ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
10-11 класс
I. Знание текстов художественных произведений. (14 б)
1. Определите, кому из героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» принадлежат следующие характеристики:
Непосредственный, честный, цельный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
1.2 «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, фальшивый, завистливый, человек с необоснованным самомнением.
1.3 Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критически мыслящий; высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой.
1.4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.
Максимальное количество баллов – 4
2. Н.В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения деградации помещиков в поэме «Мертвые души»: А) Плюшкин б) Манилов в) Собакевич г) Коробочка д) Ноздрев
Максимальное количество баллов – 1
3. Кому из литературных героев принадлежат слова?(1б) Укажите автора (1б) и произведение. (1б)- по 3 б.
1)Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай.
2) У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее и то не день, а мгновение.
3) Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Максимальное количество баллов – 9
Итог:14
II. Историко-литературные задания.
1. При переводе на языки народов Востока названия известных произведений русских писателей заметно изменились. Соотнесите «обратный» перевод заглавий с русскими оригиналами; назовите авторов литературных произведений.
|
«Последний крах кровавых битв в северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы» |
«Рудин |
|
«Война и любовь» |
«Метель» |
|
«Перекати-поле» |
«Станционный смотритель» |
|
«Родительская любовь» |
«Война и мир» |
|
«Знак судьбы из бури» |
Капитанская дочка» |
Максимальное количество баллов – 5
Определите по характеристикам Литературные направления:
1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы
2) теория "трех штилей", драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом
3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах
4) доминантой «человеческой природы» является чувство, а не разум
Максимальное количество баллов – 4
Итог: 9 баллов
III. Знание теории литературы.
1. Ниже даны определения различных терминов - тропов. Соотнесите их, приведите свои примеры:
|
1. Синекдоха |
А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. |
|
2. Аллегория |
Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
|
3. Сравнение |
В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
|
4. Гипербола |
Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. |
|
5. Олицетворение |
Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. |
2. Определите стихотворный размер стиха, которым написано стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное». (1б) Назовите приемы, которые использованы. (4б)
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Максимальное количество баллов – 5
Итог: 15
IV. Литература и другие виды искусства
Назовите известных переводчиков «Слово о полку Игореве» -по 1 б
Назовите режиссера, создавшего фильм по пьесе Островского «Бесприданница»
Назовите композитора, который написал романс на стих М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»
Максимальное количество баллов – 3
Итог: 41
V. Анализ лирического произведения.
Выполните анализ Виктора Бокова «Руки», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: 1. Тема и смысл названия (3б) 2.художественные образы стихотворения(3б) 3.средства выразительности(3б) 4.особенности композиции(3б) 5.синтаксические и метрические особенности стихотворения(3б) 6. Строфика, размер, рифма(3б) 7. идейное содержание стихотворения(4б)
Итог-22 балла
Дополнительные баллы за оригинальные наблюдения и трактовку.-1 балл
Предложенные для анализа направления носят рекомендательный характер; Вы можете выбрать собственный путь анализа.
Виктор Боков «Руки»
Присматривайтесь
к опытным рукам!
Они в морщинах и в набухших венах.
Я находился вместе с ними сам
В дневных, в ночных, в вечерних сменах.
Я замечал: в
них мало суеты,
Движения расчетливые, трезвые.
Сосредоточенно работой заняты,
Они минутным отдыхом не брезгуют.
Я наблюдал, как
эти руки спят,
Как режут хлеб и мякоть каравая.
Когда они на скатерти лежат,
Покоится в них гордость родовая.
Когда они
орудуют резцом,
Не подберешь в тот миг для них сравненья,
Не нарисуешь никаким словцом
Их занятость, высокое уменье.
Не обижайте
этих рук, друзья!
Любите их от всей души, поэты!
И помните: без них никак нельзя,
Они в ладонях держат труд планеты!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.