Школьный этап ВСОШ по литературе 9 класс

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Школьный этап ВСОШ по литературе 9 класс.docx

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

9 класс.

Время выполнения заданий – 2 часа        Максимальное количество баллов – 54

ЗАДАНИЯ

I.  Знание текстов художественных произведений

1. Кому из персонажей принадлежат эти строки? Назовите произведение и его автора.

1) Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

2) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

3) …очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками и …ласковая, радостная улыбка…была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой…выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами.

Максимальное количество баллов - 6

2. Кому принадлежат крылатые выражения из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

1) … две крысы… пришли, понюхали и пошли прочь

2)  … человек простой, если умрет, так и то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет.

3)   Чему смеетесь? - Над собой смеетесь!

Максимальное количество баллов – 3

3. В древнерусской летописи так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость…» В чем же заключалась эта хитрость?

Максимальное количество баллов – 2

II. Историко-литературные задания.

1.С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

1) Ясная Поляна   2) Архангельская губерния, Холмогорский уезд     3) Спасское – Лутовиново      4) Нежин         5) Тарханы     6) Мелихово    7) Карабиха    8) Михайловское

Максимальное количество баллов – 8

2.  Н.А.Некрасов «Русские женщины» . Какое отношение княгиня Трубецкая имела к убийцам и ворам? Максимальное количество баллов – 2

Губернатор

Вам не придется с мужем быть

Минуты глаз на глаз,

В казарме общей надо жить,

А пища: хлеб да квас.

Пять тысяч каторжников там,

Озлоблены судьбой,

Заводят драки по ночам,

Убийства и разбой….

III. Знание теории   литературы.

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина?

 Максимальное количество баллов – 1

2. Составьте словосочетания или предложения, описывающие море, с использованием:

А) метафоры      б) сравнения     в) эпитета    г) гиперболы

Максимальное количество баллов – 4

3. Определите размер стихотворного отрывка:

Быть можно дельным человеком.

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Максимальное количество баллов – 1

IV. Литература и другие виды искусства

1. Назовите художников, создавших иллюстрации к «Слово о полку Игореве».                                     Максимальное количество баллов – 3

2. Кто из композиторов положил на музыку стихотворение Расула Гамзатова «Журавли»?                     Максимальное количество баллов – 3

3. Кто основал знаменитую картинную галерею в Москве?      Максимальный балл – 2

V.  Анализ поэтического текста. (19 баллов)

Выполните анализ текста, опираясь на приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации:  1. тема  2.особенности композиции, 3.средства создания пейзажных зарисовок и их роль в тексте, 4. особенности лексики, использованной в стихотворении, строфика, стихотворный размер.5. Лирический герой: его чувства, состояние. 6.  идейная направленность стихотворения.

Предложенные для анализа направления носят рекомендательный характер; Вы

можете выбрать собственный путь анализа.

СОСНА


Я к ночи из лесу не вышел,

Проколобродив целый день.

Уж, как вода, все выше, выше

Деревья затопляла тень.

 

Янтарь стволов и зелень хвои —

Все черным сделалось теперь.

В лесу притихло все живое.

И стал я чуток, словно зверь.

А наверху, над мглою этой,

Перерастя весь лес, одна,

В луче заката, в бликах света

Горела яркая сосна.

 

И было ей доступно, древней,

Все, что не видел я с земли:

И сам закат, и дым деревни,


И сталь озерная вдали.

1954

Количество баллов — 19