Школьный этап ВСОШ по литературе 7 класс

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Школьный этап ВСОШ по литературе 7 класс.docx

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

7 класс

Время выполнения заданий – 45-60  минут                                       

ЗАДАНИЯ

I.  Знание текстов художественных произведений.

1. Узнай героя произведения, укажи автора и название. ( по 3 б)

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

в) «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»

г)  «- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на  голову.

 А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».       

Максимальное количество баллов –  12

 2. Блиц-опрос. ( Максимальное количество баллов – 5)

1)  «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу…» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Кто же выполз на пень греться?

2) Что прислала Лидия Михайловна из рассказа В.П. Распутина «Уроки французского» мальчику в первой посылку, что во второй?

3) О ком идет речь? «До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.»

4)  В какие дни для  Тургенева русский язык становится «опорой и поддержкой»?

5)  Кто главный герой рассказа  Чехова «Хамелеон ?

II. Историко-литературные задания.

1. В 1820 году А.С.Пушкин получил в подарок портрет известного литератора с дарственной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя». Назовите имя литератора и известные вам его  произведения.

 Максимальное количество баллов – 2

2. Какие  литературные псевдонимы был у Чехова в молодости?

Максимальное количество баллов – 2

3. Назовите имена писателей, с которыми связаны следующие места нашей области:

А) г. Шуя

Б) музей-заповедник Щелыково (Костромская область) и  г.Кинешма

В) дом-музей Ново-Талицы

Максимальное количество баллов – 3

III. Знание теории   литературы.

1.  По определению назовите термин, приведите свои примеры:

определение

термин

пример

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

 

 

2) Образное  выражение,  содержащее  непомерное  преувеличение  размера, силы...

 

 

3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами

 

 

4) Противопоставление  частей, образов, героев произведения

 

 

5) Художественное образное определение.

 

 

Максимальное количество баллов – 10

IV. Литература и другие виды искусства

1.  О какой картине идет речь? ( 1б) Кто является ее автором?(1б) С каким произведением перекликается сюжет картины? (1б)

Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная девочка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Она задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие пальцы рук крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени.

Максимальное количество баллов – 3

                                                             V. Работа с текстом.

 Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы.

1.Определите тему. О какой весне рассказывается в стихе?

Только ли о природе говорится в стихе? (3б)

2.Объясните выражения: «повеяло весною», «чиста лазурь», « зима унесла заботы». (3б)

3.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения (сравнение, эпитет, олицетворение). Докажите строчками. Почему? (3б)

4. Какое чувство испытывает  лирический герой? (3б)

5. Как вы поняли идею стиха?(3б)

Максимальное количество баллов-15.

Максимальное количество баллов  за всю работу – 52