ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
7 класс
Время выполнения заданий – 45-60 минут
ЗАДАНИЯ
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Узнай героя произведения, укажи автора и название. ( по 3 б)
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
в) «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»
г) «- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.
А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».
Максимальное количество баллов – 12
2. Блиц-опрос. ( Максимальное количество баллов – 5)
1) «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу…» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Кто же выполз на пень греться?
2) Что прислала Лидия Михайловна из рассказа В.П. Распутина «Уроки французского» мальчику в первой посылку, что во второй?
3) О ком идет речь? «До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.»
4) В какие дни для Тургенева русский язык становится «опорой и поддержкой»?
5) Кто главный герой рассказа Чехова «Хамелеон ?
II. Историко-литературные задания.
1. В 1820 году А.С.Пушкин получил в подарок портрет известного литератора с дарственной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя». Назовите имя литератора и известные вам его произведения.
Максимальное количество баллов – 2
2. Какие литературные псевдонимы был у Чехова в молодости?
Максимальное количество баллов – 2
3. Назовите имена писателей, с которыми связаны следующие места нашей области:
А) г. Шуя
Б) музей-заповедник Щелыково (Костромская область) и г.Кинешма
В) дом-музей Ново-Талицы
Максимальное количество баллов – 3
III. Знание теории литературы.
1. По определению назовите термин, приведите свои примеры:
|
определение |
термин |
пример |
|
1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. |
|
|
|
2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы... |
|
|
|
3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами |
|
|
|
4) Противопоставление частей, образов, героев произведения |
|
|
|
5) Художественное образное определение. |
|
|
Максимальное количество баллов – 10
IV. Литература и другие виды искусства
1. О какой картине идет речь? ( 1б) Кто является ее автором?(1б) С каким произведением перекликается сюжет картины? (1б)
Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная девочка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Она задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие пальцы рук крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени.
Максимальное количество баллов – 3
V. Работа с текстом.
Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы.
1.Определите тему. О какой весне рассказывается в стихе?
Только ли о природе говорится в стихе? (3б)
2.Объясните выражения: «повеяло весною», «чиста лазурь», « зима унесла заботы». (3б)
3.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения (сравнение, эпитет, олицетворение). Докажите строчками. Почему? (3б)
4. Какое чувство испытывает лирический герой? (3б)
5. Как вы поняли идею стиха?(3б)
Максимальное количество баллов-15.
Максимальное количество баллов за всю работу – 52
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.