Школьный этап ВСОШ по литературе 10-11 класс

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Школьный этап ВСОШ по литературе 10-11 класс.docx

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

10-11 класс

I. Знание текстов художественных произведений. (14 б)

1. Определите, кому из героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» принадлежат следующие характеристики:

Непосредственный, честный, цельный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

1.2  «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, фальшивый, завистливый, человек с необоснованным самомнением.

1.3 Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критически мыслящий; высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой.

1.4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.

Максимальное количество баллов – 4

2. Н.В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения деградации помещиков в поэме «Мертвые души»: А) Плюшкин     б) Манилов    в) Собакевич    г) Коробочка    д) Ноздрев

Максимальное количество баллов – 1

3. Кому из литературных героев принадлежат слова?(1б) Укажите автора (1б)  и произведение. (1б)-  по 3 б.

1)Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай.

2) У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее и то не день, а мгновение.

3) Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Максимальное количество баллов – 9

Итог:14

II. Историко-литературные задания.

1. При переводе на языки народов Востока названия известных произведений русских писателей заметно изменились. Соотнесите «обратный» перевод заглавий с русскими оригиналами; назовите авторов литературных произведений.

 «Последний крах кровавых битв в северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы»

«Рудин

«Война и любовь»

«Метель»

«Перекати-поле»

«Станционный смотритель»

«Родительская любовь»

«Война и мир»

«Знак судьбы из бури»

Капитанская дочка»

Максимальное количество баллов – 5

 

Определите по характеристикам Литературные направления:

1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы

2) теория "трех штилей", драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом

3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах

4) доминантой «человеческой природы» является чувство, а не разум

Максимальное количество баллов – 4

Итог: 9 баллов

III. Знание теории   литературы.

1. Ниже даны определения различных терминов - тропов. Соотнесите их, приведите свои примеры:

1. Синекдоха

А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

2. Аллегория

Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

3. Сравнение

В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

4. Гипербола

Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

5. Олицетворение

Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

2. Определите стихотворный размер  стиха, которым написано стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное». (1б) Назовите приемы, которые использованы. (4б)

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

Максимальное количество баллов – 5

Итог: 15

IV. Литература и другие виды искусства

Назовите известных переводчиков «Слово о полку Игореве» -по 1 б

Назовите режиссера, создавшего фильм по пьесе Островского «Бесприданница»

Назовите композитора, который написал романс на стих М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»

Максимальное количество баллов – 3

Итог: 41

V.  Анализ лирического произведения.

Выполните анализ Виктора Бокова  «Руки», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: 1. Тема и смысл названия (3б) 2.художественные образы стихотворения(3б) 3.средства выразительности(3б) 4.особенности композиции(3б) 5.синтаксические и метрические особенности стихотворения(3б) 6. Строфика, размер, рифма(3б) 7. идейное содержание стихотворения(4б)

Итог-22 балла

  Дополнительные баллы за оригинальные наблюдения и трактовку.-1 балл

Предложенные для анализа направления носят рекомендательный характер; Вы можете выбрать собственный путь анализа.

Виктор Боков  «Руки»

Присматривайтесь к опытным рукам!
Они в морщинах и в набухших венах.
Я находился вместе с ними сам
В дневных, в ночных, в вечерних сменах.

Я замечал: в них мало суеты,
Движения расчетливые, трезвые.
Сосредоточенно работой заняты,
Они минутным отдыхом не брезгуют.

Я наблюдал, как эти руки спят,
Как режут хлеб и мякоть каравая.
Когда они на скатерти лежат,
Покоится в них гордость родовая.

Когда они орудуют резцом,
Не подберешь в тот миг для них сравненья,
Не нарисуешь никаким словцом
Их занятость, высокое уменье.

Не обижайте этих рук, друзья!
Любите их от всей души, поэты!
И помните: без них никак нельзя,
Они в ладонях держат труд планеты!