Шифр ______
Всероссийская олимпиада школьников
2020 - 2021 учебный год
Школьный этап
Русский язык
8 класс
Продолжительность – 90 минут
1. Определите, сколько раз каждый звук слова «тир» встречается в следующей фразе:
Жили-были старик со старухой
________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно ок..залась у г..ризонта;
бл..с(?)нула огне..ая нить; смеша..ый лес; проб..рались (на)угад; мгнове..о оз..ряется; (не)решительный, но как(будто) тр..вожный; пока ливень (не)пустился (во)всю.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Правильно ли определено слово, предшествующее в словообразовательной цепочке? Прокомментируйте выявленные ошибки.
1. подчеркивание – подчеркивать;
2. окаменелость – окаменеть;
3. сотрясение – трясти.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________
4. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
антракт - ________________, |
финал - |
______________, |
|
ситуация- ______________, |
эпилог - |
______________, |
|
лозунг - |
______________, |
имитация - _____________. |
|
миссия - |
______________, |
|
|
5. Исправьте ошибки в предложениях.
1. Скоро я обратно вернулся в этот город.
2. Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.
3. Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом.
4. Покатавшись на катке, болят ноги.
5. Девочка хорошо говорит по-немецкому.
6. Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас.
6. Найдите обобщающее понятия слово, которое синонимично обоим приведенным вариантам.
мелодия |
|
побудительная причина |
выучить |
|
сословие |
несложный |
|
вынужденное бездействие |
созревать |
|
исполнить песню |
инструмент |
|
поглощение жидкости |
|
|
(прошедшее время) |
7. Найдите «лишнее». Прокомментируйте.
Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8. Правильно ли определены морфологические признаки слова в предложении. Прокомментируйте ошибки.
1. Глухим темным вечером ( сущ., нариц., неодуш., м.р., II скл., в тв. п., ед. ч.) в дом кто-то постучал.
2. Редко перекликались (несов. в., переход., I спр., в изъяв. накл., мн. ч.) птицы.
3. Впереди стояла коленом изогнутая ( прич., страд., прош. вр., сов. в., в им. п., ед. ч., ж.р.) береза.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________
9. Какие из приведённых конструкций являются словосочетаниями с подчинительной связью. Выпишите и определите тип связи.
1. Все журналы. 2. Мороз и солнце. 3. Александр Блок. 4. Отчетливо вижу. 5. Изысканная обстановка. 6. Брат и сестра. 7. Ворон – птица зловещая. 8. Симфония пробуждения.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________
10. Прочитайте приведённые ниже заголовки газетных статей и восстановите исходные выражения. Поясните, как возникли такие названия статей.
1. Есть поезд золотой? («Аргументы и факты», № 37, 2015 г.).
2. 7 смертей и 1 жизнь («Аргументы и факты», № 37, 2015 г.).
3. Беженцам везде у них дорóга («Комсомольская правда», 07.09.2015 г.).
4. Нас утро встречает Высоцкой («Комсомольская правда», 07.09.2015 г.).
5. Дружба врозь («Комсомольская правда», 11.09.2015 г.).
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
11. Придумайте и запишите продолжение сказки.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.