат и сестра. 7. Ворон – птица зловещая. 8. Симфония пробуждения.

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________

 

10.                 Прочитайте приведённые ниже заголовки газетных статей и восстановите исходные выражения. Поясните, как возникли такие названия статей.

1.   Есть поезд золотой? («Аргументы и факты», № 37, 2015 г.).

 

2.   7 смертей и 1 жизнь («Аргументы и факты», № 37, 2015 г.).

3.   Беженцам везде у них дорóга («Комсомольская правда», 07.09.2015 г.).

4.   Нас утро встречает Высоцкой («Комсомольская правда», 07.09.2015 г.).

5.   Дружба врозь («Комсомольская правда», 11.09.2015 г.).

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


11.             Придумайте и запишите продолжение сказки.

 

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

 

-   Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.

 

-   А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________